ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,
последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
- по целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные;
- по содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
- по видам включенных изданий: на обзоры книг; журналов, специальных видов литературы и других документов;
- по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
- Выбор темы.
- Выявление произведений печати.
- Просмотр и отбор произведений печати.
- Группировка произведений.
- Характеристика произведений печати.
- Литературная обработка текста обзора.
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотек, затем — целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы и др.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора — процесс творческий, основанный на учете многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомится с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря (библиографа) — заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывками и цитатами.
По структуре обзор состоит из трех основных частей:
- Вводная.
- Основная.
- Заключительная.
В водной части читателя вводят в тему, обосновывают ее важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своем арсенале ряд приемов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
Вторая часть — сам текст обзора. Отобранные документы располагаются в определенном по-
рядке — по хронологии или логике, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей — внушение, убеждение, приемы рекламы.
Среди специфических рекомендуемых приемов — сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, использование приемов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях и т. п.
Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие требования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчетливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.
Важна продолжительность обзора: он не должен длиться более 30 минут.
Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Библиографический обзор как метод массовой работы может быть самостоятельным мероприятием, а может являться частью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каждой библиотеке, особенно массовой, есть место для его проведения. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занимаются читатели, неправомерно.
Многие библиотеки нашли выход: они повесили объявление в читальном зале, в котором определено время для проведения обзоров. Например, каждое воскресенье в 13.00 организуются обзоры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце концов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.
Новые возможности для их проведения предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.
Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется, сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно-политического характера, затем — научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.
Цель устных обзоров, подготавливаемых по материалам поступивших в библиотеку журналов, — познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издается недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публицистические произведения, воспоминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.
В заключительной части обзора необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале — не только литературно-художественном, кратко охарактеризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуемых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.
Тематические обзоры
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных одной теме, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов-связок.
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно-критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом — произведения, посвященные отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.
Персональные обзоры
Такие обзоры проводятся в связи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).
Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора — писателя, публициста. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих — одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и библиографических картотек, но и путем просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры серий
При подготовке обзора серий основное внимание уделяется общей характеристике серии: во вступительной части сообщается ее название, приводятся краткие сведения об истории создания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дается информация о каждой книге, включенной в обзор.
Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указатель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, статьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библиография» и др.).
Можно запланировать, подготовить и провести цикл рекомендательных обзоров книг, вышедших в сериях «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговедческих серий: «Писатели о писателях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».
Обзор периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание читателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики — проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т. д.
Спасибо огромное за методический материал библиографического обзора.