Кобельков, В. Ровесник века [Текст] / В. Кобельков
// Путь Октября. — 1971. — 6 ноября. — С. 2-3.
Оглядываясь назад на прожитые ходы, Семен Михайлович непременно вспомнит, когда он четырнадцатилетним пареньком был принят учеником слесаря в механические мастерские Кредитного товарищества, в которых производился ремонт всевозможной сельскохозяйственной техники из хозяйств кулаков Мелеузовского уезда.
Помешались мастерские на задах правления Кредитного товарищества, там, где сейчас помещаются склады «Сельхозтехники» и рентген-кабинет, а в здании правления ныне находится кинотеатр имени Крупской. Мастерские были по тем временам самым крупным промышленным предприятием в Мелеузе — они имели даже вагранку для литья чугунных деталей.
Заведовал мастерскими механик Ксенофонт Николаевич Казанов — знаток сельхозмашин, принявший на работу Семку, который к этому времени успел побывать в работниках и у помещика Пашкова, и два года батрачил на хозяйственного мужика Разоренова.
Механик Казанов обратил внимание на смышленого паренька, и Семен через некоторое время был переведен слесарем на самостоятельную работу, а это значило, что он, как и его отец — Михаил Терентьевич — стал еще одним работником в семье.
Так бы и гнул свою спину на хозяев слесарь Семен Широбоков, если бы отголоски Октября не докатились до Мелеуза, и первой ласточкой их было возвращение из армии отца, которого, как и тысячи других рабочих и крестьян по приказу «главковерха» Керенского призвали в сентябре 1917 года в армию для «победоносного завершения» воины.
Не сразу понял молодой слесарь перемен, которые несли с собой октябрьские ветры.
Ему было двадцать пять, когда он впервые узнал красоту труда, не на хищников-мироедов, а на таких же тружеников, каким был он сам.
В это время Башсельхозсоюз организовал в этих мастерских ремонт тракторов для сельскохозяйственных коммун и товариществ по совместной обработке земли (так называемых ТОЗов). Обслуживали мастерские около 26 хозяйств из Стерлитамакского кантона, ныне входящих в Стерлитамакский, Мелеузовский и Кугарчинский районы. На ремонт в основном поступали тракторы марки «Фордзон», а иногда «Интер-10-20».
В то время в мастерских еще не было ни расточных, ни шлифовальных станков, а поэтому все делалось вручную — от расточки цилиндров и заливки подшипников до шлифовки и притирки. Трактор считался отремонтированным после его обкатки самим слесарем-ремонтником.
На первых порах ремонтом тракторов занимался весь состав слесарей, но через некоторое время инструктор по ремонту инженер Иван Александрович Семышкин утвердил ремонтниками, как самых квалифицированных, Семена Широбокова и Федора Афанасьева. Именно с этого времени Семен Михайлович, имея всего 3 класса церковно-приходской школы, начинает набирать теоретический багаж по двигателям внутреннего сгорания и ходовой части тракторов.
Первые книги, заметив у парня тягу к званиям, дал Семену Михайловичу Семышкин, и с этого времени книга становится для него постоянным другом и советчиком.
Практическое знание тракторов и быстрое усвоение теории позволяли уже с весны 1929 года Семену Михайловичу по многим вопросам заменять инженера-инструктора. Он на закрепленном за мастерскими «пикапе» выезжает в хозяйства. Вспоминается, как в деревнях сбегались все жители, от мала до велика, чтобы посмотреть на автомобиль, на мастера.
В июне 1929 года были организованы в Мелеузе первые полуторамесячные курсы трактористов. На этих курсах И. А. Семышкин занимался с курсантами теорией, а практическое обучение поручил Семену Михайловичу.
Но наряду с выращиванием кадров трактористов, Семен Михайлович выполняет ответственную работу по созданию машинотракторных станции в Стерлитамаке, Зиргане и Мелеузе. Особенно хорошо ему запомнился 1932 год, когда создавалась Зирганская МТС (к тому времени Семен Михайлович работал инструктором по обучению кадров механизаторов).
— Вместе с назначенным главным агрономом Константином Терентьевичем Писяевым, — неторопливо рассказывает он, — мы выбрали место под строительство МТС. И теперь еще видны старые наши постройки на территории Зирганского отделения «Сельхозтехника». Пока шло строительство, я собрал будущих трактористов на курсы. Курсантов набрали из Зирганского и Дмитриевского сельсовета 75 человек. Теорию читал в бывшей Зирганской мечети, а практическое изучение трактора проводил выбывшей церкви — на этом месте сейчас построен Дом культуры.
Семен Михайлович улыбнулся, вспомнив, как он вместе с курсантами разбирал по узлам трактор «Фордзон», чтобы втащить его в узкие двери церкви, как весело вместе с курсантами перегоняли со станции Раевка первые советские тракторы СТЗ и «Фордзон-путиловец». Росла и крепла советская индустрия, а вместе с тем оснащалось тракторами и машинами социалистическое сельское хозяйство.
Зирганская МТС стала межрайонной. Она обслуживала Стерлитамакский и Мелеузовский районы.
В 1939 году из-за сложившихся трудностей с автотранспортом был организован «Сельхозтранс». Семена Михайловича направили туда механиком для организации ремонта автомобилей.
Великая Отечественная война прервала мирный труд советских людей. Семен Михайлович ушел на фронт.
После разгрома фашистской Германии, демобилизо-ванный старшина технической службы орденоносец Семен Михайлович Широбоков вновь стал работать в автомобильном транспорте и на обслуживании сельскохозяйственной техники.
Славный путь от ученика слесаря до воспитателя механизаторских кадров и организатора производства Семен Михайлович сумел пройти благодаря завоеваниям Великого Октября. И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, он не любит покоя, и всегда готов прийти на помощь молодым. И часто по утрам можно встретить идущего своей неторопливой походкой рабочего человека по знакомой дороге к корпусам районного объединения «Сельхозтехника».
В. Кобельков.