Любопытно! Виктор Толченников и аэросани

Пильнов, М. Любопытно! [Текст] / М. Пильнов

// Путь Октября. – 1967. – 22 марта. – С. 4.

 

         К домику, где находится район­ное охотобщество, лихо подкатили аэросани.

         — Не иначе Виктор Толченников,- известила присутствовавших в комнате бухгалтер Прасковья Куликова, — за охотничьими при­пасами, наверное, приехал.

         С улицы доносился треск мо­тоциклетногo двигателя. Мотор работал без глушителей и его выстрелы по звуку мало чем от­личались от легендарного станко­вого пулемета «Максим». Все, кто находился в комнате, высыпали на улицу посмотреть на диковинный снегоход.

         Из лодки, плавно покачивающей­ся на лыжах, вылез водитель — энергичный в движениях парниш­ка. Вот он потянул за тросик, аэросани взревели, и, последний раз вздохнув винтом, смолкли.

         Прежде чем рассказать об аэ­росанях, надо сказать два слова об их авторе. Витя работает ма­шинистом питательных насосов ТЭЦ на сахарном заводе. Учится на пятом курсе вечернего отделе­ния пищевого техникума.

         Самому сделать аэросани было задумано еще в прошлом году. Но не находилось подходящего двигателя. Вначале сконструировал сани на базе мотоциклетного двигателя М-103. Оказался слабо­ват. Тогда собрал старенький ижевский двигатель. С одной сто­роны приспособил магнето, с дру­гой — винт. Над мотором укрепил с «ковровца» бензобак. Чтобы снизить вес саней, каркас изгото­вил из легких конструкций. Лодку обтянул брезентом. В лобовой ча­сти, над рулевым колесом, поста­вил щиток. Теперь не страшен ни снег, ни ветер, ни даже дождь… Да, да! Я

не оговорился. Дело в том, что Витины аэросани могут бегать и по земле. Для этого на­до только лыжи сменить на ко­леса.

         Именно так и было вначале. Когда юноша собрался опробо­вать свое творение, снега еще не было. А посмотреть, что из этого получилось, очень хотелось. И по­тому в качестве ходовой части он использовал колеса с мотоцикла. По признанию автора установка бегала даже быстрее, чем на лы­жах.

         Сейчас аэросани развивают ско­рость до 30 километров в час.

         Конечно, прежде чем аэросани тронулись с места, юноша не один раз заглядывал в расчеты. До­биться цели ему помогли журна­лы «Моделист-конструктор» и «Изобретатель и рационализатор».

         Основные трудности, на которые сетует юный конструктор, заклю­чаются в конструкции лыж и винта. Трудно подобрать дерево для лыж, чтобы они быстро не стирались и в то же время хорошо скользили.

         А в винтах главное — соблюсти геометрию. Сейчас на аэросанях установлен по счету седьмой винт. Еще один лежит в лодке. Это единственная запасная часть, с которой Виктор не расстается в дороге.

         Но последний винт, работает безукоризненно.

         Виктор Толченников в своих страстях не одинок. У него есть товарищи, руки которых также пропитаны маслом. Это Анатолий Панин и Борис Жонин. Они тоже являются обладателями таких же аэросаней.

         А найти их очень просто. Живут они на жилпоселке дока. И если до вашего слуха донесется пулеметная дробь, знайте, что это — один из страстных любителей техники выводит на снеговую дорожку свой вездеход.

На снимке: Виктор Толченников за рулем аэросаней

Фото и текст М. Пильнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *