Пильнов, М. Любопытно! [Текст] / М. Пильнов
// Путь Октября. – 1967. – 22 марта. – С. 4.
К домику, где находится районное охотобщество, лихо подкатили аэросани.
— Не иначе Виктор Толченников,- известила присутствовавших в комнате бухгалтер Прасковья Куликова, — за охотничьими припасами, наверное, приехал.
С улицы доносился треск мотоциклетногo двигателя. Мотор работал без глушителей и его выстрелы по звуку мало чем отличались от легендарного станкового пулемета «Максим». Все, кто находился в комнате, высыпали на улицу посмотреть на диковинный снегоход.
Из лодки, плавно покачивающейся на лыжах, вылез водитель — энергичный в движениях парнишка. Вот он потянул за тросик, аэросани взревели, и, последний раз вздохнув винтом, смолкли.
Прежде чем рассказать об аэросанях, надо сказать два слова об их авторе. Витя работает машинистом питательных насосов ТЭЦ на сахарном заводе. Учится на пятом курсе вечернего отделения пищевого техникума.
Самому сделать аэросани было задумано еще в прошлом году. Но не находилось подходящего двигателя. Вначале сконструировал сани на базе мотоциклетного двигателя М-103. Оказался слабоват. Тогда собрал старенький ижевский двигатель. С одной стороны приспособил магнето, с другой — винт. Над мотором укрепил с «ковровца» бензобак. Чтобы снизить вес саней, каркас изготовил из легких конструкций. Лодку обтянул брезентом. В лобовой части, над рулевым колесом, поставил щиток. Теперь не страшен ни снег, ни ветер, ни даже дождь… Да, да! Я
не оговорился. Дело в том, что Витины аэросани могут бегать и по земле. Для этого надо только лыжи сменить на колеса.
Именно так и было вначале. Когда юноша собрался опробовать свое творение, снега еще не было. А посмотреть, что из этого получилось, очень хотелось. И потому в качестве ходовой части он использовал колеса с мотоцикла. По признанию автора установка бегала даже быстрее, чем на лыжах.
Сейчас аэросани развивают скорость до 30 километров в час.
Конечно, прежде чем аэросани тронулись с места, юноша не один раз заглядывал в расчеты. Добиться цели ему помогли журналы «Моделист-конструктор» и «Изобретатель и рационализатор».
Основные трудности, на которые сетует юный конструктор, заключаются в конструкции лыж и винта. Трудно подобрать дерево для лыж, чтобы они быстро не стирались и в то же время хорошо скользили.
А в винтах главное — соблюсти геометрию. Сейчас на аэросанях установлен по счету седьмой винт. Еще один лежит в лодке. Это единственная запасная часть, с которой Виктор не расстается в дороге.
Но последний винт, работает безукоризненно.
Виктор Толченников в своих страстях не одинок. У него есть товарищи, руки которых также пропитаны маслом. Это Анатолий Панин и Борис Жонин. Они тоже являются обладателями таких же аэросаней.
А найти их очень просто. Живут они на жилпоселке дока. И если до вашего слуха донесется пулеметная дробь, знайте, что это — один из страстных любителей техники выводит на снеговую дорожку свой вездеход.
На снимке: Виктор Толченников за рулем аэросаней
Фото и текст М. Пильнов