Иллюстрации в уроку, Вам не составит труда найти в интернете.
© библиограф Л. Н. Макеева
Её величество – Книга
Библиотечный урок
Гордый Прометей был прикован разгневанными богами к скале. За то, что открыл людям тайну ремесел, научил земледелию, строить дома, дал паруса, научил первой из наук – науке чисел, искусству и грамоте. Конечно, же не боги, даровали нам светоч знаний. До всего люди дошли сами, своим трудом, упорством.
Письмо, счет и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого.
— А как вы считаете, ребята, чтобы появилась первая книга, что для этого нужно? (Дети перечисляют, пока не скажут правильно – письмо).
«Вначале было слово», затем, его хотелось бы передать следующему поколению.
Чтобы появилась книга, нужна письменность. Необходима фиксация условных знаков на каком-то материале.
Письмо истории паэолита – рисунки на скалах – песенницы. Затем пришло пиктографическое – или рисуночное каждый знак –рисунок предмета. Следующее – идеографическое – усложненное пиктографическое, где каждое значение обозначает слово.
У каждого народа своя система письма:
Египет – иерографическое
Древний Египет – глиняная клинопись
Китай, Корея – иероглифы (письмо неудобное)
Европа, Россия – алфавитное или звуковое, где каждый знак означает звук.
Из истории вы уже знаете, что шумеры — создатели одной из древних цивилизаций. Изобрели гончарный круг, колесо, круг, сеялку, парусные лодки.
В их стране не было дерева. Глина – один из важнейших видов сырья. Из нее они делали кирпичи, жилища, замазывали щели на кораблях. И человека, как гласит легенда шумеров – бог тоже сделал из глины. И много тысячелетий глина служила главным материалом для письма. Из неё делали таблички разных форм и видов, и затем заостренной тростниковой палочкой выдавливали иероглифы – и в печь.
Язык очень сложный (показ), но тем не менее его знали. Знали даже девочки.
Что же писали на табличках? (показ иллюстраций)
В Москве – в музее Пушкина имеются 2 таблички с двумя элегиями – им 36 веков. Хранили эти таблички в «Домах табличек». Дома табличек – «библиотеки» глиняных книг.
Самая древняя библиотека – библиотека в городе Ашшур царя Ассирии – Ашшурбанипала.
В ней были собраны все произведения месопотамской словесности, включая древнейшие. Для этого Ашшурбанипал рассылал в разные города опытных писцов, которые разыскивали другие книги и снимали с них копии. (показ). Многие из них имели приписку: «согласно древнему подлиннику списано и сверено». Некоторые таблички были очень древними, со стертыми знаками, тогда писцы оставляли памятку: «стерто» или «не знаю».
До нас дошло 30 000 табличек. Многие погибли в пожарах, войнах, стихийных бедствиях. Но некоторые были выброшены археологами при первых раскопках, как мусор.
Итак, первая письменность пришла в Египет, Финикию, Древнюю Грецию, затем в Рим – и где приняла форму латиницы.
Гораздо позже письменность пришла к славянам, в 863 году.
В 863 братья Кирилл и Мефодий(старший) пришли в Моравию (Чехия) в целях пропаганды христианства на славянском языке. Они первые переводчики с греческого на славянский. А поскольку у славян азбуки нет – они её и изобретают. Кирилл был патриаршим библиотекарем, преподавал философию
Кстати, их миссия вызвала резкое недовольство немецкого духовенства, именно за распространение письменности и культуры.
В 9 веке было две разновидности письменности: кириллица и глаголица.
Кириллица — более простое письмо и получило наибольшее распространение в славянских землях.
Глаголица – почти полностью совпадает с кириллицей по алфавитному составу и расположению, звуковому значению, но резко отличалась формой букв.
Теперь нам предстоит путешествие в Древнюю Русь, где издавна знали, создавали, очень любили книгу, считая, что «свет дневной есть слово книжное».
Древняя Русь оставила нам много рукописных и печатных произведений. Они рассказывают нам о том, как жили, что делали наши предки.
Старинные русские книги. Их было, видимо, много. Одни их них – истреблены во время войн, другие –сгорели, третьи – разграблены. Чрезвычайно тяжело для русского народа и его культуры было татаро-монгольское нашествие. Летописи не раз горестно сообщают нам о варварском уничтожении книг, подавляющее большинство которых утрачены безвозвратно.
А горожане на Руси были людьми достаточно образованными. Ведь этот факт не обошли и былины, наряду с отражением исполинских характеров Ильи Муромца, Святогора, Василия Буслаева. А в самом деле, умел ли читать и писать Илья Муромец? Если посмотрим в текст былин, найдем: «По дороге в стольный Киев-гад Илья Муромец делает остановку, срубает сырой дуб и ставит часовенку. А на часовенке пишет: «Ехал какой-то сильный, могучий богатырь И. М., сын Иванович». А ведь до этого в былине подробно излагается, что Илья крестьянский сын из «беднова положения и от бедных родителей от трудящихся».
Для сочинителя былины, все вполне естественно, что крестьянин умеет писать.
Каменные памятники есть и у нас. Самыми известными валунами с надписями являются так называемые Борисовы камни. (показ). Шесть громадных глыб гранитных, притащенные еще ледниками лежащие по берегам Западной Двины и в древними славянскими самой реке, недалеко от города Полоцка.
Славянам, поселившимся здесь давно они казались таинственными, какая колоссальная сила могла притащить, передвинуть многотонную тяжесть? Валуны стали предметом сказаний о деянии языческих богов, демонов, духов и др. мифических героев. Их делали местом религиозного поклонения.2 века)
И на каждом из них был выбит крест и надпись древними славянскими буквами, которая в большинстве случаев гласила «Господи, помози, рабу своему Борису». (Он правил Полоцком в 20 годах 12 века).
О том, что горожане на Руси были людьми, достаточно образованными говорят и берестяные грамоты.
В 1951 году в Новгороде были открыты берестяные грамоты — письменные памятники, нацарапанные на бересте. Обнаружено их уже 765 в Полоцке, Смоленске, Твери. Содержание их — светское (т. е не религиозное) – их писали простые люди Новгорода. Ученые считают, что в древнем Новгороде было 2% грамотных. А это очень немало.
Итак, мы узнали о каменных, глиняных, берестяных, знаем о папирусных, на листьях пальм книгах.
Так рождалась рукописная книга. Она состояла из текста и футляра (позднее переплета).
Рукописные книги требовали наличие материала для письма: папирус, пальмовые листья, береста, кожа, пергамент, бумага. И, соответственно, инструментов для письма: стилос, перо, карандаш.
Известны 2 основные формы рукописной книги: свиток и кодекс. Свиток, как форма возник в Египте, в 3 тыс. до н.э., и эта форма сохранилась без существенных изменений.
Русские рукописные книги писались славянскими алфавитами: кириллицей или глаголицей (со II пол. 9 века).
До монгольского периода книг насчитывали до 10 тыс. (по количеству монастырей и церквей).
Должна сказать, что в основном книги писали и переписывали в княжеских и монастырских мастерских.
Но также книгописание существовало как ремесло отдельных лиц и семей, изготовлявших их по заказу или на продажу.
Удовольствие это было дорогим. Рукописная книга – предмет искусства: она вобрала в себя мастерство переписчиков, художников, переплетчиков, ювелиров, и была очень дорога.
С 11 века до нас дошли:
Остромирово Евангелие (на коже), Архангельское Евангелие. Они переводные, религиозные, природоведческие.
Судебник «Русская правда», «Повесть временных лет», «Повесть о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника».
Когда же появились печатные? И, впрочем, зачем?
С началом феодального развития 13-15 века, со становлением культуры появилась острая потребность в книге. Вы понимаете, что рукописных – мало, изготовлялись они долго до 5 лет.
- Рукописных книг не доставало всем
- Много своеволия при переводе (2 перевода иногда не были похожи на свой оригинал)
- Переписчики ошибались
- Страна превращалась в многонациональное государство, шла колонизация, строились новые церкви, им нужны книги.
Отсюда и проблема, — и работа человеческой мысли, в этом направлении.
Еще в 11 веке наборную форму, составленную из глиняных литер, использовал китайский кузнец Би Шен, печатавший так несложные тексты.
В 13 веке корейцы начали печатать с форм, сложенных из металлического шрифта. Но лишь немецкий изобретатель Иоган Гутенберг обрек в реальные технические формы, идеи, которые высказывались и ранее, нашел наилучшее конкретное решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории.
В 1440 году он изобрел книгопечатание: сделал наборную форму: литеры из свинца. Изготовил прибор для отлития литеров. На литеры намазывал краску, накладывал бумагу и прижимал к прессу.
Ему было важно, чтобы его книга была не хуже рукописной.
Он напечатал учебник латыни Доната, затем Библию. Он открыл, что и печатную книгу можно сделать красивее рукописной (например, края ровные (выключка)).
У восточных славян первопечатник Ф. Скорина – просветитель, получил прекрасное образование по медицине и философии. Он основал типографию в Праге, напечатал «Псалтырь» и далее «Библия-русска» выпусками.
Книги, изданные до 31 декабря 1500 года назывались инкунабулы (колыбель).
В Московском государстве в 50-е годы 16 в. При Иване Грозном формировалось центральное государство. Он пёкся о централизации Руси. В 50-х годах появилась типография. Действовала 10 лет, и выпустила 7 книг.
Книги печатались анонимно, примитивно, краска была плохая.
Подлинный книгопечатник Иван Фёдоров. Царь построил печатную избу в 1563 году. А 1марта 1564 первая датированная русская книга «Апостол». Значение её велико:
- Пропаганда христианства
- Книга отпечатана на мировом уровне, тираж точно не известен, но не менее 600
- Книга отпечатана в 2 краски с выключкой (ровные края)
- В книге было послесловие (где он рассказал о начале книгопечатания)
Затем напечатан был «Частослов»… И начались гонения на печатников и их книги: они отнимали хлеб у переписчиков.
Федоров уезжает в Литву, печатать «Псалтырь», но Литва католическая, печатать православные книги было опасно, затем во Львов (не сложилось), затем к князю Константину Острожскому в Острожск – напечатал «Азбуку» и «Острожскую библию» (Она в России читалась 170 лет). Вернулся во Львов и умер.
После Фёдорова книг не печатали 17 лет.
И вот на престоле Петр I. Он понимает, что помощники в проведении реформ – книги. Но такое состояние дел его не устраивает. Петр заказывает голландцу Яну Тесинку книги для России. Он печатает 20 книг за 2 года. Но их трудно возить в Россию. Тогда Петр требует печатать их в Москве и печатает «Арифметику Магницкого», «Грамматику Смотрицкого».
В 1703 году вышла первая газета «Ведомости» — маленького формата. Выходила она не регулярно. Писали о количестве отлитых пушек, о Булавине.
Но как ни странно, книге мешал русский шрифт кириллица.
- Знаки трудные
- 43 знака
Петр пересматривает и утверждает в 1708 году гражданский шрифт. Печатает светские книги: «Геометриа словенска землемериа», «Побеждающая крепость», Приклады как пишутся комплименты разные» — всего 300.
Петр утвердил цензуру в 1721 году. Повелел Сенату проверку светских книг, а Синоду – церковных книг.
Книжки для детей появились в России давно. Это были не повести, не рассказы, не сказки. Развлечение тогда считалось дьявольской утехой. Бояре тогда давали детям читать необходимое: Азбуку, Грамматику, Часослов, Псалтырь, и наконец, уж самую необходимую Азбуковник.
Азбуковниками назывались сборники боярских правил: как учиться, как молиться, как разговаривать.
Азбуковники не печатались, а переписывались от руки. Стоили они дорого, и заказывали их у писцов самые богатые бояре. Вы слышали о царственных книгах? Царственные книги – это первая русская история, составленная для малолетних царевичей. Это рукописная книга большого формата с картинками и подписями к ним. Подписи помещались под картинками или над картинкой, как это нужно было для композиции страницы.
Текст составлялся по летописям — это была летопись отечественной истории в картинках.
Наглядно и занимательно показывались подвиги царей, сражения, победоносные войны. Книги эти переходили из поколения в поколение, и читались преимущественно царскими детьми.
Когда Петру исполнилось 5 лет, и пришло время его учить, велено было привести в порядок одну из них, т. к. она «из переплету вывалились и многие листы ознаменены, а не выцвечены. Дранные листы переписать вновь».
Им около 400 лет, некоторые музеи имеют несколько экземпляров.
Печатались книги, появились люди, которые их коллекционировали, собирали в библиотеки. Конечно, большинство таких людей, были люди богатые, который один перед другими щеголяли не только самими книгами, сколько переплетами.
Библиоман – ценит только внешность или редкость, не путайте с библиофилами.
А переплеты в то время были замечательно роскошными, дорогими, часто украшенные слоновой костью, золотом, серебром и драгоценными камнями. Эти то переплеты и привлекали.
Библиокласты – портящие, уничтожающие
Библиоклепты – похитители
Книги имеют свои судьбы. У одних – она счастливая, у других –печальная. Книги имеют своих врагов. Кто-то сказал, с тех пор как начали писать книги, их сжигают.
Вот одно из древних свидетельств: «Злобствовали не только против авторов, но и против их книг. Назначали специальные комиссии для публичного сжигания на Рыночной площади произведения лучших умов. Они, конечно, думали, что смогут в этом пламени убить голос народа, свободу и совесть». Эти слова принадлежат историку Тациту, записавшему их после страшного господства императора Домициана, который был убит в 96 г. н. э.
В 1559 году Римская церковь опубликовала «Индекс» — каталог книг, которые по мнению папы были опасны для чтения. «Индекс Либрорум прогибиторум» — список запрещенных книг. Это был могильщик многих книг.
Первые такие списки появились в 1524 году с того времени было опубликовано более 40 «Индексов». Последний «Индекс» 1948 года с дополнениями до 1961 года насчитывает 510 страниц, с более 6000 названий.
Но запретить книгу – еще не значит помешать её прочтению. Гонение на книгу и на тех, кто её создал устраивало не только церковь.
Во времена Фридриха Вильгельма I его подданные должны были подать прошение, для того чтобы их произведение разрешили опубликовать. Ответы были такие: «Из Вашего письма мне стало известным, что Вы опять желаете издать несколько книг. Я же этого не желаю. Если же Вы это себе тем не менее позволите, я прикажу Вас повесить, а Ваши «сочинения» сжечь».
Эту грязную работу, которой раньше занимался палач, позже взяли на себя немецкие фашисты. Костры из книг запылали по всему III рейху. И как показала история, на этом фашизм не остановился. Пророческими оказались слова Гейне, чьи книги были тоже брошены в огонь: «…там, где начинают сжигать книги, вскоре то же сделают с людьми».
Конечно, это примеры варварского, дикого отношения к книге. Но история помнит и примеры, когда наказанию подвергались несознательные читатели, не умевшие бережно обращаться с книгой.
В Древнем Египте за утерю папируса из библиотеки фараона грозила смертная казнь, а за повреждение ценной рукописи виновного наказывали 200 ударами кнута.
Император Фридрих Великий ограничивался тем, что запирал виновного в подвале. Наказание это не мягкое. Максимальный срок – 20 лет. Самуэль Фанкорт, основатель первой Лондонской публичной библиотеки потребовал в 1752 году наказать палками читателя, которого застал за тем, что он загибал уголки страниц в книге. Злодея выпороли и посадили на семь лет в темницу.
Чтобы уберечь свои книги от вандализма Оксфордская библиотека ввела в правила специальный параграф, позволяющий выдавать книги только царствующим монархам. Соблюдали этот параграф очень строго. И когда Король Карл I послал своего пажа за книгами. Мальчик вернулся ни с чем, и королю пришлось самому пойти к неумолимым библиотекарям.
Чтобы уберечь свои книги от библиокластов современные библиотеки наказывают материально: 10 кратную стоимость, и морально – отлучение от всех библиотек города на срок от 3 месяцев до года. Списки тех, кто портит книги, есть во всех библиотеках. Любая книга, если с нею умело обращаться может служить многим поколениям людей.
Примечания
Обложка – мягкая, твердая (переплет)
Книга укреплялась застежками, металлическими уголками
Суперобложка – автор, рисунок
Форзац – гладкий, цветной, с рисунком
Фронтиспис – иллюстрация о главном в книге, фото
Титул – автор, заглавие, город, издательство, год
Несколько разделов – свой титул – шмуцтитул
В начале главы рисунок – заставка, в конце книги — концовка