Умел ли читать и писать Иисус Христос

Внимательное прочтение канонических Евангелий убеждает в том, что Иисус Христос не только умел читать и писать, но и проникновенно использовал Священное Писание и своих проповедях. Опираясь на публикации по истории античного христианства и сообщаемые евангелистами сведения, доктор педагогических наук Александр Евгеньевич Шапошников попытался ответить ни следующие вопросы: кто обучил Иисуса грамоте? Посещал ли он школу? На какие библейские сюжеты и изречения ссылался в своих проповедях? Насколько известно, такой историко-читателеведческий анализ земной жизни Иисуса Христа проводится впервые.

 Шапошников, А. Е. Умел ли читать и писать Иисус Христос [Текст] / А. Е. Шапошников // Мир библиографии. — 2006. — № 2 . — С. 34-39

  

«Исследуйте Писания …»  Иисус Христос

Аксиоматичным представляется положение о том, что авторы канонических «Евангелий (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) достоверно передают события жизни Иисуса Христа и содержание Его проповедей (вплоть до характерных оборотов речи). Па­раллельное сопоставление проповедей с упо­минаемыми в них библейскими книгами и из­речениями позволило выявить творческий подход Иисуса Христа к чтению, Его направ­ленность на утверждение преобразующих мир нравственных ценностей.

 Откуда он «знает Писания, не учившись?»

Во времена Иисуса Христа разговорным языком в Палестине был арамейский, который евреи усвоили, будучи в пленении в Вавилоне. Языку, на котором изъяснялись ветхозавет­ные евреи и на котором была написана Библия, необходимо было учиться. Знание древнеев­рейского языка приобреталось в раввинских учебных заведениях. Для подготовки образо­ванных книжников в Иерусалиме существова­ла специальная школа под названием «Бэт-Гассефер» — Дом Книги. Но в Евангелиях нет указаний на то, что Иисус проходил такую учебу. Более того, в Евангелии от Иоанна пере­дано неприкрытое удивление иудеев тем обс­тоятельством, что Он «знает Писания, не учив­шись» (Ин. 7:15).

Кто же тогда обучил Иисуса грамоте и ввел Его в круг библейской литературы (не только в виде переводов на арамейский язык — таргумов, но и оригинальных текстов)? Есть все основания полагать, что наставниками были Иосиф и Мария, «в повиновении» у которых Он находился. Мария с 3 до 14 лет воспитыва­лась при Иерусалимском храме. В доме свое­го обрученника, Иосифа, она не забывала сво­их любимых занятий — чтения книг и руко­делия. По преданию, явившийся к ней с благовестием архангел Гавриил застал ее за чтением.

Икона Калужской Божией Матери

 Изображение Богоматери с книгой в руках часто встречается на иконах и картинах. Вот что написано в воспоминаниях моего отца, Ев­гения Владимировича Шапошникова (1899— 1989), передающего свое впечатление от чудотворной Калужской иконы: «Мы отстояли обедню и молебен. Большая чудотворная икона. в богатой вызолоченной ризе, вся утопала в зелени и цветах — розах, жасмине, пионах, ландышах, незабудках, ромашках и др…. Разноцветными огоньками мерцали лампады. Горело много свечей. Было пышно и красочно. Сквозь открытые решетчатые окна врывались яркие лучи солнца, пучками обозначаясь в кадильном дыму, а вместе с ними проникали голоса птиц, как бы в дополнение к торжественным молитвам и песнопениям. И среди всего этого великолепия незабываемо врезывался в память темный лик Пресвятой Девы с молитвенно опущенными над книгой Свя­щенного Писания глазами…» (цитируется по рукописи).

При обучении грамоте тогда употреблялись восковые доски, на которых писали буквы. Многие тексты заучивались наизусть. Сначала ребенок учил те места из Библии, которые соотносились с его днем рождения и празднич­ными днями. Затем в круг его чтения входили простейшие части Священного Писания. Веро­ятно, такой же методики придерживались и наставники Иисуса.

Отзвуки первоначального обучения видны в Евангелии от Матфея. В своей Нагорной пропо­веди Иисус говорит: «Не думайте, что я при­шел нарушить закон или пророков: не нару­шить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17, 18).

