Правила расстановки карточек в алфавитном каталоге

1. В основу организации АК положен алфавитный признак, при котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке заголовков индивидуальных и коллективных авторов и заглавий документов.

 

2. При расстановке карточек в АК нужно придерживаться алфавита заголовка, заглавия.

 

3. Карточки в АК должны быть расставлены в строгом алфавите по принципу «слово за словом» в соответствии с буквенным составом начальных слов заголовков индивидуальных, коллективных авторов и заглавий библиографических записей (БЗ).

Смысл расстановки карточек в алфавитном каталоге по принципу «слово за словом»:

а)   по первой букве первого слова;

б)   при совпадении первой буквы – по второй букве;

в)   при совпадении второй буквы – по третьей букве и т.д.;

г)   при совпадении первых слов упорядочение проводится по второму слову;

д)   при совпадении вторых слов – по третьему слову и т.д.

Антокольский П.Г.

Антология зарубежной поэзии

Архангельский краеведческий музей

Бальзак О.

Белинский В.Г.

Белорусское искусство

Беранже П.

Бианки В.С.

Библиотечные фонды и каталоги

Бичер-Стоу Г.

Вавилов С.И.

 

Примечание: Описания, начинающиеся на Ё, Й, Ь, Ы, Ъ, расставляются после всех книг, начинающихся на предыдущую букву. Но если такие буквы, как Ё, Й входят в состав слова, то они приравниваются к буквам Е, И.

Раидов А.

Райкин А. В.

Гаифов П.

Гайфулин С.

 

Саидов А.

Сайкин А.В.

Саифов П.

Сайфулин С.

 

4. При этом предлог, союз, междометие в БЗ считаются отдельными словами:

В мирные дни

В пламени и славе

Васильев, К. А.

Ваш подарок

Во имя жизни

Во славу Родины

Волжский, Н. П.

 

5. Добавочные  описания, ссылочные и справочные карточки расставляются  в общем алфавите.

Условные разделительные знаки, используемые в библиографическом описании, при расстановке карточек во внимание не принимаются.

В случае совпадения первых слов библиографической записи карточки расставляются по алфавиту вторых слов, а если совпадают и вторые слова, – то по третьему и т. д.:

Вопросы антропологии

Вопросы археологии

Вопросы истории Великобритании

Вопросы истории Дании

 

6. Карточки на авторов-однофамильцев расставляются в порядке алфавита их инициалов. Раньше всех ставится карточка с такой фамилией, при которой нет инициалов, затем карточка, на которой обозначена фамилия с одним инициалом, затем с двумя инициалами, после чего фамилии в алфавите раскрытых имен и отчеств:

Михайлов.

Михайлов, А.

Михайлов, А. Н.

Михайлов, Александр Алексеевич.

Михайлов, Александр Иванович.

Михайлов, Александр Сергеевич.

Михайлов, Алексей Алексеевич.

Михайлов, Алексей Степанович.

   Описания всех произведений одного автора должны быть собраны вместе. Чтобы карточки одного и того же автора не оказались разъединенными в каталоге, следует при составлении библиографической записи стремиться к разысканию второго инициала. Если известно, что произведения принадлежат одному автору, добавить недостающий инициал.

 

7. Карточки на произведения одного и того же автора расставляются в следующем порядке:

        1. Полное собрание сочинений
        2. Собрание сочинений
        3. Сочинения
        4. Избранные произведения
        5. Избранные сочинения
        6. Отдельные произведения (в порядке алфавита заглавий)
        7. Персоналии о нем

Примечание: «Избранные стихи», «избранная проза», «избранные поэмы» и т. п. расставляются в ряду «отдельных произведений». Например:

Толстой, Лев Николаевич.

Полное собрание сочинений. В 90 т.

Собрание сочинений. В 22 т.

Сочинения. В 5 т.

Избранные произведения. В 2 т.

Избранные сочинения. В 3 т.

Анна Каренина

Война и мир

Избранное

Смерть Ивана Ильича

Л. Н. Толстой в изобразительном искусстве.

 

Но в описаниях художественных произведений это правило не действует:

Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин

Маяковский В. В. Во весь голос

Твардовский А. Т. Василий Теркин

Твардовский А. Т. Дом у дороги

 

Примечание: Описания типа «персоналия» на произведения расставляются вслед за описаниями самих произведений, к которым они относятся.

Расстановка производится по алфавиту заголовков и заглавий основных описаний:

Тургенев Иван Сергеевич. Накануне. – М., 1988

Тургенев Иван Сергеевич. Накануне.

Добролюбов Николай Александрович. Когда же придет настоящий день? Тургенев Иван Сергеевич. Накануне.

Лазария М. Роман Тургенева «Накануне»

Протопопов С. Роман И. С.Тургенева «Накануне».

 

Примечание: Если тождественные начальные слова в одних описаниях обозначают фамилию автора, а в других – служат первым словом заглавия, впереди ставятся описания под индивидуальным автором, затем под коллективом и под заглавием.

Горький М. Детство

Горький М. Фома Гордеев

Горький в Самаре

Горький в школе

Горький и вопросы русской литературы

 

Ярославский Е. М.

Ярославский край : сборник рассказов

Ярославский медицинский институт

 

8. Описания произведений авторов, имеющих двойные или составные фамилии, расставляются после описаний произведений авторов, фамилии которых совпадают с первой частью двойной или составной фамилии:

Андерсен В.

Андерсен В.К.

Андерсен Г.Х.

Андерсен С.

Андерсен Нексе М.

Андреев С.Т.

Андреев-Каботов В.Л.

Андреев-Смоленский Л.Д.

Андреева П.А.

Смирнов, М. П.

Смирнов-Аляев, Г. А.

Смирнова, Е. С.

Смирнова-Ракитина, В. А.

 

Примечание: Основные описания двух и трех авторов расставляются в каталоге под фамилией первого автора по правилам расстановки книг одного автора.

Если в описании авторской книги приведено два и более заглавия, расстановка производится по первому из них, а другие во внимание не принимаются:

Толстой Л.Н. Казаки. – М., 2000

Толстой Л.Н. Казаки ; Кавказский пленник. – М., 1997

Толстой Л.Н. Казаки. – М., 1992

 

9. Сокращенная форма (аббревиатура) наименования страны, организации, общества, учреждения и т. п. при расстановке рассматривается в сочетании букв, т. е. не раскрывается и ставится в порядке алфавита букв сокращенного наименования:

Соединенные штаты Америки

Суздаль

США

 

10. Если в заглавие входят в качестве неотъемлемой части числительные или цифры, при расстановке карточек они принимаются во внимание в их словесном выражении: расстановка производится по буквенному прочтению цифры:

Маяковский В. В. Стихи и поэмы

Маяковский В. В. 150000000 (сто пятьдесят миллионов)

Маяковский В.В. Хорошо

 

Сорин, Ю. Н.

40 австралийских новелл

Сорок лет ВЛКСМ

Сорокин, В. А.

40-летие первой Конституции СССР

Сто великих городов

100 (сто) великих полководцев

60 (шестидесяти) – летие Великой Победы

65 (шестидесятипяти) – летний юбилей

 

11. При совпадении заглавий и сведений, относящихся к заглавию, БЗ расставляются в прямом хронологическом порядке годов издания. Допускается  обратно-хронологический порядок. БЗ многотомных изданий, которые выходили в течение нескольких лет, расставляются по первому указанному в описании году издания. БЗ без указания года издания («б. г.») нужно ставить впереди. Например:

Толстой, Лев Николаевич.

Собрание сочинений. В 22 т. – М., 1978–1985.

Собрание сочинений. – М., 1980.

Анна Каренина : роман. – М., [б. г.].

Анна Каренина : роман. – М., 1953.

 

Примечание: При наличии в описании сведений о повторности издания расстановка производится в восходящей последовательности номеров изданий, если совпадают год и место издания:

Шолохов М.А. Донские рассказы. – М., 1975

Шолохов М.А. Донские рассказы. – 2-е изд. – М., 1975

 

12. Если однотипные заглавия различаются только цифрами, расстановка производится в возрастающей последовательности чисел:

Библиотековедение и библиография за рубежом. Сборник. Вып. 80

Библиотековедение и библиография за рубежом. Сборник. Вып. 81

 

13. Большие массивы учебников, учебных пособий, хрестоматий, которые имеют одинаковые заглавия, нужно расставлять в восходящей последовательности годов обучения. Частные разночтения в сведениях, относящихся к заглавию, при этом не учитываются. Например:

Русский язык : учеб. пособие

Русский язык : учеб. пособие для 5–6 кл. нац. шк. РСФСР

Русский язык : учеб. пособие для вузов.

 

14. Если однотипные заглавия различаются только цифрами, расстановка производится в возрастающей последовательности данных цифр:

Я вхожу в мир искусств. Вып. 25

Я вхожу в мир искусств. Вып. 26

 

Рассказ 95

Рассказ 96

Рассказ 97

 

Три столетия российского флота, XVIII век

Три столетия российского флота, XIX век

 

15. Расстановка карточек на переиздания и перепечатки одного и того же произведения производится в обратно-хронологическом порядке годов издания, или если указаны порядковые номера изданий, – в нисходящей последовательности этих номеров:

Грибоедов А. С. Горе от ума. 1999.

Грибоедов А. С. Горе от ума. 1992.

Грибоедов А. С. Горе от ума. 1989.

 

Немецко – русский словарь. / Под ред. И. В. Рахманова. -15-е изд.

Немецко – русский словарь. / Под ред. И. В. Рахманова. -14-е изд.

Немецко – русский словарь. / Под ред. И. В. Рахманова. -13-е изд.

 

Золотой ключик: сказки российских писателей. – М., Оникс, 2006

Золотой ключик: сказки российских писателей. – М., Оникс, 2004

Информатика / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб. : Питер. 2006

Информатика / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб. : Питер. 2005

 

16. При совпадении заглавий различных произведений, но при наличии разных подзаголовков, характеризующих тип издания, как, например, учебник, хрестоматия, сборник статей, библиографический указатель и т.п., в пределах совпадающих заглавий расстановка производится по алфавиту этих подзаголовков. Описания без таких подзаголовков ставятся перед описаниями, в которых они имеются:

История России. – М., 2000

История России / отв. ред. Ю. Я. Балан. – СПб, 1999

История России: аннотированный указатель литературы. – М., 2005

История России: пособие для средней школы. – М., 2003

История России: учебник для вузов. – М., 2006

 

17. Артикли, артикли, слитые с предлогами, предлоги, приставки, приведенные в заголовке библиографической записи перед фамилией автора и написанные раздельно, через дефис или апостроф, при расстановке рассматриваются как раздельная часть фамилии, и воспринимается как отдельное слово

1. Фамилии с артиклями: Де, Ла, Лас, Ле, Лес, Лос, Эль.

Ла Гума, А.

Ла Плант, Линда.

Лаан, И. Ю.

Эль Греко (Доминико Теокопули)

Эльбурих, Г. С.

2. Фамилии с артиклями, слитыми с предлогами: Ам, Да, Далла, Дез, Делла, Дель, Дес, Дос, Ду, Дю, Тен, Тер, Цур.

Дю, С. В.

Дю Морье, Дафна.

Дюамель, Жорж.

Тер – Симонян, Н. А.

Теракопян, Л. А.

3. Фамилии с предлогами: Ван, Ван де, Вандель, Ван дер, Де.

Ван дер Ват, Д.

Вандымова, Е. П.

4. Фамилии с приставками и апострофом: Абу, Бен, Д’, Ибн, М’, Н’, Мак, О’, Т’.

Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани.

Абубакиров, В. Ф.

Д’Агата, Джузеппе.

Д’Оревильи, Жюль Барбе.

Да здравствует революция!

 

18. Артикли, артикли, слитые с предлогами, приставки не принимаются во внимание при расстановке, если:

  • они стоят в заголовке БЗ в конце фамилий, например:

Гольц, Рюдигер фон дер

Гольц, Рюдигер.

  • это определенные артикли (ад, аз, ал, аль (эль), ар, ас, ат, аш) в фамилиях арабского происхождения, приводимые в заголовке БЗ перед фамилией всегда со строчной буквы:

Джабаев, Джамбул.

аль-Джабери, Мухаммед Салех.

Сиаманто.

эль-Сибаи, Юсеф.

Сибаки, Ёсико.

 

19. Если в заголовке описания перед фамилией автора имеется приставка, предлог, при расстановке фамилия с приставкой рассматривается как одно неразделимое слово, и поэтому при расстановке карточек учитывается только последовательность букв:

Ванат Ю. П.

Ван Гог В.

Ван Дейк А.

Ванин С. И.

Лавренев Б. А.

Ла-Ир Ж.

Лактионов А. Ф.

Лермонтов М. Ю.

Лесков Н. С.

Ле Шателье А. Л.

 

20. При расстановке описаний на книги китайских, корейских, вьетнамских, бирманских авторов, фамилии которых состоят из нескольких частей, каждая их часть рассматривается как самостоятельное слово:

Бо Дзю И

Бобров С. П.

Богданов Н. В.

Пак М. Н.

Пак Ди Вон

Пак Чан Ли

Пакидов Б. А

Пан Фо

Паничев Ю. М.

 

21. Фамилии авторов народов бывшего Советского Союза, встречающиеся в заголовках описаний в двух формах написания – слитно и через дефис, при расстановке рассматриваются как слитные:

Саидбаев Т.

Саид-Галиев С.

Саидгалиев С.

Саиджафаров Ш.

Турсунбаев С.

Турсун-Заде М.

Турсункулов X.

22. Если заглавие начинается с имени собственного, расстановка производится по фамилии, инициалы, имена и отчества во внимание не принимаются. Имя и отчество или инициалы, приведенные в заглавии до или после фамилии, при расстановке во внимание не принимаются. Слова, по которым производится расстановка, рекомендуется подчеркивать: 

«Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников»

«Владимир Владимирович Маяковский. Сборник документов и материалов»

 

Лев Николаевич Толстой : сборник статей о творчестве

Л. Н. Толстой: статьи и материалы

Л. Н. Толстой в школе : сборник статей

Лев Толстой и его современники: воспоминания

Толстой и зарубежный мир

Л. Н. Толстой – художник

 

Груздев И. А. М. Горький : биографический очерк

Груздев И. А. Максим Горький: жизнь и работа

Груздев И. А. А. М. Горький – великий русский писатель

Груздев И. Ю. Молодые годы Максима Горького

 

Если заглавие начинается с имени собственного, расстановка производится по фамилии; инициалы, имена и отчества во внимание не принимаются.

Воспоминания о Е.И. Замятине

Воспоминания о В.В. Маяковском

Воспоминания о В.М. Шукшине

 

Но в описаниях художественных произведений это правило не действует:

Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин

Маяковский В. В. Во весь голос

Твардовский А. Т. Василий Теркин

Твардовский А. Т. Дом у дороги

 

23. Описания разных изданий одного произведения, вышедших в разное время под разными заглавиями, допускается расставлять под наиболее известной формой заглавия в прямом хронологическом порядке годов издания:

Шекспир В. Король Ричард Третий. – 1979

Шекспир В. Король Ричард III. – 1983

Шекспир В. Ричард III. – 1990

Шекспир В. Ричард III. – 1995

 

Короленко В. Г. Дети подземелья. – 1962

Короленко В. Г. В дурном обществе. – 1970

Короленко В. Г. Дети подземелья. – 2001

 

24. Если заглавие начинается с ученой степени или почетного звания, обозначения профессии, титула, а следом за ними приводится имена собственные, расстановку производят по первому и последующему слову заглавия, а при их совпадении – по алфавиту фамилий лиц, которым посвящена книга:

Академик архитектуры Иван Владиславович Жолтовский

Академик С. И. Вавилов

Академик Сергей Васильевич Лебедев

Академику Борису Дмитриевичу Грекову

 

25. Основное заглавие может состоять из одной фразы (простое заглавие) или нескольких фраз (сложное заглавие). В сложном заглавии фразы отделяются друг от друга точкой.

При расстановке карточки, имеющие простое заглавие, следует ставить перед карточками, имеющими сложное заглавие, если простое идентично первой части сложного заглавия. Например:

Человек.

Человек. Земля. Хлеб : сборник.

Человек в кожаной тужурке : повести.

 

26. Сложные слова в заглавии, соединенные дефисом, расставляются как два самостоятельных слова, если первое из них является законченным. Если же первое слово не может быть употреблено самостоятельно, то оба слова, соединенные дефисом, рассматриваются как одно слово:

Город будущего

Город Владимир сегодня

Город-герой Ленинград

 

Пресс для вулканизации стыков…

Пресс-курьер

Пресс-релиз, 2004 год

Пресса и социальная активность масс

 

Примечание: Если сложные слова в заглавии состоят из первой незаконченной части, которая не может употребляться самостоятельно, то при расстановке сложные слова с дефисом посередине рассматриваются как одно слово.

Так же рассматриваются слова с дефисом, если грамматические нормы допускают их слитное написание:

Например:

Научно-атеистическая библиотека

Научное наследие

Научно-исследовательская работа

Социально-гуманитарные знания

Социальное образование

Социально-политическая ситуация

 

27. При упорядочении описаний произведений одного автора принимаются во внимание следующие элементы:

                                                                                       сведения, относящиеся к заглавию,

                                                                                             сведения об ответственности,

                                                                                             сведения о повторности издания,

                                                                                             место издания,

                                                                                             издательство,

                                                                                             год издания.

 Каждый последующий элемент описания принимается во внимание при расстановке лишь при полном совпадении с аналогичным элементом предшествующего описания:

                                   Иванов В. Г. Мелеузовский район : комплект таблиц и диаграмм

                                   Иванов В. Г. Мелеузовский район : популярный очерк

 

Шолохов М. А. Донские рассказы. – Казань, 1975

Шолохов М. А. Донские рассказы. – М., 1975

Шолохов М. А. Донские рассказы. – Иркутск, 1978

Шолохов М. А. Донские рассказы. – М., 1978

Шолохов М. А. Донские рассказы. – М. : Дет. лит., 1980

Шолохов М. А. Донские рассказы. – М. : Худож. лит., 1980

 

 

 

28. Описание отдельных частей какого-либо произведения, отрывков, киносценариев, либретто, созданных на основе каких-либо произведений самими их авторами и изданных под заглавием этих произведений, расставляются после описаний оригиналов произведений:

Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1937-1939

Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1969

Герцен А. И. Былое и думы : главы из книги

Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман. – Л., 1980

Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман. – М., 1992

Толстой Л. Н. Анна Каренина : киносценарий. – М., 1980

Толстой Л. Н. Анна Каренина : пьеса в 3-х действиях. – Л., 1994

 

29. В основе расстановки карточек с описаниями «под заглавием» лежит тот же признак строгого алфавита. Вследствие этого расстановка производится в строгом алфавите первых слов, а при их совпадениипоследующих. Предлоги и союзы, как в начале, так и в середине заглавия, рассматриваются как отдельные самостоятельные слова.

Если первое слово одного описания совпадает с началом первого слова другого, то карточка с описанием, начинающимся с более короткого, ставится впереди. При полном совпадении начальных слов различных описаний расстановка производится по алфавиту вторых, третьих и т.д. слов:

По воле судьбы

По тропе жизни Победа: сборник рассказов

Победа в Великой Отечественной войне

Победа Советской власти на Северном Сахалине или Невские зори Невский проспект

Невский проспект. Архитектурные ансамбли

 

30. Расстановка карточек на новые поступления изданий должна быть произведена в течение недели после их передачи из отдела комплектования.

 

112 комментариев для “Правила расстановки карточек в алфавитном каталоге”

  1. Но хотелось бы уточнить в каком порядке расставляются тома: в прямой или обратной хронологии

  2. Анжелика!
    Для многотомников писателей – в прямой хронологии,
    а что касается многотомных изданий материалов, постановлений, стенографических отчетов, карточки расстанавливают в обратно-хронологическом порядке годов издания.

  3. Здравствуйте! Хотелось бы уточнить, при расстановке Малое собрание сочинений ставим куда, после всех ,,сочинений” перед избранным?

    1. Здравствуйте, Юлия!

      Иванов, А. Полное собрание сочинений в 100 т.
      Иванов, А. Полное собрание сочинений в 60 т.
      Иванов, А. Малое собрание сочинений в 18 т.
      Иванов, А. Собрание сочинений в 44 т.
      Иванов, А. Собрание сочинений в 16 т.
      Иванов, А. Сочинения в 4 т.
      Иванов, А. Избранные сочинения 4 т.

      В малые собрания входят избранные произведения; за бортом оставляются тексты, которые менее популярны у широкой аудитории, не являются «профильными» для автора (например, письма, дневники) или представляют только специальный интерес (например, деловые бумаги, черновики, планы произведений). В полные собрания все перечисленное входит. Наиболее полные, лучше всего подготовленные, прокомментированные специалистами, снабженные научными статьями и указателями собрания сочинений называют академическими.

      1. Добрый день, огромное вам спасибо!Подскажите еще, пожалуйста как быть с Есениным или другими поэтами, когда встречается Полное собрание лирики в одном томе и Собрание стихотворений в 2 т. Есенина,по сути это сборники стихов исходя из содержания, и мы их расставляем среди сборников с заглавиями или все же в самом начале, среди ,,собраний сочинений”.

        1. Здравствуйте, Юлия!
          Я думаю, Вы поступаете верно. Это не собрание сочинений, в полном смысле для первого ряда расстановки, а сборник жанровый – лирика.

          1. Большое спасибо, очень полезный сайт!

  4. В акте списания по алфавиту куда расставить карточку М.Е. Салтыков-Щедрин и Тверь?

    1. Не совсем поняла вопрос. В актах списания заглавия расстанавливаются все в строгом алфавите. В данном случае учитывая даже инициалы

      1. То есть, сперва по алфавиту идет Люис Н. Вулканы, потом- М.Е. Салтыков-Щедрин и Тверь?

        1. Да, именно так, при условии, что у сборника “М. Е. Салтыков-Щедрин и Тверь” нет автора и книга списывается по заглавию.

          1. Здравствуйте помогите расставить в алфивитном каталоге библиографические записи.

  5. Здравствуйте, подскажите как правильно расставить карточку в алфавитный каталог на фамилию “Й”, автор: Йовчев. До и после каких фамилий она должна стоять. В качестве примера приведите пожалуйста. Спасибо

    1. Жидков
      Заикин
      Иванкин
      Йвазов
      Йвазова
      Йовенко
      Йовчев
      Йовченко
      Йогурт
      Йодис
      Калинин

  6. Здравствуйте, а добавочные карточки на второго и третьего автора как расставляются? После основной?

    1. Ирина! посмотрите пожалуйста, пост “Добавочные описания. Выложила сегодня. Думаю, вы найдете ответ.

  7. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как в АК правильно расставить каталожные карточки, если в одних “Толкин”, в других “Толкиен” (к примеру). С помощью вспомогательных карточек? Как их правильно оформить? В ГОСТе 98 г. есть примеры оформления карточек со ссылками и справочными сведениями, а в ГОСТе 2011 г. – нет.

    1. Татьяна!
      Обычно один ГОСТ, заменяет другой, либо полностью, либо по пунктам.
      ГОСТ 7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление имеет запись:
      ВЗАМЕН ГОСТ 7.51-84

      ГОСТ Р 7.0.13-2011 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек, макет аннотированной карточки в издании. Общие требования и издательское оформление – имеет запись: ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
      В официальных документах ни один из них не значится Не действующим. Не нашла.
      Стало быть, оформление ссылочной карточки остается прежним.

      На практике так:
      1. Выбираем наиболее устоявшееся в России:
      Толкин, Джон Рональд
      см.
      Толкиен, Джон Рональд
      Эта ссылочная карточка будет стоять в строгом алфавите АК.

      У нас, в отделе комплектования есть картотека методических решений.
      Делаем запись, о том, что книги автора Толкин, расставляются за Толкиен

      2. И все книги автора соберутся за Толкиен, Д. Р. , причем в алфавите Заглавий, не взирая на Заголовок Толкин или Толкиен

      Толкиен, Джон Рональд «Баллада об Аотру и Итрун»
      Толкин, Джон Рональд «Братство Кольца»
      Толкин, Джон Рональд «Властелин колец”
      Толкиен, Джон Рональд «Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма»
      Толкиен, Джон Рональд «Две крепости»
      Толкиен, Джон Рональд «Дорога вдаль и вдаль идёт»
      Толкин, Джон Рональд «Кузнец из Большого Вуттона»
      Толкиен, Джон Рональд «Лист кисти Ниггля»
      Толкин, Джон Рональд «Фермер Джайлс из Хэма»
      Толкин, Джон Рональд «Хоббит, или Туда и обратно»

      Далее, к примеру,
      Толкин, А.
      Далее Ссылочная Толкин, Джон Рональд
      см.
      Толкиен, Джон Рональд

  8. Здравствуйте. Пожалуйста, подскажите правильность расстановки заглавия, начинающегося с цифры на тысячу:
    например, 1824. “Тысяча восемьсот..” или “Одна тысяча восемьсот…”

    1. 1. Давайте сначала разберемся: как правильно писать:
      тысяча триста тридцатый год или одна тысяча триста тридцатый год? Оба варианта корректны.

      2. Литературный вариант: в тысяча триста тридцатом году (без слова “одна”). Грубой ошибки нет.

      3. В связи с наступлением XXI века, как правильно называть года: одна тысяча такой-то год (две тысячи восьмой год) или тысяча такой-то год? Верно: тысяча девятьсот девяносто девятый год; две тысячи девятый год.

      4. Разрешается ли во фразах типа “одна тысяча человек”, опускать слово “одна”? Использовать это слово нет необходимости.

      5. Является ли привычка некоторых людей читать даты, например, “одна тысяча триста двадцатый год” следствием когда-то бытовавшей нормы русского языка (одна тысяча…) или обычной просторечной ошибкой? Вряд ли можно считать это ошибкой, скорее – “гиперкорректностью”.

      6. В грамматике дается такая запись составного количественного числительного: (одна) тысяча девятьсот восемьдесят шесть. Из этого можно сделать вывод, что слово “одна” используется при необходимости, например в финансовых документах во избежание их подделки. Но с точки зрения семантики такая запись не несет в себе новой информации.

      7. В датах используется порядковое числительное, например: тысяча девятьсот семнадцатый год, там слово “одна”, очевидно, является лишним. Тем не менее оно употребляется, хотя такое сочетание кажется архаичным или стилизованным под старину или высокий стиль.

      8. Они поссорились в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону. [М. А. Булгаков. Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937)]
      — В гражданскую, в одна тысяча девятьсот двадцатом дело было. [Федор Абрамов. Дом (1973-1978)].

      Сочетание в одна тысяча встречается значительно реже, чем в тысяча (частотность 50:410).

      Поэтому читатель чаще будет использовать Тысяча… «1984» Д. Оруэлла. Расстановка на «Тысяча»

      Но в картотеке методических решений, все же отметку сделать: что все заглавия на «тысячу» расставляются без слова «одна». Для исключения ошибок.

      1. Добрый день! В генеральном алфавитном каталоге применяется прямая хронология?

        1. Здравствуйте!
          По теории – в хронологическом порядке, что и применяем в АК центральной и филиалах.
          Однако допускается и обратно-хронологический порядок.
          В учетном каталоге сложилась практика обратной хронологии: удобнее при расстановке, списании, поиске для комплектаторов.

  9. Добрый день! В служебном алфавитном каталоге карточки тоже располагаются в обратной хронологии. Если всё совпадает, только разные года издания.

  10. Доброго дня. Помогите расставить карточки.
    1. Женщина. Доброжелательство
    2. Женщина – директор года
    3. Женщина, жизнь и любовь
    4. Женщина перед иконой
    5. Женщина – Папа Римский
    6. Женщина: Уроки словесности
    С благодарностью. Людмила

    1. Людмила!
      1. Женщина. Доброжелательство
      2. Женщина – директор года
      3. Женщина, жизнь и любовь
      4. Женщина – Папа Римский
      4. Женщина перед иконой
      6. Женщина: Уроки словесности
      Вас смутили знаки? Условные разделительные знаки при расстановке карточек во внимание не принимаются.

      1. Если условные разделительные знаки не принимаются во внимание, тогда “Женщина. Доброжелательство” должно стоять после “Женщина – директор года”

        1. Нет. Разделительные знаки конца предложения. “Женщина. (“Доброжелательство”)
          “Женщина – директор года”

          1. Спасибо, ясно. Еще такой вопрос: к примеру, книги с произведениями одного автора, в моем случае Рыбаков А. Н. –
            1. Приключения Кроша. Каникулы Кроша.
            2. Приключения Кроша: трилогия.
            3. Приключения Кроша: повести.
            4. Приключения Кроша. Каникулы Кроша: повести.
            5. Приключения Кроша. Каникулы Кроша. Неизвестный солдат: повести.
            Как правильно расставить сборники нескольких произведений одного автора, когда есть сведения, относящиеся к заглавию?

          2. 1. по алфавиту заглавия
            2. одинаковые – по годам

            Правило 11. (на сайте) При совпадении заглавий и сведений, относящихся к заглавию, БЗ расставляются в прямом хронологическом порядке годов издания. Допускается обратно-хронологический порядок. БЗ без указания года издания («б. г.») нужно ставить впереди.

  11. Здравствуйте, Любовь! Почему-то вызвала затруднение расстановка карточек.
    Рыцари
    Рыцари и турниры
    Рыцари и замки
    Рыцари и оружие
    Рыцари Круглого стола
    Рыцариведение
    Непонятно с последней карточкой “Рыцариведение”, ее оставляем в конце как в списке или ставим сразу после “Рыцари”?

    1. Рыцари
      Рыцари и замки
      Рыцари и оружие
      Рыцари и турниры
      Рыцари Круглого стола
      Рыцариведение – конце, потому, что оно продолжается после РЫЦАРИ, длиннее

      а вот выше ошибки у Вас.

  12. Добрый день, Любовь! Возникла проблема с библиографическим описанием книги Ричарда Йейтса “Одиннадцать видов одиночества”. На титульном листе – написано “роман”, по факту и БО, приведенному в книге – сборник рассказов. Будет ли эта БЗ верной?
    Йейтс Р. Одиннадцать видов одиночества: рассказы/ Ричард Йейтс. – СПб. – Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с. – (Азбука- бестселлер).

    1. Здравствуйте, Татьяна!
      Действительно, по канонам описание берем с титульного листа. Однако, справедливости ради (а в последнее время такая чехарда на книгах и в описаниях. и в классификации, что ни в какие ворота) я бы согласилась с вашим вариантом.
      А случайно в книге, содержании нет романа “Дороги перемен”?
      Еще я обращаю ваше внимание на правило: знаки библиографического описания выделяются на письме пробелом впереди и сзади, исключение составляет “точка” и “запятая”. Кроме того, СПб и М (осква) не сокращаем.
      Йейтс, Р. Одиннадцать видов одиночества : сборник рассказов / Ричард Йейтс. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с. – (Азбука-бестселлер).

      1. Любочка! Спасибо Вам за внимательное отношение и грамотную консультацию. Всех Вам благ!

        1. Тогда сложно предположить наличие слова “роман” на титуле. Свой ответ я вам отправила

  13. Добрый день!
    Подскажите,пожалуйста,как расставить карточки :

    О времени
    О`Генри
    О детях
    О`Донохью

    Спасибо!

    1. О времени
      О Генри
      О детях
      О Донохью
      Артикли, артикли, слитые с предлогами, предлоги, приставки, приведенные в заголовке БЗ перед фамилией автора и написанные раздельно, через дефис или апостроф, при расстановке рассматриваются как раздельная часть фамилии, и воспринимается как отдельное слово.

  14. Добрый день. Как расставить: Русская литература XIX века; Русская литература XX
    века; Рускаая литеоатура первой половины XVIII века

    1. Добрый день Ирина!
      Прошу прощения за поздний ответ – в отпуске.
      По системе ББК: 18, 19, 20 век

  15. Нет.
    Артикли, артикли, слитые с предлогами, предлоги, приставки, приведенные в заголовке БЗ перед фамилией автора и написанные раздельно, через дефис или апостроф, при расстановке рассматриваются как раздельная часть фамилии, и воспринимается как отдельное слово.
    Фамилии с артиклями: Де, Ла, Лас, Ле, Лес, Лос, Эль.

    Ла Гума, А.

    Ла Плант, Линда.

    Лаан, И. Ю.

    Эль Греко (Доминико Теокопули)

    Эльбурих, Г. С.

    Фамилии с артиклями, слитыми с предлогами: Ам, Да, Далла, Дез, Делла, Дель, Дес, Дос, Ду, Дю, Тен, Тер, Цур.

    Дю, С. В.

    Дю Морье, Дафна.

    Дюамель, Жорж.

    Тер – Симонян, Н. А.

    Теракопян, Л. А.

    Фамилии с предлогами: Ван, Ван де, Вандель, Ван дер, Де.

    Ван дер Ват, Д.

    Вандымова, Е. П.

    Фамилии с приставками и апострофом: Абу, Бен, Д’, Ибн, М’, Н’, Мак, О’, Т’.

    Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани.

    Абубакиров, В. Ф.

    Д’Агата, Джузеппе.

    Д’Оревильи, Жюль Барбе.

    Да здравствует революция!

    Артикли, артикли, слитые с предлогами, приставки не принимаются во внимание при расстановке,если:
    они стоят в заголовке БЗ в конце фамилий, например:

    Гольц, Рюдигер фон дер

    Гольц, Рюдигер.

    это определенные артикли (ад, аз, ал, аль (эль), ар, ас, ат, аш) в фамилиях арабского происхождения, приводимые в заголовке БЗ перед фамилией всегда со строчной буквы:

    Джабаев, Джамбул.

    аль-Джабери, Мухаммед Салех.

    Сиаманто.

    эль-Сибаи, Юсеф.

    Сибаки, Ёсико.

  16. Здравствуйте, Любовь! При расстановке карточек в алфавитном каталоге бывает фамилия автора типа Мороз или Вольная, Анастасия. Что правильно ставить вначале – карточки с заголовками или карточки с авторами:
    Например:
    “Мороз и солнце- день чудесный”..
    Мороз А.М.
    Мороз В.И.
    или
    Вольная русская песня XXI века
    Вольная, Анастасия
    Я ставлю сначала название сборника, потом карточки по фамилиям, но на всякий случай хочу уточнить у Вас, правильно ли это?

    1. Катя!
      Все в четком алфавите! Не зависимо от того есть ли заглавие или заголовок
      Мороз А. М.
      Мороз В. И.
      Мороз и солнце- день чудесный”.
      Мороз К. Л.

      Вольная аббревиатура
      Вольная Алевтина
      Вольная альтернатива
      Вольная, Анастасия
      Вольная русская песня XXI века

  17. Доброй ночи, помогите пожалуйста расставить карточки для алфавитного каталога?:((

    1. Ляхович, В.Ф. Основы информатики
    2. Ламекин, В.Ф. Окно в мульмедиа и Интернет
    3. Ляхович, В.Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вы-числительной техники
    4. Лук, А.Н. Мышление и творчество
    5. Ляхович, В.Ф. Информатика
    6. Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний
    7. Ломов, В.В. Краткий экономический словарь школьника
    8. Луговая, А.Л. Английский язык для энергетических специальностей
    9. Лоторейчук, Е.А. Теоретические основы электротехники
    10. Лебедев, П.Т. Опыт выращивания молодняка
    11. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса
    12. Ланина, И.Я. Мир компьютера
    13. Леонов, Н. Ловушка
    14. Леонов, Л.М. Русский лес: роман
    15. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени: роман
    16. Леонов, Л.М. Соть: роман
    17. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений: в 4 т.
    18. Леонов, Л.М. Барсуки: роман
    19. Лермонтов, М.Ю. Мцыри: поэма
    20. Леонов, Л.М. Нашествие: пьеса
    21. Лермонтов, М.Ю. Демон: поэма
    22. Леонов, Л.М. Скутаревский: роман
    23. Лесков, Н.С. Тупейный художник
    24. Леонов, Л.М. Полное собрание сочинений: в 8 т.
    25. Лесков, Н.С. Левша
    26. Леонов, Л.М. Собрание сочинений: в 3 т.
    27. Лесков, Н.С. Очарованный странник
    28. Лебедь, А.И. Идеология здравого смысла
    29. Ловачёв, Л.Н. Товароведение пищевых продуктов
    30. Лобанов, Д.И. Технология производства продуктов общественного питания
    31. Ловачёва, Г.Н. Технологический контроль в общественном питании
    32. Лежнева, С.Б. Дочки-матери

    1. Ольга! Здесь нет ничего сложного. Но если Вы сомневаетесь, значит не знаете теории. На сайте есть правила расстановки.
      Уважаемые студенты! сама была когда-то) впредь, присылайте свой вариант.
      Ламекин, В. Ф. Окно в мульмедиа и Интернет
      Ланина, И. Я. Мир компьютера
      Лебедев, П. Т. Опыт выращивания молодняка
      Лебедь, А. И. Идеология здравого смысла
      Лежнева, С. Б. Дочки-матери
      Леонов, Л. М. Полное собрание сочинений: в 8 т.
      Леонов, Л. М. Собрание сочинений: в 3 т.
      Леонов, Л. М. Барсуки: роман
      Леонов, Л. М. Нашествие: пьеса
      Леонов, Л. М. Русский лес: роман
      Леонов, Л. М. Скутаревский: роман
      Леонов, Л. М. Соть: роман
      Леонов, Н. Ловушка
      Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений: в 4 т.
      Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени: роман
      Лермонтов, М. Ю. Демон: поэма
      Лермонтов, М. Ю. Мцыри: поэма
      Лесков, Н. С. Левша
      Лесков, Н. С. Очарованный странник
      Лесков, Н. С. Тупейный художник
      Лобанов, Д. И. Технология производства продуктов общественного питания
      Ловачёв, Л. Н. Товароведение пищевых продуктов
      Ловачёва, Г. Н. Технологический контроль в общественном питании
      Ломов, В. В. Краткий экономический словарь школьника
      Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники
      Луговая, А. Л. Английский язык для энергетических специальностей
      Лук, А. Н. Мышление и творчество
      Львов, Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса
      Любимов, Л. Л. Основы экономических знаний
      Ляхович, В. Ф. Информатика
      Ляхович, В. Ф. Основы информатики
      Ляхович, В. Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники

  18. Здравствуйте!
    Помогите, пожалуйста, расставить карточки для алфавитного каталога:
    Криминалистика : Конспект лекций в схемах…
    Криминалистика: полный курс : учебник…
    Криминалистика. Методика расследования преступлений…
    Криминалистика. Практикум : учебно-методическое пособие…
    Криминалистика : практикум : учебное пособие для студентов…

    1. Условные разделительные знаки, используемые в библиографическом описании, при расстановке карточек во внимание не принимаются.
      В случае совпадения первых слов БЗ карточки расставляются по алфавиту вторых слов, а если совпадают и вторые слова, – то по третьему и т. д.:
      Сложные слова в заглавии, соединенные дефисом, расставляются как два самостоятельных слова.
      Пресс для вулканизации стыков…
      Пресс-курьер
      Пресс-релиз, 2004 год
      Пресса и социальная активность масс.
      Примечание: сложные слова, соединенные дефисом, расставляются как одно слитное слово, если его первая часть не употребляется самостоятельно. Например:
      Научно-атеистическая библиотека
      Научное наследие
      Научно-исследовательская работа
      Социально-гуманитарные знания
      Социальное образование
      Социально-политическая ситуация

      Большие массивы учебников, учебных пособий, хрестоматий, которые имеют одинаковые заглавия, нужно расставлять в восходящей последовательности годов обучения. Частные разночтения в сведениях, относящихся к заглавию, при этом не учитываются.
      Тут надо определить для каких курсов и расставить по возрастающей: 1 курс, 2, 3, 4, 5
      В итоге: (БЕЗ УЧЕТА ДЛЯ КАКОГО КУРСА)

      Криминалистика : Конспект лекций в схемах…
      Криминалистика. Методика расследования преступлений…
      Криминалистика: полный курс : учебник…
      Криминалистика : практикум : учебное пособие для студентов…
      Криминалистика. Практикум : учебно-методическое пособие…

      1. Спасибо!
        Точка – это тоже условный разделительный знак? Что есть тогда “Сложное заглавие”?

        1. Криминалистика. Методика расследования преступлений… Вы это имеете ввиду?
          Дело в том что надо видеть книгу. Я понимаю так: КРИМИНАЛИСТИКА – ЗАГЛАВИЕ, А “МЕТОДИКА…” -СВЕДЕНИЯ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЗАГЛАВИЮ.

          1. Благодарю за помощь!
            Я, кажется, всё поняла!

  19. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить имена царей :
    Александр I
    Александр II
    Александр Второй
    Александр III
    Екатерина II
    Екатерина Великая

    1. Ирина!
      Расставить где? в АК?
      Имена монархов указывают в заголовке в той форме, под которой они получили наибольшую известность.
      Заголовок индивидуального автора состоит, как правило, из имени и династического номера, титула монарха и прилагательного, образована от названия страны или местности, на которую распространялась его деятельность. Географическое прилагательное пишется с маленькой буквы. Если у монарха менялся титул, в заголовке указывается последний или наиболее известный.

      Правило алфавита каждого слова сохраняется.

      Далее: Это Романовы – добавочная карточка?

        1. Ирина!
          Ты имеешь ввиду заглавия?
          При расстановке таких названий принимается во внимание только словесное прочтение числительного.
          Алфавит каждого слова.
          Однако
          Если однотипные заглавия различаются только цифрами, расстановка
          производится в возрастающей последовательности данных цифр:
          Я рисую. Вып. 25
          Я рисую. Вып. 26
          Рассказ 95
          Рассказ 96
          Рассказ 97
          Три столетия российского флота, ХVIII век
          Три столетия российского флота, ХIХ век

          Александр I

          Александр II
          Александр Второй

          Александр III

          Екатерина Великая
          Екатерина II

  20. Не могу правильно расставить карточки в алфавитный каталог, запуталась куда избранные, куда сборники, где будут собрания сочинений1.Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.

    2.Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.

    3.Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.

    4.«И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.

    5.Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.

    6.Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.

    7.Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.

    8.Икрами, Д. Дочь огня: Роман/Икрами Д., Назаров Х.

    9.Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.

    10.Из опыта педагогической работы: Сборник.

    11.Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.

    12.Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.

    13.Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.

    14.Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.

    15.Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.

    16.Изучение правил дорожного движения в школе.

    17.Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии.

    18.Всеволод Иванов – писатель и человек6 Воспоминания современников. – 3-е изд.

    19.Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.

    20.Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.

    21. Иванов, А.С., о нем

    Еселев,И.Х.

    Рассказы о характерах.

    22.Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.

    23.Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.

    24.Игнатенко, А.П., ред.

    Рябцевич, В.Н.

    О чем рассказывают монеты.

    25.Иванов, А.С. Алькины рассказы.

    26.Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.

    27.Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.

    28.Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.

    29.Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.

    30.Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести. Если можно помогите пожалуйста

    1. Лариса!
      http://bibliografu.ru/blog/2017/04/26/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b8-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%ba-%d0%b2-%d0%b0%d0%bb%d1%84%d0%b0%d0%b2/
      здесь же на сайте – Правила расстановки карточек в АК. Читаем, расставляем – и присылаем. И после этого разберем ошибки

      1. 1. Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
        2. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
        3. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
        4. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.
        5. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
        6. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.
        7. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
        8. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
        9. Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.
        10. Иванов, А.С. Алькины рассказы.
        11. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
        12. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
        13. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.
        14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
        15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.
        16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.
        17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
        18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
        19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
        20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
        21. Из опыта педагогической работы: Сборник.
        22. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
        23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
        24. Изучение правил дорожного движения в школе.
        25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
        26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
        27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
        28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
        29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
        30. Икрами, Д. Дочь огня: Роман/Икрами Д., Назаров Х.

      2. Подскажите пожалуйста правильно, я расставила?

        1. Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
        2. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
        3. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
        4. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
        5. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.
        6. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
        7. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.
        8. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
        9. Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.
        10. Иванов, А.С. Алькины рассказы.
        11. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
        12. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
        13. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.
        14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
        15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.
        16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.
        17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
        18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
        19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
        20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
        21. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
        22. Из опыта педагогической работы: Сборник.
        23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
        24. Изучение правил дорожного движения в школе.
        25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
        26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
        27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
        28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
        29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
        30. Икрами, Д. Дочь огня: Роман/Икрами Д., Назаров Х.

        1. Почему А.С. Иванов разделен? Иванов АИ.Иванов АМ где алфавит…рочему после АС
          Правильный ответ снизу

  21. Подскажите пожалуйста,правильно или нет, если ошиблась можете помочь исправить?

    1. Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
    2. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
    3. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
    4. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.
    5. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
    6. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.
    7. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
    8. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
    9. Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.
    10. Иванов, А.С. Алькины рассказы.
    11. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
    12. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
    13. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.
    14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
    15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.
    16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.
    17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
    18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
    19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
    20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
    21. Из опыта педагогической работы: Сборник.
    22. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
    23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
    24. Изучение правил дорожного движения в школе.
    25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
    26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
    27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
    28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
    29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
    30. Икрами, Д. Дочь огня: Роман/Икрами Д., Назаров Х.

    1. Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
      Карточки на авторов-однофамильцев расставляются в порядке алфавита их инициалов. Раньше всех ставится карточка с такой фамилией, при которой нет инициалов, затем карточка, на которой обозначена фамилия с одним инициалом, затем с двумя инициалами, после чего фамилии в алфавите раскрытых имен и отчеств:
      5. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
      8. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
      9. Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.

      2. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
      3. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
      10. Иванов, А.С. Алькины рассказы.
      11. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
      12. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
      13. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.

      Среди книг, имеющихся в библиотеке, встречаются переиздания и перепечатка одного и того же произведения. Карточки на них расставляют в обратнохронологическом порядке годов издания или если указаны порядковые номера изданий, – в нисходящей последовательности этих номеров:
      Если заглавие начинается с имени собственного: расстановка производится по фамилии, инициалы, имена и отчества во внимание не принимаются.
      7. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
      6. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.

      4. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.
      14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
      15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.

      16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.

      17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
      18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
      19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
      20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
      21. Из опыта педагогической работы: Сборник.
      22. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
      23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
      24. Изучение правил дорожного движения в школе.
      25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
      26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
      27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
      28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
      29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
      30. Икрами

  22. Добрый день,Люда. Скажите пожалуйста я правильно расставила для АК?
    Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
    2. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
    3. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
    4. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
    5. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
    6. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.
    7. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник
    8. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
    9. Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.
    10. Иванов, А.С. Алькины рассказы.
    11. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
    12. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
    13. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.
    14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
    15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.
    16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.
    17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
    18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
    19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
    20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
    21. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
    22. Из опыта педагогической работы: Сборник.
    23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
    24. Изучение правил дорожного движения в школе.
    25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
    26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
    27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
    28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
    29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
    30. Икрами, Д. Дочь огня: Роман/Икрами Д., Назаров Х.
    Очень жду ответа.

      1. 1. Ибрагимова, И.Г. Теория «постиндустриального» общества: Критич. анализ.
        2. Иванов, А. На Дальнем востоке: Роман.
        3. Иванов, А.И. Не своим голосом: Лит. Пародии
        4. . Иванов, А.М. Если не я, то кто же?: Повести.
        5. Иванов, А.С. собрание сочинений: В 5-ти т.
        6. Иванов, А.С. Избранные произведения: В 2-х т.
        7 . Иванов, А.С. Алькины рассказы.
        8. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман: Кн.1.
        9. Иванов, А.С. Вечный зов: Роман:Кн.2-я.
        10. Иванов, А.С., о нем Еселев, И.Х. Рассказы о характерах.
        11. Всеволод Иванов – писатель и человек Воспоминания современников. – 3-е изд.
        12. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. – 2-е изд.
        13. Иванов, В.В. Оглядываюсь с любовью: Сборник.
        14. Иванов-Леонов, В.Г. Копья народов: рассказы и повести.
        15. Иванов-Муромский, К.А. Спящий мозг: Сон и наркоз.
        16. Иванова, А.Я. Англо-русский медицинский словарь.
        17. Игбуна Оби, Б. Дело о женитьбе/ Пер. с англ. А.Колышко.
        18. Игер, Э. Неделя чудес: Кн. Для чтения на англ. яз.
        19. Игнатенко, А.П., ред. Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты.
        20. «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления.
        21. Из опыта педагогической работы: Сборник.
        22. Изобразительное искусство в школе: Аннотиров. Список лит.
        23. Изучение литературы в старших классах средней школы: Пособие для учителя.
        24. Изучение правил дорожного движения в школе.
        25. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе.
        26. Ийеш, Д. Избранное / Пер. с венг. В.Огнева.
        27. Иконников, С.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах/ С.Н.Иконников, Г.Н.Приступа.
        28. Иконникова, С.Н. На пороге гражданской зрелости/С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский.
        29. Икрами, Д. Двенадцать ворот Бухары: Роман.
        30. Икрами. Д. Дочь огня : Роман / Д. Икрами, Х. Назаров .
        А теперь ПРАВИЛЬНО? Подскажите, пожалуйста

  23. Добрый день! Подскажите как правильно расставить каточки в АК.
    Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. (,2014.)
    Конституция РФ с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года + сравнительная таблица изменений.(,2020.)

    1. Отличительная особенность построения АК – это расстановка карточек в строгом алфавитном порядке фамилий авторов, наименований организаций и (или) заглавий документов. Сокращенная форма (аббревиатура) наименования страны, организации, общества, учреждения и т.п. при расстановке рассматривается в сочетании букв, т.е. не раскрывается и ставится в порядке алфавита букв сокращенного наименования. Расстановка описаний разных изданий одного и того же произведения осуществляется в обратнохронологическом порядке, т.е. карточка на последнее издание ставится впереди.

      Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. (,2014.)
      Конституция РФ с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года + сравнительная таблица изменений.(,2020.)

      В некоторых случаях в алфавитном каталоге создаются логические комплексы. Традиционно логический порядок применяется и при расстановке описаний официальных изданий к примеру:
      РФ. Конституция
      РФ. Законы
      РФ. Президент
      РФ. ГД
      Смотрите методические решения своей библиотеки

  24. Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему произведение «И дум высокое стремленье…»: Письма, дневники, заметки, размышления №20, а не №1?

        1. Вы правы. “И дум…” – должно быть первым. И = отдельному слову

          Карточки в АК расстав­ляют в строгом алфавите заголовков описания — фамилий авторов и заглавий, по принципу «слово за словом» в соответствии с буквенным составом начальных слов. При этом предлог, союз, междометие в библиографиче­ском описании приравниваются к слову.

          1. Спасибо большое, что отзываетесь. Очень помогает и прибавляет уверенности.
            Удачного дня!

  25. Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться.
    Что сначала: все карточки с фамилиями с инициалами или алфавитный принцип в отношении первой буквы имени?
    Какой Вариант верен?
    1. Погодин Г.
    2. Погодин Н. А.
    3. Погодин Ф. В.
    4. Погодин Алексей Викторович
    5. Погодин Николай
    Или
    1. Погодин Алексей Викторович
    2. Погодин Г.
    3. Погодин Н. А.
    4. Погодин Николай
    5. Погодин Ф. В.
    И верно ли расставлены во втором варианте №3 и №4?

    1. Верно 2.
      Карточки на авторов-однофамильцев расставляются в порядке алфавита их инициалов. Раньше всех ставится карточка с такой фамилией, при которой нет инициалов, затем карточка, на которой обозначена фамилия с одним инициалом, затем с двумя инициалами, после чего фамилии в алфавите раскрытых имен и отчеств:

      Михайлов.

      Михайлов, А.

      Михайлов, А. Н.

      Михайлов, Александр Алексеевич.

      Михайлов, Александр Иванович.

      Михайлов, Александр Сергеевич.

      Михайлов, Алексей Алексеевич.

      Михайлов, Алексей Степанович.

      В консультации есть ответы.

  26. Здравствуйте. Как правильно расставить дела в архиве? Фамилии одинаковые, но мужской и женский род!
    то есть Седых Алена и Седых Анатолий… Что первое?

    1. Здравствуйте!
      Седых Алена
      Седых Анатолий
      Седых Антон
      алфавит каждой буквы в слове: Л… м… н…

  27. Здравствуйте. подскажите, пожалуйста, как и куда ставятся карточки в алфавитном каталоге на иностранных языках? После русского алфавита? Нужно ли разделять языки издания: на английском, на французском….

  28. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как расставить Собрания сочинений разных годов издания (например, в 6 томах 1990, 1985, и 1977 гг.). По томам и внутри по годам или Собрания целиком по годам издания?

    1. Расстановка карточек на переиздания и перепечатки одного и того же произведения производится в обратно-хронологическом порядке годов издания, или если указаны порядковые номера изданий, – в нисходящей последовательности этих номеров:

      Грибоедов А. С. Собрание сочинений. 1999.

      Грибоедов А. С. Собрание сочинений. 1992.

      Грибоедов А. С. Собрание сочинений. 1989.

      Целиком одно собрание, другое, третье

  29. Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, правильно ли я расставила карточки в алфавитный каталог?
    1.А к вам попугай не залетал?
    2. Абрамов Ф. А. Собрание сочинений : в 6т.
    3. Абрамов Ф. А. Деревянные кони
    4. Абрамов Ф. А. Жила-была семужка : повести . – Архангельск, 1989
    5.Абрамов Ф. А. Жила-была семужка ; Деревянные кони : повести. – М., 1986
    6. Абрамов Ф. А. Жила-была семужка ; Деревянные кони : повести. – М., 1985
    7. Абрамов Ф. А. Повести и рассказы
    8. Аверченко А.Т. Избранные произведения : в 2т. Т1
    9. Аверченко А.Т. Избранные произведения : в 2т. Т2
    10. Академик А.П. Ярославцев
    11. Академик Иван Щедрин
    12. Алексеев М.Н. Собрание сочинений : в 6т.
    13. Алексеев М.Н. Избранные произведения
    14. Алексеев М.Н. Карюха
    15. Михаил Алексеев / сост. П. Неверова
    16. Англо-русский словарь. – 6-е изд.
    17. Англо-русский словарь. – 5-е изд.
    18. Андреев Е.В. Огнем рожденные
    19. Андреев Е.В. 70 лет власти
    20. Андреев-Бурлак О.Д. Знамение
    21. Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта
    22. Архангельск : архитектурная биография / под ред. Ю. Барашкова
    23. Архангельск : Фотоальбом
    24. Архангельская Н. Соловецкое стояние
    25. Архангельская область : Архангельк. Соловецкие острова. Каргополь. Сольвычегодск. Вельск. Северная Двина. Мезень : ист. Достопримечательности : путеводитель

    1. Здравствуйте Ольга!
      Обратите внимание на эти пункты:

      19. Если заглавие начинается с имени собственного, расстановка производится по фамилии, инициалы, имена и отчества во внимание не принимаются.

      «Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников»

      «Владимир Владимирович Маяковский. Сборник документов и материалов»
      15. Михаил Алексеев Это книга о нем?

      20. Если заглавие начинается с ученой степени или почетного звания, обозначения профессии, титула, а следом за ними приводится имена собственные, расстановку производят по первому и последующему слову заглавия, а при их совпадении – по алфавиту фамилий лиц, которым посвящена книга:

      Академик архитектуры Иван Владиславович Жолтовский

      Академик С. И. Вавилов

      Академик Сергей Васильевич Лебедев

      Академику Борису Дмитриевичу Грекову
      0. Академик А.П. Ярославцев
      11. Академик Иван Щедрин
      Здесь: Академик Щедрин
      Академик Ярославцев

  30. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста для каких целей и как правильно применять правосторонние, левосторонние, прямые разделители.

  31. Добрый день! Подскажите пожалуйста, первое слово в заглавии на английском языке. Книга вся на русском языке. Правила расстановки. Поделитесь опытом.

  32. Здравствуйте, помогите расположить в алфавитном порядке

    Гончаров Б. П. и Шлимович Б. М. Полупроводники в сельском хозяйстве. Голявкин В. В. Город в море.
    Горьковские чтения.
    Голоберт К. В. и Маликова Л. Н. Памятка библиотекарю-передвижнику. Город-герой Ленинград.
    Голубев М. И. Снижение себестоимости строительных работ.
    Горький М. Сочинения.
    Голубева З. С., Коломина С. В. Пособия к лабораторно-практическим занятиям по геодезии.
    Город Владимир.
    Горейнов К. Э. Рекомендации по изготовлению железобетонных конструкций.
    Горький М. 9-е января.
    Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка.
    Голуб М. Ф. Торфо-болотные почвы и их плодородие. Изд.2-е.
    Горький М. Избранные произведения.
    Горяйнова Р. Н. Технология изготовления игрушек.
    Горький в Самаре.
    Голсуорси Д. Сага о Форсайтах.
    Горький М. Избранные пьесы.
    Голубев С. В. Социализация строительства.
    Гончаров И. А. Обыкновенная история.
    Голубева Э. С. Рыбохозяйственная гидротехника.
    Горький М. Детство.

  33. Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, как правильно расставлять добавочные карточки на соавторов? Они ставятся в общий ряд с основными карточками в алфавите заглавий или отдельным массивом?

    1. Здравствуйте, Ольга!
      В алфавитном каталоге карточки (с основными и добавочными библиографическими записями) располагаются в алфавитном порядке в едином алфавите фамилий авторов, соавторов, редакторов, иллюстраторов, наименований организаций или заглавий.

        1. Добавочные библиографические записи для алфавитного каталога
          1. Основные положения
          1. 1. 1. Добавочная библиографическая запись — это запись, первый элемент которой отличается от первого элемента (заголовка или заглавия) основной библиографической записи.
          1. 2. Первым элементом добавочной библиографической записи может быть
          заголовок, содержащий имя лица, наименование организации, унифицированное заглавие или заглавие.
          и т. д. ГОСТ.

  34. Добрый день! Подскажите пожалуйста, первое слово в заглавии на английском языке. Книга вся на русском языке. Например:
    Пелевин, В. О. Все повести и эссе
    Пелевин, В. О. Встроенный напоминатель
    Пелевин, В. О. Generation “П”
    Пелевин В. О. Empire “V”
    Пелевин, В. О. Желтая стрела
    Пелевин, В. О. Relics

    1. Здравствуйте, Наталья!
      Я отвечала уже на этот вопрос.

      Если книга на русском:
      Если в двух словах, то переводите это иностранное слово. На карточке В ПРИЛОЖЕНИИ: записываете русский эквивалент, и по нему расставляете в общем алфавите персонального контента.

      Пелевин, В. О. Все повести и эссе
      Пелевин, В. О. Встроенный напоминатель
      Пелевин, В. О. Желтая стрела
      Пелевин В. О. Empire “V” (Империя «V»)
      Пелевин, В. О. Generation “П” (Поколение «П»)
      Пелевин, В. О. Relics (Реликвии)

      Это просмотрите, пригодится

      http://bibliografu.ru/blog/2021/07/14/%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8-%d0%b2-%d0%b0%d0%bb%d1%84%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%bc-%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b5-%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%bd%d0%be/

      С уважением,
      Макеева Любовь Николаевна

  35. Здравствуйте. Хотелось бы уточнить правило: “Если в описании авторской книги приведено два и более заглавия, расстановка производится по первому их них, а другие во внимание не принимаются”. Это значит, например так? Пушкин А. С Дубровский. – 2022
    Пушкин А. С. Дубровский. Капитанская дочка. – 2022
    Пушкин А. С. Дубровский. Повести Белкина. – 2022
    Пушкин А. С. Дубровский. Капитанская дочка. – 2002
    Пушкин А. С. Дубровский.- 2001
    То есть необходимо смотреть на год издания и расставлять в обратной хронологии?

  36. Здравствуйте!
    Помогите, пожалуйста.
    Как расставить карточку в АК и вообще описать книгу. Я описала так, но не уверена.
    де Сад (Маркиз). Философия в будуаре. Тереза – философ : французский эротический романы 18 века / де Сад. – Москва : РИА “ИСТ- ВЕСТ”, 1991. – 286 с.
    Расставлять карточку на де? или может описывать на Маркиз де Сад и соответственно карточка в АК будет на М, но маркиз это же титул…
    В книге описание на Маркиз де Сад

  37. Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, как всё-таки правильно расставлять карточки одинкаоые по описанию, но с разным годом издания. Меня учили, что год новее ставится впереди. Как в примере (раздел 15):

    Золотой ключик: сказки российских писателей. – М., Оникс, 2006
    Золотой ключик: сказки российских писателей. – М., Оникс, 2004

    Но у Вас же, в разделе 28 приведён такой пример:
    Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1937-1939
    Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1969
    Как верно?

    1. Здравствуйте, Светлана!
      Переизданные расстанавливаются в обратной хронологии . п 15. Как Вас и учили.

      В п. 28
      Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1969 – отдельная часть опубликованная из издания Герцен А. И. Былое и думы. – М., 1937-1939.

  38. Здравствуйте. Разные мнения у коллег по расстановке Справочников:
    Справочник агронома
    Справочник мастера
    Справочник оператора
    Справочник по лекарственным
    Справочник по машинам
    Справочник по охране
    Справочник садовода
    Справочник школьника
    или “Справочник по…” расставляется после Справочника школьника?

    1. Здравствуйте, Наталья!
      Карточки в АК должны быть расставлены в строгом алфавите по принципу «слово за словом», при этом предлог, союз, междометие в БЗ считаются отдельными словами.

      1. Доброе утро. Я понимаю, что отдельным словом, но в этом случае ступор:) Я правильно поняла, что “Справочник по…” должен стоять в АК после Справочник школьнику?

        1. Здравствуйте!
          Нет не должен. П гораздо раньше в алфавите от Ш.
          Справочник по лекарственным
          ….
          Справочник школьника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *