Страна Словария

 Путешествие учащихся 5 – 6 классов 

ВЕДУЩИЙ:

Сегодня мы с ва­ми совершим путешествие в уди­вительную страну, полную зага­док и открытий. Называется она – Словария. В этой удивительной стране хранятся накопленные веками несметные богатства человечес­кой мысли и опыта. Богатства эти доступны любому человеку, если только он умеет бережно и акку­ратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обра­щаться со словом вы, нам пред­стоит выяснить. Ведь впереди вас ждут нелегкие испытания.

Итак, добро пожаловать в страну Словарию!

Чтобы немного размяться пе­ред состязанием, ответьте на сле­дующие вопросы.

 

Вопросы для разминки

  1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка.)
  2. В каком слове сорок гласных? (Сорок-а.)
  3. В каких словах по сто соглас­ных? (Cmo-л, сто-г.)
  1. Какую часть слова можно в зем­ле найти? (Корень.)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс “ик”: дом-ик.)
  3. Что за часть речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагатель­ное.)

 

ВЕДУЩИЙ:

На этом разминка заканчивается, и мы переходим не­посредственно к состязаниям.

 

Конкурс 1 «О буквах, и знаках» –

 

  1. Раньше, когда букв не было, люди вместо слов рисовали картинки. Письмо рисунками называется “пиктография”. Попробуйте расшифровать следующую надпись. (Сова видит ночью.)
  2. Кто был создателем первого славянского алфавита? (Гречес­кие миссионеры, просветите­ли славян Кирилл и Мефодий. Создан алфавит был в IX в. на­шей эры, а пользоваться им стали лишь в X—XI вв.)

 

  1. Как называют первые славян­ские азбуки? (Древнейшие славянские надписи и руко­писи выполнены двумя гра­фическими системами. Одну из них называют кирилли­цей, а другую – глаголицей.)

 

  1. Современный русский алфа­вит – это видоизмененная ки­риллица. Шрифтовая реформа русской азбуки была проведе­на Петром I. Совершенст­вуя азбуку, Петр I ввел в состав алфавита букву, которая фак­тически уже употреблялась, но еще не была “узаконена”. Что это за буква? (Буква “Э”.)

 

  1. Какая буква в русском алфавите моложе всех? Известен ее созда­тель, у нее есть “день рождения”, в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. (Буква “Ё”: в 1797 г. писатель Николай Михайлович Карам­зин издал сборник стихо­творений, в печати котороговпервые ис­пользовал букву “ё”. С 1735 г. в по­добных слу­чаях было принято ис­пользовать буквосочетание “io”, а в бо-

лее ранние времена не возникало потребности в букве, так как в языке не было соответствую­щего звука: произносили [м’э] д, с[л’э]зы.)

 

  1. Эти знаки появились значитель­но позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато со­временный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки? (Знаки препинания.)

 

  1. А как называется система зна­ков препинания? (Пунктуа­ция.)

От расстановки знаков препина­ния может зависеть человеческая жизнь. Всем известна фраза: “Казнить нельзя помиловать”. Оказывается, российская история знает подобный случай. Русской императрице Марии I Феодоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, импе- ратора Александра III. “Простить нельзя, отправить в Сибирь” было заменено на – “Простить, нельзя отпра­вить в Сибирь”. Человек был спасен!

 

ВЕДУЩИЙ:

Теперь погово­рим о словах и письменности. Предлагаю вам игру

“Найдите четвертое лишнее”.

 

  1. Подлежащее, глагол, допол­нение, определение.
  2. Существительное, наречие, сказуемое, глагол.
  3. Обстоятельство, прилага­тельное, числительное, место­имение.

Молодцы! Вы не путаете части речи и члены предложения. Зна­чит, можно играть дальше.

 

  1. Какая часть речи самая не­многочисленная – насчитывает всего несколько десятков слов? (Имя числительное. В древнерус­ском языке такой части речи не было совсем. Конечно, счетные сло­ва имелись, но их было очень мало. Например, очень большие числа обозначались словом “тьма”. Чис­лу 11 соответствовало сочетание трех слов – “един на десяте “.)

 

  1. Какое слово русского языка является самым употребитель­ным? Оно также – безусловный чемпион по количеству связан­ных с ним орфографических ошибок! (Частица “не”.)

 

Подумайте, ребята, могут ли слова существовать вне речи, вне предложений? (Могут: например, в словарях, в учебных пособиях.) Самый известный толковый сло­варь русского языка был создан в XIX веке. Его автор – талантли­вый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образова­нию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30 тысяч посло­виц, поговорок, загадок. Назови­те имя составителя “Толкового словаря живого великорусского языка”. (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал около 50лет.)

 

С тех пор как люди изобрели письмо, они старались совершен­ствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее, во-вторых, быстрее. Как называется искусство краси­вого письма? (Каллиграфия.)

