ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
Урок в 1 классе
Цель: Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.
Содержание темы: Бережное отношение к книге. Ознакомление с правилами пользования книгой, обучение умению обернуть книгу. Работа с плакатом «Правила обращения с книгами»
Форма проведения: Рассказ о создании книги, стихотворение С. Маршака «Как печатали нашу книгу», игра с Доктором Айболитом «Книжкина больница».
Оборудование к уроку:
- Плакат «Правила обращения с книгами. Книжка-растрепа.
- Книги, которые нужно «полечить». Книга для библиотекаря с яркими иллюстрациями и выразительным титульным листом.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор пойдет о том, как нужно обращаться с книгой, чтобы она долго жила. Для начала я хочу вам загадать загадку, вы же любите загадки?
За окном гуляет вьюга
Чертит на окне узор,
А мы в тепле, с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки
Ребячий лагерь, лес, костер.
Взял а чернильную резинку
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил.
Взял друга бережно рукою
И в шкаф на полку положил.
Кто этот друг? Угадали?
Дети: Книга!
(Двери открываются и входит Королева-книга.)
Королева-книга: Здравствуйте, ребята.! Я — Королева-книга. Я хочу вам рассказать о том, как нелегко создавать книгу. Вы знаете, кто помогает книге выйти в свет?
(авторы, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии)
Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
Но разговор идет сейчас
О мастерах печати.
Взяла машина лист простой
И наложила краску-
И вот писатель
Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума.
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет.
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет
И вот пред вами — книга!
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое — печать
И требует учебы.
Королева — книга: Вот так в стихотворении С.Маршак рассказал, как в типографиях делают книги, которые приходят потом в библиотеки.
Библиотекарь: Ребята! А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней работает писатель, затем художник. (Показ яркую книгу с иллюстрациями). Вам всем нравятся книги с яркими, красочными иллюстрациями, они помогают зримо представить героев книг, лучше понять то, о чем хотел рассказать автор. Иллюстрации помогают и при выборе книг, так как по ним можно определить содержание книги. Теперь вам понятно, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась книга, и поэтому мы с вами должны их беречь. О том, как надо обращаться с книгами, нам расскажет плакат
«Правила обращения с книгами»:
- Не рисовать, не писать ничего в книгах;
- Не вырывать листы, не вырезать картинки;
- Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
- Не читать книги во время еды;
- Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
- Пользоваться закладкой
(Слышится шум за дверью. Вбегает маленькая девочка, она растрепана.)
Книжка-растрепа: Ой! Ой! Спасите! Помогите! За мной гонится мальчик Гришка и грозится совсем разорвать!
(Королева-книга заслоняет книжку-растрепу)
Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Все заплюю!
Королева-книга: Гриша! Что с тобой? Зачем ты испортил книжку?
Гришка: Подумаешь, книга, да что в ней хорошего?
Библиотекарь: Вот и видно, что ты не умеешь обращаться с книгами и не бережешь их.Наверное, это про тебя написано стихотворение С. Я. Маршака.
(Выходят две девочки, читают)
1 девочка:
У Скворцова Гришки
жили-были книжки,
грязные, лохматые,
рваные, горбатые.
Без конца и без начала,
Переплеты, как мочала,
На листах каракули,
Книжки горько плакали.
Гришка: Нет, я не Скворцов, я — Иванов. А что дальше написано в стихотворении?
2 девочка:
А у Гришки — неудача.
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать,
Заглянул он под кровать,
Ищет в печке и в ведре,
И в собачьей конуре.
Что тут делать, как тут быть.
Где задачник раздобыть?
Остается с моста в реку
Иль бежать в библиотеку.
1 девочка:
Говорят, а читальный зал
Мальчик целенький вбежал.
Он спросил у строгой тети:
«Вы тут книжки выдаете?»
А в ответ со всех сторон:
Закричали книжки: «Вон!»
Гришка съежился и говорит:
Да я что, я ничего!
Я не буду больше рвать книжки! (убегает)
Библиотекарь: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, что нет!
К нам в гости пришел один сказочный герой, но прежде, чем он войдет, вы должны назвать его имя.
Всех на свете он добрей,
лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит, это доктор….
(Айболит)
(Появляется Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5-6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в «Книжкину больницу», мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и в заключение нашего занятия послушаем стихотворение С. Маршака «Книжки жалобы, или чего книга желала бы»
Я — книга! Я — товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня — туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я — твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеюсь, все всё это хорошо запомните. До свидания, до следующих встреч!