Литературную игру для учащихся 1— 3-х классов придумала Е. В. Тарлинская
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: Цитаты из книг, загадки, пословицы о книгах, надпись «Справочное бюро Василисы Премудрой».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Василиса Премудрая, Буратино, Золушка, дети в костюмах любимых литературных героев.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Здравствуйте, ребята! У всех есть день рождения. А сегодня мы отпразднуем день рождения книги. Сколько лет книге? Очень сложно назвать точную цифру. Шумерская клинопись появилась около 5,5 тысяч лет назад, а самая древняя из известных нам библиотек — 3 тысячи лет назад. Ребята, а знаете ли вы, что… Забыла… Забыла… Историки, помогите мне, пожалуйста, закончить рассказ.
ДЕТИ (выходят и рассказывают): Самая распространенная книга в мире — это Библия. Она переведена на 314 языков;
— самая древняя библиотека — это коллекция ассирийского царя Ашшурбанипала;
— самая крупная — Библиотека конгресса США (26 млн. книг и брошюр);
— самая древняя буква «О» осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 г. до н. э.);
— самая большая книга — «Суперкнига» — размером 2,74 х 3,1 м, весом 253 кг, издана в США в 1976 г.;
— самая маленькая книга (1 мм х 1 мм) с детской сказкой «Старый король Коул» напечатана в Шотландии. Страницы можно переворачивать только при помощи иглы, да и то с осторожностью.
— рекордное количество опечаток было сделано 22 августа 1978 г. в газете «Тайм». В материале о Папе римском Павле VI содержалось 97 опечаток.
«ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Мы с вами совершили путешествие в глубь времен, а теперь давайте попутешествуем по нашим любимым книгам.
Выбираем машиниста. Свисток! Поехали! Первая остановка — «ГОРОД СКАЗОК». Ребята, сказки — это первые книжки, с которыми вы встречались в своей жизни. Их вам читали мамы, папы, бабушки. Кто нас встречает на этой остановке?
(Выходят дети в костюмах литературных героев. Участники игры называют имена представленных персонажей.)
ПЕРВЫЙ: Василиса Премудрая, а мы не можем проводить дальше праздник.
ВТОРОЙ: Буратино волшебный сказочный сундучок потерял.
ПЕРВЫЙ: Ну-ка, Буратино, выходи и расскажи ребятам, как это случилось.
БУРАТИНО: (сопротивляясь): Не буду я ничего рассказывать.
ВТОРОЙ: Успокойся, Буратино, лучше поздоровайся с ребятами. Видишь — публика.
БУРАТИНО: Не вижу я никакого бублика.
ВТОРОЙ: Да не бублика, а «публика».
БУРАТИНО: Добрый день, если голову не морочите и подраться со мною не хочете.
ПЕРВЫЙ: Буратино, у нас праздник, а ты драться. Ну-ка отвечай, где сундучок со сказочными вещами?
БУРАТИНО: Не знаю.
(Входит Золушка.)
ЗОЛУШКА: Ехала я к вам на праздник и нашла кем-то потерянные вещи. Помогите мне вернуть их в сказку.
(Дети отгадывают, кто из героев потерял вещи. Например, красную шапочку — «Красная Папочка», сапоги — «Кот в сапогах» и т. п.).
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Спасибо, Золушка! До свидания! А мы поехали дальше.
Следующая остановка — «ГОРОД СТИХОВ». Кто нас встречает тут?
(Выступают дети с инсценировкой стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки».)
У Скворцова Гришки
Жили-были Книжки —
Грязные, Лохматые,
Рваные, Горбатые,
Без конца
И без начала.
Переплеты —
Как мочала,
На листах —
Каракули.
Книжки
Горько
Плакали.
Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове —
Вместо книжки стало две.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «Сия
География моя.
Кто возьмет ее без спросу,
Тот останется без носу!»
— Как нам быть? — спросили книжки.
— Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
— Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник
Прошамкал им в ответ:
— Девчонки да мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки!
— Умолкни, старый минус,
— Сказали братья Гримм,
— И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку,
В центральный наш приют, —
Там книжку человеку
В обиду не дают!
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали.
Встал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур с командой вместе,
Встал на полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Спасибо, молодцы! Очень поучительная история. А сейчас выступят ребята, которые сами сочиняют стихи.
(Выступают юные поэты.)
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: А теперь проверим, как вы помните известные стихи для детей. Итак, викторина «ПРОДОЛЖАЙ ДАЛЬШЕ…»
(Василиса Премудрая читает первую строчку, дети продолжают.)
- Ехали медведи на велосипеде; (А за ними кот задом наперед.)
- У меня зазвонил телефон.(Кто говорит? — Слон.) и т. п.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Машинист! Свисток! Мы едем дальше. Следующая остановка «УЛИЦА ЗАГАДОК». Интересно, что мы узнаем тут? (Одни дети загадывают загадки о библиотеке, книге, другие отгадывают.)
- Снаружи смотришь — дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом? Попробуй отгадай. (Библиотека.)
- Смотришь — чистенькая.
Погладишь»— гладенькая,
А читать начнешь,
Споткнешься. (Книга.)
- С подругами и сестрами
Они приходят к нам.
Рассказы, вести новые
Приносят по утрам. (Газета.)
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Интересные загадки вы вспомнили, ребята. Спасибо. Следующая наша остановка — «МУЗЫКАЛЬНАЯ».
(Дети поют песни из мультфильмов о литературных героях. Юные музыканты играют на музыкальных инструментах. Василиса Премудрая рассказывает о музыкальной литературе.)
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: А сейчас «КАРНАВАЛ КОСТЮМОВ». Помните, что вы должны представить своего любимого литературного героя, рассказать о нем!
(Под музыку выходят дети в карнавальных костюмах. Награждается лучший рассказчик о своем костюме.)
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Сегодняшнее путешествие подходит к концу. Но это только небольшая часть книжного царства. Впереди у нас легенды и мифы, повести и романы, рассказы и очерки. Я желаю вам быть опытными штурманами и отважными капитанами в океане книг.