А быстрого, сокращенного письма? (Скоропись, стенография.)

 

Самая лаконичная в мире перепи­ска состоялась между французским писателем Виктором Гюго и изда­телем его книги. После того как были отпечатаны “Отверженные”, Гюго по­слал своему издателю письмо: “Т – и получил ответ -. “!” Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей. 

 

Теперь вспомните, как назы­вается разбор предложения – когда мы находим и характеризу­ем главные и второстепенные члены. (Синтаксический разбор.)

 

Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.) На какой вопрос отве­чает подлежащее? (Кто? Что? – вопросы именительного падежа.)

Что обозначает сказуемое? (Дей­ствие, которое совершается под­лежащим.)

Интересно, сумеете ли вы сделать синтаксический разбор “заколдованного” пред­ложения? Посмотрите: все слова непонятные, но их синтаксичес­кую роль можно охарактеризо­вать. (Показывает текст предло­жения:

Дримбул латко крипетил горселенка.) Сделайте синтакси­ческий разбор!

Кто? Дримбул; дримбул (что делал?) крипетил; крипетил (ко­го?) горселенка – дополнение (прямое); крипетил (как?) лат­ко – обстоятельство образа дей­ствия. Дримбул латко крипетил гор­селенка.

 

Молодцы! Оказывается, по форме слова можно определить его синтаксическую роль, даже если значение слова нам непо­нятно. Ведь мы до сих пор не зна­ем, кто такой дримбул; понимаем только, что он больше и сильнее горселенка. И кто такой горселенок – тоже неизвестно… Заду­мывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не ина­че? Почему “стол”, “дом”, “солн­це”? Знаете ли вы, как ученые выясняют историю слов? Прежде всего они изучают письменные памятники, то есть древние руко­писи, документы, книги и раз­личные надписи прошлых веков. Так они узнают, откуда взялось то или иное слово и что оно озна­чало.

 

Как называется наука, ко­торая занимается вопросами про­исхождения слов? (Этимология.) Иногда дети или не слишком гра­мотные люди неправильно опре­деляют значение слов. Помните, как один мальчик называл вулкан

“извергом”? Как вы думаете, почему? (Потому что он извер­гается.) А филологи – ученые и просто любители родного язы­ка – превратили такие ошибки в увлекательную игру. Давайте и мы попробуем старым, хорошо известным словам придумать новые значения.

 

Игра “Бестолковый словарь”

 

Астрология — раздел ботаники, разведение астр.

Баранка — овца.

Бездарь — человек, которому ничего не подарили на день рождения.

Бодяга — корова.

Весельчак — гребец.

Волнушка — мелодрама.

Головотяп — палач.

Грабли — воровской инструмент.

Графин — муж графини.

Драп — бегство.

Дурман — глупый человек.

Жаргон — аспирин.

Жатва — обмен рукопожатиями.

Заголовок — затылок.

Зазубрина — правило.

Заморыш — человек, вернувшийся из кругосветного путешествия.

Курятина — курящая девушка.

Курятник — комната для курения.

Мокрица — дождливая погода.

Отрасль — борода.

Папье-маше — родители.

Пломбир — стоматолог.

Проигрыватель — игрок-неудачник.

Противень — мерзавец, гадкий тип.

Рукоприкладство — целование ручек у дам.

Саженец — рецидивист.

Соска — радиограмма о помощи.

Стенография — надписи на стенах.

Стриж — парикмахер.

Тысячелистник — толстый роман.

Тычинка — указательный палец.

Хлопоты — аплодисменты.

Четвертовать — выставить оценки за четверть.

Этажерка — соседка по лестничной клетке.

 

ВЕДУЩИЙ:

А теперь от игры перейдем непосредственно к изу­чению науки этимологии.

Попробуйте при помощи эти­мологического словаря найти ис­торию возникновения слов.

  1. Драндулет. (Русское слово. Су­ществует точка зрения, согласно которой существи­тельное “драндулет” – суф­фиксальное образование от польского “друндула” – “ста­рый разбитый экипаж “.)
  2. Вселенная. (Заимствовано из старославянского языка. Бук­вально означает “населенная” или “обитаемая земля “.)

 

ВЕДУЩИЙ:

Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко време­ни. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называют фразеологизмами.

Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясня­ют фразеологический словарь и словарь “Крылатые слова”.

Предлагаю вам конкурс: замените слова и словосочетания выразитель­ными, емкими фразеологическими оборотами.

 

Мало Бездельничать Плохо, лениво Скучно С большим усердием Все нипочем Отчаиваться Безразлично, все равно Запугивать, угрожать Раздражать Наспех Пусто, ничего нет Быстро Притворяться Быть удачливым:

 

кот наплакал бить баклуши спустя рукава мухи дохнут в поте лица море по колено падать духом ни жарко ни холодно брать на пушку играть на нервах на скорую руку хоть шаром покати в два счета ломать комедию родиться в рубашке

 

Почему говорят “собаку съел”, “чесать язык”, “не в своей тарелке”?

Как вы думаете, откуда при­шли в русский язык выражения, ставшие “крылатыми” ? (Ци­таты, образные выражения, изре­чения исторических лиц вошли в нашу речь из литературных источ­ников, из фольклора.)

 

Вспомните “крылатые” вы­ражения, пришедшие из произ­ведений А. С. Пушкина. (“У раз­битого корыта “- из “Сказки о рыбаке и рыбке “; “Я ль на свете всех милее?”  из “Сказки о мертвой царевне…”; “Посмот­реть кой-какого товару” – из “Сказки о попе…”; “Ветер, ве­тер, ты могуч… ” – из “Сказки о мертвой царевне… “и др.)

 

“Без пословицы не прожи­вешь”, – считали люди в стари­ну, и с этим трудно не согла­ситься. Ведь в этих метких, ла­коничных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок.

 

Говорят: “Пословица — всем делам помощница”. Она и вам поможет – украсит речь, сделает ее ярче.

Предлагаю участникам игры посоревноваться в знании по­словиц. Закончите начатые мной пословицы.

 

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).

На чужой каравай… (рот не разевай).

Ум хорошо… (а два лучше).

Не было бы счастья… (да не­счастье помогло).

Слово – не  воробей…  (выле­тит — не поймаешь).

Грамоте учиться… (всегда при­годится).

Кто старое помянет… (тому глаз вон).

Под лежачий камень… (вода не f течет).

Хорошую дружбу… (и- топо­ром не разрубишь).

Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).

Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

 

А что еще украшает нашу речь, делает ее интересной, вырази­тельной? Ученые считают, что са­мое главное – это правильное употребление слов. Помните ли вы, что в языке есть “волшебные” слова, которые как будто играют с нами? Есть, например, слова, которые притворяются близнеца­ми: они одинаковы по форме, а вот по смыслу – совершенно раз­ные! Как называются такие сло­ва? ( Омонимы.)

 

Ваша задача – определить омонимы, зашифрованные в сти­хотворных строчках.

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет.)

 

Я – все, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.

(Мир)

 

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка.)

 

Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.

(Очки.)

 

Со мной ходи стрельбе

учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А часто попадаю в щи.

(Лук.)

Со словами-близнецами вы справились. Посмотрим, знако­мы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значе­нию. Как называются эти слова? (Синонимы.)

 

Ваша задача – подобрать си­нонимы к словам, которые я вам предложу.

 

Бездельник – лентяй

Бой – битва

Беспокойство – волнение

Бояться – трусить

Быстрый – скорый

Враг – недруг

Очи – глаза

Горячий – жаркий

Дорога – путь

Мыслить – думать

Жара – зной

Знаменитый – известный

Несчастье – горе

Летчик – пилот

Пища – еда

Смелый – храбрый

Успех – удача

Преподаватель – учитель

 

ВЕДУЩИЙ:

А теперь вспом­ните, как называются слова-“враги”, то есть противополож­ные по значению. (Антонимы.)

Сможете ли вы быстро подобрать антонимы к словам, которые я назову?

 

Молодой – старый

Быстрый – медленный

Храбрый – трусливый

Больной – здоровый

Голодный – сытый

Полезный – вредный

Горячий – холодный

Чистый – грязный

Рано – поздно

Мало – много

Тихо – громко

Худой – толстый

Вниз – вверх

Далеко – близко

Темный – светлый

Правда – ложь

Друг – враг

 

ВЕДУЩИЙ: Как вы думаете, сколько слов знает человек?

Ученые полагают, что около пяти тысяч. Конечно, это не пре­дел. Словарь А. С. Пушкина со­держит более 20 тысяч слов.

А мы посоревнуемся: кто су­меет из одного слова сделать мно­го слов? (Дается слово, например, лекарство, из букв которого надо составить как можно больше слов: кот, рак, сова, кора, лес.)

 

На этом наша игра заканчива­ется. Надеюсь, она убедила вас в том, что заниматься таким пред­метом, как русский язык, вовсе не скучно, а даже, наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни.

(Ведущий подводит итоги, ста­вит оценки.)

 

ЛИТЕРАТУРА

Ашукин, Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты: Образные выражения. —4-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1987. – 528 с.

 

Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь /Авт. В. И. Зимин, С. Д. Ашурова и др. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 320 с.

 

Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. КЗ. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. – 703 с.

 

Энциклопедия для детей: Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд. /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1999. – 704 с: ил.

 

Этимологический словарь русского языка /Ред. И. М. Шанский. – М.: Русский язык, 1968.

 

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание /Сост. М. В. Папанов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с: ил.

Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник: Около 1500 фразеологизмов. М.: Рус. яз., 1997. – 845 с. – (Б-ка словарей русского языка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *