Внимательное прочтение канонических Евангелий убеждает в том, что Иисус Христос не только умел читать и писать, но и проникновенно использовал Священное Писание и своих проповедях. Опираясь на публикации по истории античного христианства и сообщаемые евангелистами сведения, доктор педагогических наук Александр Евгеньевич Шапошников попытался ответить ни следующие вопросы: кто обучил Иисуса грамоте? Посещал ли он школу? На какие библейские сюжеты и изречения ссылался в своих проповедях? Насколько известно, такой историко-читателеведческий анализ земной жизни Иисуса Христа проводится впервые.
Шапошников, А. Е. Умел ли читать и писать Иисус Христос [Текст] / А. Е. Шапошников // Мир библиографии. — 2006. — № 2 . — С. 34-39
«Исследуйте Писания …» Иисус Христос
Аксиоматичным представляется положение о том, что авторы канонических «Евангелий (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) достоверно передают события жизни Иисуса Христа и содержание Его проповедей (вплоть до характерных оборотов речи). Параллельное сопоставление проповедей с упоминаемыми в них библейскими книгами и изречениями позволило выявить творческий подход Иисуса Христа к чтению, Его направленность на утверждение преобразующих мир нравственных ценностей.
Откуда он «знает Писания, не учившись?»
Во времена Иисуса Христа разговорным языком в Палестине был арамейский, который евреи усвоили, будучи в пленении в Вавилоне. Языку, на котором изъяснялись ветхозаветные евреи и на котором была написана Библия, необходимо было учиться. Знание древнееврейского языка приобреталось в раввинских учебных заведениях. Для подготовки образованных книжников в Иерусалиме существовала специальная школа под названием «Бэт-Гассефер» — Дом Книги. Но в Евангелиях нет указаний на то, что Иисус проходил такую учебу. Более того, в Евангелии от Иоанна передано неприкрытое удивление иудеев тем обстоятельством, что Он «знает Писания, не учившись» (Ин. 7:15).
Кто же тогда обучил Иисуса грамоте и ввел Его в круг библейской литературы (не только в виде переводов на арамейский язык — таргумов, но и оригинальных текстов)? Есть все основания полагать, что наставниками были Иосиф и Мария, «в повиновении» у которых Он находился. Мария с 3 до 14 лет воспитывалась при Иерусалимском храме. В доме своего обрученника, Иосифа, она не забывала своих любимых занятий — чтения книг и рукоделия. По преданию, явившийся к ней с благовестием архангел Гавриил застал ее за чтением.
Икона Калужской Божией Матери
Изображение Богоматери с книгой в руках часто встречается на иконах и картинах. Вот что написано в воспоминаниях моего отца, Евгения Владимировича Шапошникова (1899— 1989), передающего свое впечатление от чудотворной Калужской иконы: «Мы отстояли обедню и молебен. Большая чудотворная икона. в богатой вызолоченной ризе, вся утопала в зелени и цветах — розах, жасмине, пионах, ландышах, незабудках, ромашках и др…. Разноцветными огоньками мерцали лампады. Горело много свечей. Было пышно и красочно. Сквозь открытые решетчатые окна врывались яркие лучи солнца, пучками обозначаясь в кадильном дыму, а вместе с ними проникали голоса птиц, как бы в дополнение к торжественным молитвам и песнопениям. И среди всего этого великолепия незабываемо врезывался в память темный лик Пресвятой Девы с молитвенно опущенными над книгой Священного Писания глазами…» (цитируется по рукописи).
При обучении грамоте тогда употреблялись восковые доски, на которых писали буквы. Многие тексты заучивались наизусть. Сначала ребенок учил те места из Библии, которые соотносились с его днем рождения и праздничными днями. Затем в круг его чтения входили простейшие части Священного Писания. Вероятно, такой же методики придерживались и наставники Иисуса.
Отзвуки первоначального обучения видны в Евангелии от Матфея. В своей Нагорной проповеди Иисус говорит: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17, 18).
О проявлении Иисусом в детстве выдающихся способностей свидетельствует эпизод, сохраненный в сердце Его Матери и переданный евангелистом Лукой. Каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Иисусу было двенадцать лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. В этот день тысячи паломников наполняли улицы и предместья города. Историк Иосиф Флавий (I в. н. э.) сообщает, что на праздновании Пасхи их бывало не менее двух миллионов. После окончания праздника караваны стали понемногу выезжать из Иерусалима. Иисуса рядом с родителями не было, но они думали, что Он находится в одном из караванов, где-то вместе со знакомыми и родственниками и особенно не беспокоились. Тревога их охватила по прошествии целого дня, тогда Его стали искать во время большого привала и поняли, что Иисуса в караване нет, что Он остался в Иерусалиме. Возвратившись в город, они только через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего и спрашивающего их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк. 2: 41—47).
В Назарете, в небольшом галилейском городке, расположенном в живописной и плодородной местности, Иисус «возрастал и укреплялся духом» (Лк. 1:80), «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52). В том, что Он не получил систематического школьного образования, была и положительная сторона: природный ум Иисуса оказался свободным от казуистических измышлений, той «закваски фарисейской», от которой Он предостерегал впоследствии своих учеников. Это позволило Ему подойти к толкованию Торы (Пятикнижия) и Пророков с не трафаретных, ни у кого не заимствованных позиций, «…народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).
Выступление Иисуса Христа с чтением в синагоге
«Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Эти слова напоминают события, которые произошли в Назарете в один из субботних дней 28 года, когда Иисус Христос пришел в синагогу для того, чтобы выступить перед своими согражданами, но был отвергнут ими (в связи с этим Иисус обобщающе, основываясь на знании библейских текстов, заметил, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве»).
Обычно во время богослужения в синагоге читать и толковать закон и пророков мог всякий, считающий себя способным на это. Поэтому в самом факте выступления Иисуса Христа перед собравшимися в синагоге людьми не было ничего необычного. Однако интерес к Его выступлению подогревался тем, что до назарян дошли слухи о тех чудесах, которые он совершил в Капернауме. Вот как описывает это выступление в синагоге евангелист Лука: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоденствовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать Лето Господне благоприятное (Ис. 61: 1, 2). И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: Ныне исполнилось писание сие, слышанное всеми» (Лк. 4: 16—21).
Примечательно, что Иисус прочитал только первый стих и часть второго. Между тем чтение продолжалось от трех стихов до двадцати (по данным Ф. В. Фаррара). Иисус оборвал чтение перед суровыми словами «и день мщения Бога нашего», преобразуя таким образом текст по-своему, в духе любви к людям. И все «дивились словам благодати, исходившим из уст
Его». В то же время «они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не его ли мать называется Мария и братья Его (сводные или двоюродные — А. Ш.) Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у него все это?» (Мф. 13: 54—56).
Бурное негодование вызвал отказ Иисуса Христа совершить какое-нибудь чудо. Его аргументы (со ссылками на исторические примеры, взятые из книги Царств) показались назарянам оскорбительными. Все в синагоге «исполнились ярости». «И вставши выгнали Его из города и повели на вершину горы, на которой город был построен, чтобы свергнуть Его; но Он прошед посреди них, удалился» (Лк. 4: 29, 30).
Иисус не был сломлен неудачным окончанием своего чтения. Навсегда оставив Назарет, Он отправился в Капернаум, а затем и в другие города Галилеи, где и продолжал свое общественное служение («И проповедывал в синагогах Галилейских» — Лк. 4:44). Нет никаких сомнений в том, что Он еще не раз брал в руки книги и, обладая высокой культурой чтения, быстро находил в них взятые для проповеди места, зачитывал их и толковал прочитанное, вызывая удивление слушателей и их восхищение силой и новизной постановки вопроса.
Умел ли Иисус Христос писать ?
Об умении Иисуса Христа писать говорит лишь одно, но впечатляющее свидетельство. Когда Иисус находился в Иерусалимском храме (во время праздника Кущей, 29 год), книжники
В. Д. Поленов. Христос и грешница («Кто без греха…») 1888 г.
и фарисеи, думая поставить Его в затруднительное положение, «привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но: Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8: 3—8). Обличаемые совестью люди стали уходить один за другим. Остался только Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус отпустил ее, сказав: иди и впредь не греши.
Высказывалось предположение, что на каменистом полу храма, который был покрыт песком, принесенным недавней бурей, Он написал слова «Виновен или невиновен?» Но ведь он писал, как до, так и после принятого Им решения. Вопрос, который рассматривается на каждом судебном заседании, здесь был ясен. Женщина была виновна, но как спасти ее от слишком жестокого, несообразного с проступком наказания? Иисус Христос блестяще справился с этой задачей.
Каких-либо документов, написанных рукой Иисуса Христа, не сохранилось. Отсутствуют и сведения о том, что они существовали. Образ жизни странствующего проповедника, который избрал для себя Иисус, не способствовал созданию личного архива. О своем бесприютном положении Иисус Христос говорил с некоторой горечью: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф. 8:20).
Неужели вы никогда не читали ?»
Палестина, хотя и находилась на окраине Римской империи, отличалась высоким уровнем грамотности своего населения. На двери почти каждого жилища привешивался ящичек (мезуза) для пергаментного свитка, на котором были написаны отрывки из Библии, взятые из книги Второзакония. Во время молитвы правоверные евреи надевали кожаные мешочки (филактерии) с полосками пергамента, на которых были написаны два отрывка из Второзакония (6: 4, 5; 11:1—21) и два других отрывка из Исхода (13: 1—10, 11—16). Эти мешочки привязывались ремнями к голове и рукам. Собрания библейских книг можно было встретить не только в синагогах, но и в домах людей просто звания. Когда Иисус Христос выступал с проповедями и «учил» народ, то Он учитывал,
что перед ним находятся люди, многие из которых хорошо знают Писание. Апеллируя к их знаниям, Он спрашивал: «Неужели вы не читали сего в Писании?» (Мк. 12: 10), «Неужели вы никогда не читали …» (Мк. 2: 25), «Или не читали вы в законе …» (Мф. 12: 5) и т. п.
Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформировался задолго до Его рождения. К античной литературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.
В состав современной Иисусу Библии (а следовательно, и в состав Его чтения) входили книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие (по классификации, предложенной митрополитом Филаретом в «Христианском катехизисе»). Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Христа и Его беседах с учениками и последователями, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего. Он обращался к книгам, которым дал общее наименование Закона Моисеева (цитирует книгу Бытия, Исход, Левит и Второзаконие). Из учительной литературы Его внимание привлекает Псалтирь. Довольно полно представлена пророческая литература (книги пророков Исайи, Даниила и др.). Книги же исторические (Иисуса Навина и др.) в проповедях использованы не были. Очевидно, это было связано с общей направленностью проповедей Иисуса Христа на общечеловеческие ценности, с тем, что Он мысленно обращался не только к евреям, но и к эллинам, к римлянам, ко всему человечеству.
Чтение Иисуса Христа имело сугубо творческий характер. Он критически осмысливал прочитанное, стремясь выделить главное и отметал второстепенное. Характерен в этом отношении Его разговор с неким «законником», который, искушая Его, спросил: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф. 22: 35—40).
В книге Исход (Библия) говорится: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Вот как осмысливает этот стих Иисус Христос в своей Нагорной проповеди, сокращая анатомические подробности и предлагая собственное решение:
Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21:24). А Я говорю вам: не противься злому (Мф. 5:38, 39).
В то же время Иисус призывал к соблюдению заповедей, не потерявших своего нравственного значения: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать. (Мф. 19: 18, 19).
В Священном Писании Он искал обоснования своим действиям (изгнание торгующих из Храма и др.), именно в Писании находил пророчества о Мессии, которые предсказывали Его собственную судьбу. Особое внимание уделяет Иисус Книге Даниила (сер. II в. до н. э.). Иисус пересказывал его пророчества, когда говорил о «мерзости запустения» и явлении на небе Сына человеческого (Мф. 24: 15; 24:30; Мк. 13:14).
Последние слова Иисуса Христа: Его разъяснения сказанного о Нем в Писании
По свидетельству любимого ученика Иисуса Христа, апостола Иоанна, последним Его словом перед смертью на кресте было «совершилось!» Сказав это, «Иисус, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). Произошло то, что предсказывали пророки.
Перед этим у терпящего невообразимые муки Христа вырвались трагические слова, переданные евангелистом Матфеем: «Или, Или! Лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Вряд ли кто из окружающих связал тогда эти слова с псалмом 21 Давида, который ими начинается. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он (Мф. 27: 46, 47). Между тем в псалме содержатся поразительные совпадения с реальными событиями (распятие, деление одежды и др.). В псалме удивительным образом переданы страдания пригвожденного в кресту Иисуса Христа:
«15. Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
- Сила моя иссохла, как черенок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
- Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
- Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище.
- Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий».
«Я пролился как вода…». Эти слова идентифицируют пророчество, связанное с личностью Иисуса Христа. По свидетельству Иоанна, для того, чтобы убедиться в смерти Иисуса, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. Св. Иоанн счел это если не за чудо, то за нечто необычное. Исходя из этого свидетельства очевидца, медики убедительно доказали, что Иисус умер от разрыва сердца, то есть ранее непонятное явление стало вполне объяснимым в свете современной науки.
На вершине креста была выбита надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Написано было «по-Еврейски, по-Гречески, по-Римски» 19: 19, 20). Иисус наверняка увидел эту надпись, когда Его подвели к лежащему на земле кресту. Между тем она не соответствовала действительности — Царем Иудейским Христос не был («Царство Мое не от мира сего» — сказал Иисус Пилату). По свидетельству крупнейшего в XIX в. русского исследователя библейских текстов А. П. Лопухина, значительный отломок этой надписи можно было увидеть в церкви Св. Иерусалимского Креста в Риме.
Факт воскрешения находит новые подтверждения. Протоиерей Глеб Каледа (в прошлом ученый, занимавшийся точными науками) приводит мнение судебных экспертов – медиков, которые на основе анализа отпечатков, сохранившихся на Туринской плащанице, подлинность которой теперь не подвергается сомнению, пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после своего погребения.
По воскрешении Своем из мертвых Иисус Христос явился сперва к Марии Магдалине, пришедшей ко гробу, а затем неоднократно являлся перед своими учениками. В своих последних наставлениях Иисус Христос, по свидетельству евангелиста Луки, «отверз им ум к вразумлению Писаний» (Лк. 24:45).
Он обращает внимание их на то, что надлежало исполнится всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24:44). «Исследуйте Писания, ибо вы думаете иметь через них жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). В этих словах отразился глубокий личностный интерес, которым Он руководствовался в своем чтении, а также и Его общественная направленность, стремление указать людям путь к вечной жизни, их спасению.
Иисус Христос и судьба библейских книг
Нет другого собрания книг, которое получило столь широкое распространение, как Библия. Она переведена на множество языков. «Книгу книг» можно увидеть на полках личных библиотек и общественных книгохранилищ, в школах, больницах и тюрьмах. Она существует, издается и переиздается в самых различных форматах. Библейские сюжеты по-прежнему вдохновляют художников, скульпторов, композиторов, писателей и кинематографистов. Своим феноменом Библия, ставшая вечной для всех времен и народов, обязана Иисусу Христу, тому, что две тысячи лет назад библейские сказания взял в свои руки мальчик, от рождения которого ведется отсчет нашей эры.
Содержание библейских книг воспринимается современными людьми глазами Иисуса Христа, хотя многие и не осознают этого. Именно Его прочтение библейских текстов дало им новую жизнь. Иисус Христос сумел отрешиться от бытовавшего тогда представления о Мессии, повелевающего начать кровавую битву против его врагов. На страницах библейских книг Он сумел разглядеть призывы к состраданию и милосердию и все сделал для того, чтобы передать это Свое понимание Библии людям.
Литература:
- Библия. Любое издание.
- Гусляров Е. Христос в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, исторических версий. — М.: ОЛМА-Пресс: Звездный мир, 2002. — 735 с: ил. — (Биографические хроники).
- Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. — СПб.: Алетейя, 2001. — 574 с. — (Античное христианство. Источники).
- Дидон. Иисус Христос: В 2 т. Т. 1-2. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — Т. 1. — 400 с; Т. 2. — 368 с.
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорева. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — 460 с.
- Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса / Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1991. — 398 с. — (Библиотека атеистической литературы).
- Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа: Репринт воспр. изд. 1893 г. — М.: Сов. писатель, 1991. — 586 с.
- Христианский катехизис. — М., 1995. — 143 с.