Структура книги: Предисловие, Послесловие, Аннотация, Словарь
Библиотечный урок для учащихся 5—х классов
ОФОРМЛЕНИЕ: В библиотеке оформлена выставка новых поступлений, подобраны книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями. Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны слова «обложка», «корешок», «страницы», «иллюстрации», «оглавление», «титульный лист».
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомимся с теми элементами книги, которые вам еще не известны.
Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги. Вот перед вами на столе лежит ромашка, на лепестках которой написаны названия элементов книги. Кто первый вытянет лепесток?
Выходят ученики, читают вслух слова, написанные на лепестках ромашек, объясняют их значение и показывают соответствующие части книги. Во время ответов ученикам могут быть заданы наводящие вопросы:
«Для чего нужна обложка?»,
«Как называется первый лист книги?»,
«О чем может рассказать титульный лист?»,
«О чем говорят выходные данные?»,
«Что можно узнать из оглавления?»,
«Что мы называем иллюстрациями?»
ВЕДУЩИЙ: Итак, некоторые элементы книги мы с вами вспомнили. А теперь приготовьте тетради-памятки (в них раньше записывались библиотечные термины, правила пользования книгой, библиотекой и т. п.), в них мы запишем новые слова.
Внимание, записываем: «Предисловие» и «Послесловие» — это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом или после него.
Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, о его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, об их дальнейшей судьбе, и о многом другом.
(Ведущий показывает наиболее интересные книги с предисловием и послесловием.)
ВЕДУЩИЙ: В предисловии к книге Д. Родари о приключениях Чипполино описывается история создания этой знаменитой повести-сказки. Оказывается, одна из читательниц попросила Д. Родари сочинить что-нибудь веселое для ее больного сына по имени Чичго.
А вот какое предисловие написал к своей книжке «Моя Вообразилия» поэт Б. Заходер: «Почему в книжках бывают прИдисловия, а уйдисловий не бывает? — спросил меня много лет тому назад один маленький мальчик. — Ведь прИдисловие — это вроде как «здравствуйте!» Значит, должно быть и «до свидания» — «уйдисловие»!
Написать предисловие или послесловие может сам автор или другой писатель, а то и про сто хороший друг автора.
А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или послесловие и обратите внимание на то, кто их написал и о чем они рассказывают.
(Желательно, чтобы ведущий спросил каждого ученика.)
ВЕДУЩИЙ: Хорошо, молодцы, ребята. А теперь поговорим о том, какие еще элементы могут рассказать о книге? На обороте титульного листа или в самом конце книги обычно сообщается, для какого возраста она издана. На это тоже надо обращать внимание. Если вы возьмете книгу для старшеклассников, вам будет трудно ее читать, многое вы еще не поймете. А если выберете книгу для малышей, вам будет скучно, неинтересно читать. Посмотрите, пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого возраста они предназначены?
(Ребята отвечают.)
ВЕДУЩИЙ: В каждой книге есть аннотация. Давайте запишем это слово в нашу памятку. Аннотация — это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда — всего две-три фразы, но о самой главной теме книги. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или на последней странице.
Найдите в своих книгах аннотацию. Правильно, это небольшой текст, всего несколько слов или предложений. Но это очень важные слова или предложения. Они коротко говорят о содержании книги. Перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
(Ребята читают аннотации и говорят, что они узнали о книге.)
ВЕДУЩИЙ: Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет значения не понятных ребятам слов. Например, читаете вы книгу о море, о путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов вам просто не обойтись.
В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагаемой литературы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
А теперь повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились. Верно, это — предисловие, послесловие, аннотация, словари.
(Ребята дают определения новых понятий.)
ВЕДУЩИЙ: А теперь предлагаю вам разделиться на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете структуру книги.
(Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них.)
ВОПРОСЫ:
- Для чего нужна суперобложка?
- 0 чем нам расскажет титульный лист
- Какую роль играют в книге иллюстрации?
- Где можно найти объяснение непонятным словам?
- Что такое аннотация?
- Что можно узнать из предисловия и послесловия?
- Определите, для какого возраста предназначена данная книга.
(После игры ребятам предоставляется щ во выбрать книгу с выставки новых поступлений. Они должны объяснить, что имен (аннотация, предисловие и т. д.) помогло сделать свой выбор.)