Буктрейлер сделан на одну из глав готовящейся к изданию книги «Война. Мелеуз. Победа».
Глава «Кто сказал что надо бросить песни на войне», посвящена музыкантам, которые сражались на фронтах. Многие из мобилизованных, кто не мыслил жизни без гармошки, брали ее с собой на фронт. В газетной хронике военных лет нашла рассказ о новом русском оружии – гармошке: «Очевидцы рассказывают, что во время войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую «под драку» или тверскую «бузу», или уральскую боевую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас». А после боя, гармошка смеялась и плакала, подымала боевой дух. Но главный репертуар, конечно частушки! Частушка помогала ковать Победу.
Что касается песни, то ее история, очень интересна. Всегда, во все времена, есть люди, которые не умеют работать, и мешают другим.
У этой известной военной песни — названия два: «После боя» или «Только на фронте». Строки этой песни мы все слышали из уст комэска Титаренко, из фильма «В бой идут одни старики». Музыка: Анатолия Лепина. Стихи: Василия Лебедева-Кумача. Она появилась на свет в переломном для Великой Отечественной 1943-м году. Василий Иванович Лебедев-Кумач был тогда в командировке в штабе Северного флота. Там, в коридоре штаба он неожиданно столкнулся с кем-то из больших чинов флота. Узнав поэта, начальник раздраженно сказал: «Зачем Вы здесь? На фронте надо воевать, а не песни петь!» (правда, в другой интерпретации его слова звучали так: «Всё песенки пишете?.. А ведь их на фронте никто не поёт…», но сути это не меняет). Василий Иванович не нашёлся, что ответить. Оказывается, песни никому не нужны. Обидная реплика подняла в душе волну несогласия, протеста.
Лебедев-Кумач ведь был уже автором песни «Вставай, страна огромная»… Как это не нужны песни? В размышлениях над словами военного, у Лебедева-Кумача родились стихи: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне… После боя сердце просит музыки вдвойне…». Поэт показал их служившему здесь же никому тогда еще не известному композитору Анатолию Лепину, рассказал ему случай, произошедший с ним в штабе, и предложил написать музыку.
Так появилась замечательная лирическая песня, которая, как впрочем, и сама Великая Отечественная война, опровергла известное утверждение «Когда говорят пушки, музы молчат».