К. Писяев, С. Широков. Память живет [Текст] / К. Писяев, С. Широков
// Путь Октября. — 1974 . — 1 ноября. — С. 3.
Нас очень часто просят, рассказать о первых механизаторах. Вспоминая годы начала механизации полевых сельскохозяйственных работ, убеждаемся каким тяжелым, но вдохновенным был труд первых трактористов, комбайнеров. Teперь, это — история, но примеры высокой сознательности, дисциплины и упорства в труде достойны подражания и сегодня.
Сельская молодежь упорно стремилась к знаниям, хотелось научиться работать на тракторах, освоить невиданную машину. Посевные площади колхозов год от года увеличивались, поэтому каждый трактор, поступивший в сельское хозяйство, встречался с радостью.
С первых дней утвердился нерушимый порядок — тракторам работать круглосуточно. Старались не допустить ни одного часа простоя, ведь каждый час работы трактора — это хлеб. Обе смены трактористов находились постоянно при тракторах, весь сезон жили на полевом стане.
Немало случалось технических неполадок, несовершенными были еще машины, но так уж было заведено: остановился трактор, в любой час, даже ночью, при свете керосинового фонаря или просто костра, немедленно принимались за ремонт бригадир и оба тракториста, чтобы как можно скорее пустить трактор в борозду.
Не только дисциплина руководила таким отношением к работе, вдохновляла сама работа на стальном коне. Когда бригада за сутки вспахивала большое поле, радовались все.
Мощность первых тракторов была небольшой — колесный имел всего 15 лошадиных сил на крюке, но и на них механизаторы добивались высокой выработки.
Спустя много лет, бывшие трактористы братья Кургановы, Кошелевы и Жарковы, Столяров Дмитрий, Корчажников Максим, Севастьянов Петр, Сергеев Евгений, Кондратьев Андрей, Сабашев Рамазан, Кутлубердин Минигалей, Аитов Сулейман, Имангулов Шагит, встретившись, вспоминали о былой работе на тракторах и удивлялись: «Да! Бывало торопишься на смену, стараешься пораньше, не упустить и часу, чтобы побольше сработать… Затяжная была работа!». Затяжная работа — это и было то, что называют энтузиазмом. Особенные трудности переносили на подъеме зяби. Трактористы работали на открытых, баз кабин тракторах. Холодный пронизывающий ветер, сырая земля, когда ложка воды делает ведро грязи, ничто не останавливало их в работе, приходилось пахать до первого снега, вернее — до замерзания земли.
Или летом на вспашке и обработке пара. На жесткое железное сиденье тракторист клал пласт дерна. Работать в сухую погоду можно было только в очках. Пыльного, забрызганного выхлопными газами трудно было узнать. Белеют только зубы, а ватная фуфайка по внешнему виду, похожа на блестящую кожаную тужурку. «Ночью так утомишься, кажется, что все время едешь в гору» — сходя с трактора, говорил молодой тракторист, но по-прежнему бодро приступал к заправке и сдачи машины другой смене.
Первые трактористы действительно совершили трудовой подвиг.
Бригадир вместе с трактористами весь сезон, т. е. весну, лето, осень, жил в поле, ежечасно проявляя заботу о каждом из них. Трактористы смена за сменой отдыхают, а у бригадира, как говорится, один глаз спит, а другой глядит, одно ухо спит, а другое слушает.
Первыми бригадирами Зирганской МТС, на ответственности которых лежало освоение и использование новых тракторов, были Рябов Кирилл, Логинов Федор, Насыров Газиз, Емельянов Александр, Сергеев Михаил, Лямцев Андрей, Байрамгулов Ульмас, Русаков Андрей, Тамеев Минигалей, Муравьев Николай, Диденко Иван, Аитов Мурза, Евсюков Дмитрий, Биктемиров Зинур, Кутлубердин Нургалей, Мазин Григорий, Суркин Михаил, Семенов Николай, Аитов Сулейман.
К бригадирам все относились с большим уважением, ведь они постоянно находились на передовой линии хлебного фронта. Бригада Михаила Семеновича Сергеева всегда была передовой. Давно уже это было, а до сих пор помнится отзыв о нем начальника политотдела, который вообще был скуп на похвалы. «Приехал вчера в бригаду ночью, на полевом стане никого нет. Где же, думаю, бригадир? Пошел в поле. Оказывается, стоит Сергеев посредине загона, вокруг пашут трактора, а он слушает: не остановился ли какой, нет ли перебоев… Ничего не скажешь, добросовестно, с душой относится он к делу». Подобная оценка относится и ко многим другим. Бригадиры Емельянов Александр, Насыров Газиз, Муравьев Николай вспоминали о трактористах: «Ребята , — еще неопытные, приходится каждому помогать, снимаешь обувку и бегаешь по полю в чулках от одного к другому». Многие из бригадиров потом были выдвинуты на должность механиков.
Комбайнеры не сразу завоевали свое место на уборке хлеба. Нелегко было усвоить чудо-машину, которая и косит, и молотит, и веет.
Чтобы завести мотор, требовалось усилие 4 — 6 человек. Обмолот хлеба в те годы производился не из рядков, а сразу с корня. Это было особенно трудно при узкой приемной камере, зубовом барабане первых комбайнов. Наматывались на валы солома и лишние стебли молочая и осота, забивались решета, перегружались шинели. Комбайн то и дело останавливался.
А хлеб не ждет, не ждали и люди. Полеводы начинали обкашивать хлеб вокруг комбайна косами, лобогрейками, серпами.
Но даже при таких обстоятельствах они не падали духом. Упорный, настойчивый труд первых комбайнеров можно назвать самоотверженным, легендарным. И приходили слава и почет. Подлинными мастерами уборки стали Сергеев Иван, Ибрагимов Хайрулла, Татьянкин Иван, Ямилев Гайнетдин, Михайлов Николай, Фахретдинов и другие. Их ставили в пример, доверяли им работу сразу на двух комбайнах, при двух штурвальных, они передавали опыт другим.
… Началась война, на фронт ушли и комбайнеры. Многие из них сложили свои головы в боях за Родину. С особым почтением вспоминаем мы погибших на фронтах Отечественной войны Сергеева Ивана Семеновича, Ибрагимова Хайруллу Аюповича, Захарова Митрофана Павловича и многих других.
В первые же годы организации МТС пошли на курсы трактористов девушки-колхозницы. Сначала их было несколько человек, но со временем возникла целесообразность создать отдельную женскую бригаду, следуя примеру известной в стране первой тракторной бригады Паши Ангелиной.
Когда в Отечественную войну мужнины сражались на фронте, число женских бригад возросло.
Далеко неполный список женщин механизаторов Зирганской МТС: Сарычава, Гаретова, Воронкова, Потанина, Емантаева, Зубанкова, Александрова, Рябова, Патрикеева, Макунева, Яку-пова, Емельянова, Н. Журавлева, А. Журавлева, Стюкова, М. Банникова, Воронкова, Корытянкова, Тимофеева, Н. Банникова, Сергеева, Кутлакова, Матвеева, Кузнецова и другие. Рабочих в мастерской было немного, но каждого можно назвать мастером-золотые руки. Именно такими были кузнецы Амиров Ахун, Морозов Василий, Хайбуллин Сайфулла и Харитонов, Матвеев, Захаров и другие.
Зирганская тракторная мастерская была построена в 1932 году.
Во главе мастерской долгие годы работали механики М. П. Евграфов, М. П. Яковлев, Н. Н. Комогаев, С. М. Морозкин. Про них говорили: «Эти товарищи видят машину насквозь».
… Прошли десятки лет, и на 3 Всесоюзном съезде колхозников в 1969 году с особой теплотой было сказано: «Своей творческой деятельностью МТС — писали яркую страницу в истории колхозного строя». Теперь рядом с маленькой мастерской действует крупное высоко оснащенное предприятие — Зиргановское отделение «Сельхозтехника». Здесь совершаются большие дела, и о передовиках его расскажут другие.
К. Писяев, С. Широков,
бывшие работники МТС.