О проявлении Иисусом в детстве выдаю­щихся способностей свидетельствует эпизод, сохраненный в сердце Его Матери и передан­ный евангелистом Лукой. Каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пас­хи. И когда Иисусу было двенадцать лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. В этот день тысячи паломников на­полняли улицы и предместья города. Историк Иосиф Флавий (I в. н. э.) сообщает, что на праздновании Пасхи их бывало не менее двух миллионов. После окончания праздника кара­ваны стали понемногу выезжать из Иерусали­ма. Иисуса рядом с родителями не было, но они думали, что Он находится в одном из карава­нов, где-то вместе со знакомыми и родственни­ками и особенно не беспокоились. Тревога их охватила по прошествии целого дня, тогда Его стали искать во время большого привала и по­няли, что Иисуса в караване нет, что Он остал­ся в Иерусалиме. Возвратившись в город, они только через три дня нашли Его в храме, сидя­щего среди учителей, слушающего и спраши­вающего их. Все слушавшие Его дивились ра­зуму и ответам Его (Лк. 2: 41—47).

В Назарете, в небольшом галилейском го­родке, расположенном в живописной и плодо­родной местности, Иисус «возрастал и укреп­лялся духом» (Лк. 1:80), «преуспевал в премуд­рости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52). В том, что Он не получил системати­ческого школьного образования, была и поло­жительная сторона: природный ум Иисуса оказался свободным от казуистических из­мышлений, той «закваски фарисейской», от которой Он предостерегал впоследствии своих учеников. Это позволило Ему подойти к толко­ванию Торы (Пятикнижия) и Пророков с не трафаретных, ни у кого не заимствованных по­зиций, «…народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжни­ки и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).

 

Выступление Иисуса Христа с чтением в синагоге

«Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Эти слова напоминают события, кото­рые произошли в Назарете в один из субботних дней 28 года, когда Иисус Христос пришел в си­нагогу для того, чтобы выступить перед своими согражданами, но был отвергнут ими (в связи с этим Иисус обобщающе, основываясь на знании библейских текстов, заметил, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве»).

Обычно во время богослужения в синагоге читать и толковать закон и пророков мог вся­кий, считающий себя способным на это. Поэто­му в самом факте выступления Иисуса Христа перед собравшимися в синагоге людьми не бы­ло ничего необычного. Однако интерес к Его выступлению подогревался тем, что до наза­рян дошли слухи о тех чудесах, которые он со­вершил в Капернауме. Вот как описывает это выступление в синагоге евангелист Лука: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в си­нагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоденствовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушен­ных сердцем, проповедовать пленным осво­бождение, слепым прозрение, отпустить из­мученных на свободу, проповедовать Лето Господне благоприятное (Ис. 61: 1, 2). И зак­рыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: Ныне исполнилось писа­ние сие, слышанное всеми» (Лк. 4: 16—21).

Примечательно, что Иисус прочитал только первый стих и часть второго. Между тем чте­ние продолжалось от трех стихов до двадцати (по данным Ф. В. Фаррара). Иисус оборвал чте­ние перед суровыми словами «и день мщения Бога нашего», преобразуя таким образом текст по-своему, в духе любви к людям. И все «диви­лись словам благодати, исходившим из уст

Его». В то же время «они изумлялись и говори­ли: откуда у Него такая премудрость и си­лы? Не плотников ли Он сын? Не его ли мать называется Мария и братья Его (сводные или двоюродные — А. Ш.) Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у него все это?» (Мф. 13: 54—56).

Бурное негодование вызвал отказ Иисуса Христа совершить какое-нибудь чудо. Его ар­гументы (со ссылками на исторические при­меры, взятые из книги Царств) показались назарянам оскорбительными. Все в синагоге «исполнились ярости». «И вставши выгнали Его из города и повели на вершину горы, на которой город был построен, чтобы сверг­нуть Его; но Он прошед посреди них, удалил­ся» (Лк. 4: 29, 30).

Иисус не был сломлен неудачным оконча­нием своего чтения. Навсегда оставив Назарет, Он отправился в Капернаум, а затем и в другие города Галилеи, где и продолжал свое общест­венное служение («И проповедывал в синагогах Галилейских» — Лк. 4:44). Нет никаких сомне­ний в том, что Он еще не раз брал в руки книги и, обладая высокой культурой чтения, быстро находил в них взятые для проповеди места, за­читывал их и толковал прочитанное, вызывая удивление слушателей и их восхищение силой и новизной постановки вопроса.

 

Умел ли Иисус Христос писать ?

Об умении Иисуса Христа писать говорит лишь одно, но впечатляющее свидетельство. Когда Иисус находился в Иерусалимском храме (во время праздника Кущей, 29 год), книжники

 

В. Д. Поленов. Христос и грешница («Кто без греха…») 1888 г.

и фарисеи, думая поставить Его в затруднительное положение, «привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но: Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8: 3—8). Обличаемые совестью люди стали уходить один за дру­гим. Остался только Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус отпустил ее, сказав: иди и впредь не греши.

 Высказывалось предположение, что на каменистом полу храма, который был покрыт песком, принесенным недавней бурей, Он написал слова «Виновен или невиновен?» Но ведь он писал, как до, так и после принятого Им ре­шения. Вопрос, который рассматривается на каждом судебном заседании, здесь был ясен. Женщина была виновна, но как спасти ее от слишком жестокого, несообразного с проступком наказания? Иисус Христос блестяще справился с этой задачей.

Каких-либо документов, написанных рукой Иисуса Христа, не сохранилось. Отсутствуют и сведения о том, что они существовали. Образ жизни странствующего проповедника, который избрал для себя Иисус, не способствовал созданию личного архива. О своем бесприютном положении Иисус Христос говорил с неко­торой горечью: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф. 8:20).

 

Неужели вы никогда не читали ?»

Палестина, хотя и находилась на окраине Римской империи, отличалась высоким уровнем грамотности своего населения. На двери почти каждого жилища привешивался ящичек (мезуза) для пергаментного свитка, на котором были написаны отрывки из Библии, взятые из книги Второзакония. Во время молитвы правоверные евреи надевали кожаные мешочки (филактерии) с полосками пергамента, на которых были написаны два отрывка из Второзакония (6: 4, 5; 11:1—21) и два других отрывка из Исхода (13: 1—10, 11—16). Эти мешочки привязывались ремнями к голове и рукам. Собрания библейских книг можно было встретить не только в синагогах, но и в домах людей прос­то звания. Когда Иисус Христос выступал с проповедями и «учил» народ, то Он учитывал,

что перед ним находятся люди, многие из кото­рых хорошо знают Писание. Апеллируя к их знаниям, Он спрашивал: «Неужели вы не чи­тали сего в Писании?» (Мк. 12: 10), «Неужели вы никогда не читали …» (Мк. 2: 25), «Или не читали вы в законе …» (Мф. 12: 5) и т. п.

Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформиро­вался задолго до Его рождения. К античной ли­тературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.

В состав современной Иисусу Библии (а сле­довательно, и в состав Его чтения) входили кни­ги законоположительные, исторические, учи­тельные и пророческие (по классификации, предложенной митрополитом Филаретом в «Христианском катехизисе»). Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Хрис­та и Его беседах с учениками и последователя­ми, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего. Он обращался к книгам, которым дал общее на­именование Закона Моисеева (цитирует книгу Бытия, Исход, Левит и Второзаконие). Из учи­тельной литературы Его внимание привлекает Псалтирь. Довольно полно представлена проро­ческая литература (книги пророков Исайи, Да­ниила и др.). Книги же исторические (Иисуса Навина и др.) в проповедях использованы не были. Очевидно, это было связано с общей нап­равленностью проповедей Иисуса Христа на общечеловеческие ценности, с тем, что Он мыс­ленно обращался не только к евреям, но и к эл­линам, к римлянам, ко всему человечеству.

Чтение Иисуса Христа имело сугубо твор­ческий характер. Он критически осмысливал прочитанное, стремясь выделить главное и от­метал второстепенное. Характерен в этом от­ношении Его разговор с неким «законником», который, искушая Его, спросил: Учитель! Ка­кая наибольшая заповедь в законе? Иисус ска­зал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наи­большая заповедь, вторая же подобная ей: воз­люби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается закон и проро­ки» (Мф. 22: 35—40).

В книге Исход (Библия) говорится: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Вот как осмысливает этот стих Иисус Христос в своей Нагорной проповеди, сокращая анато­мические подробности и предлагая собствен­ное решение:

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21:24). А Я говорю вам: не противь­ся злому (Мф. 5:38, 39).

В то же время Иисус призывал к соблюде­нию заповедей, не потерявших своего нрав­ственного значения: не убивай; не прелюбодей­ствуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почи­тай отца и мать. (Мф. 19: 18, 19).

В Священном Писании Он искал обоснова­ния своим действиям (изгнание торгующих из Храма и др.), именно в Писании находил проро­чества о Мессии, которые предсказывали Его собственную судьбу. Особое внимание уделяет Иисус Книге Даниила (сер. II в. до н. э.). Иисус пересказывал его пророчества, когда говорил о «мерзости запустения» и явлении на небе Сына человеческого (Мф. 24: 15; 24:30; Мк. 13:14).

 

Последние слова Иисуса Христа: Его разъяснения сказанного о Нем в Писании

По свидетельству любимого ученика Иису­са Христа, апостола Иоанна, последним Его словом перед смертью на кресте было «совер­шилось!» Сказав это, «Иисус, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). Произошло то, что предсказывали пророки.

Перед этим у терпящего невообразимые му­ки Христа вырвались трагические слова, пере­данные евангелистом Матфеем: «Или, Или! Ла­ма савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Вряд ли кто из ок­ружающих связал тогда эти слова с псалмом 21 Давида, который ими начинается. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он (Мф. 27: 46, 47). Между тем в псалме содер­жатся поразительные совпадения с реальными событиями (распятие, деление одежды и др.). В псалме удивительным образом переданы стра­дания пригвожденного в кресту Иисуса Христа:

«15. Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.

  1. Сила моя иссохла, как черенок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
  2. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
  3. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище.
  4. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий».

«Я пролился как вода…». Эти слова иденти­фицируют пророчество, связанное с личностью Иисуса Христа. По свидетельству Иоанна, для того, чтобы убедиться в смерти Иисуса, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас ис­текли кровь и вода. Св. Иоанн счел это если не за чудо, то за нечто необычное. Исходя из этого свидетельства очевидца, медики убедительно доказали, что Иисус умер от разрыва сердца, то есть ранее непонятное явление стало вполне объяснимым в свете современной науки.

На вершине креста была выбита надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Написано было «по-Еврейски, по-Гречески, по-Римски» 19: 19, 20). Иисус наверняка увидел эту надпись, когда Его подвели к лежащему на зем­ле кресту. Между тем она не соответствовала действительности — Царем Иудейским Хрис­тос не был («Царство Мое не от мира сего» — сказал Иисус Пилату). По свидетельству круп­нейшего в XIX в. русского исследователя биб­лейских текстов А. П. Лопухина, значительный отломок этой надписи можно было увидеть в церкви Св. Иерусалимского Креста в Риме.

Факт воскрешения находит новые подтве­рждения. Протоиерей Глеб Каледа (в прошлом ученый, занимавшийся точными науками) приводит мнение судебных экспертов – медиков, которые на основе анализа отпечатков, сохранившихся на Туринской плащанице, под­линность которой теперь не подвергается сом­нению, пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес че­рез 36 часов после своего погребения.

По воскрешении Своем из мертвых Иисус Христос явился сперва к Марии Магдалине, пришедшей ко гробу, а затем неоднократно являлся перед своими учениками. В своих пос­ледних наставлениях Иисус Христос, по сви­детельству евангелиста Луки, «отверз им ум к вразумлению Писаний» (Лк. 24:45).

Он обращает внимание их на то, что надле­жало исполнится всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24:44). «Исследуйте Писания, ибо вы думаете иметь через них жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). В этих словах отразился глу­бокий личностный интерес, которым Он руко­водствовался в своем чтении, а также и Его об­щественная направленность, стремление ука­зать людям путь к вечной жизни, их спасению.

 

Иисус Христос и судьба библейских книг

Нет другого собрания книг, которое получи­ло столь широкое распространение, как Биб­лия. Она переведена на множество языков. «Книгу книг» можно увидеть на полках личных библиотек и общественных книгохранилищ, в школах, больницах и тюрьмах. Она существу­ет, издается и переиздается в самых различ­ных форматах. Библейские сюжеты по-преж­нему вдохновляют художников, скульпторов, композиторов, писателей и кинематографис­тов. Своим феноменом Библия, ставшая вечной для всех времен и народов, обязана Иисусу Христу, тому, что две тысячи лет назад биб­лейские сказания взял в свои руки мальчик, от рождения которого ведется отсчет нашей эры.

Содержание библейских книг воспринима­ется современными людьми глазами Иисуса Христа, хотя многие и не осознают этого. Имен­но Его прочтение библейских текстов дало им новую жизнь. Иисус Христос сумел отрешить­ся от бытовавшего тогда представления о Мес­сии, повелевающего начать кровавую битву против его врагов. На страницах библейских книг Он сумел разглядеть призывы к сострада­нию и милосердию и все сделал для того, чтобы передать это Свое понимание Библии людям.

 Литература:

  1. Библия. Любое издание.
  2. Гусляров Е. Христос в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, исторических вер­сий. — М.: ОЛМА-Пресс: Звезд­ный мир, 2002. — 735 с: ил. — (Биографические хроники).
  3. Деревенский Б. Г. Иисус Христос в доку­ментах истории. — СПб.: Алетейя, 2001. — 574 с. — (Античное христианство. Источники).
  4. Дидон. Иисус Христос: В 2 т. Т. 1-2. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — Т. 1. — 400 с; Т. 2. — 368 с.
  5. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорева. — Ярославль: Верхняя Вол­га, 1997. — 460 с.
  6. Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса / Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1991. — 398 с. — (Библиотека атеистической литературы).
  7. Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа: Реп­ринт воспр. изд. 1893 г. — М.: Сов. писатель, 1991. — 586 с.
  8. Христианский катехизис. — М., 1995. — 143 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *