Пятнадцать сентябрей спустя

Гарипова, Р. Пятнадцать сентябрей спустя [Текст] / Р. Гарипов

// Путь Октября. – 1973. – 18 августа. – С. 4.

 

 Время было дневное — три часа, летнее — одиннадцатое августа семьдесят третьего го­да. У здания средней школы № 3 стоят молодые мужчины, жен­щины. И пожилые — чувствует­ся, учителя.

Невольно сдерживает шаг идущий мимо прохожий. Его любопытному взору открывает­ся интересная и приятная кар­тина, — Нина Михайловна — куд­рявый, невысокого роста муж­чина хватается за голову, — раньше вы были миниатюрнее!

— Раньше вы тоже были миниатюрнее, Володя — в тон ему отвечает женщина. Послед­ние слова ее заглушаются взры­вом хохота…

«Приветствуем выпускников 1958 года!» — этот плакат встре­вает каждого, кто переступает сегодня порог школы. На всех лицах — волнение, радость, от­части грусть при мысли о бегу­щих годах. Эта встреча одно­классников сорок первого года рождения была подготовлена по личной инициативе нескольких энтузиастов: Ахунова Эри­ка, Зубаировой Райфы, Зубанова Льва, Пяткова Федора. Это не общественная нагрузка, не мероприятие. Просто людям захотелось, спустя пятнадцать лет, встретиться, поговорить, поделиться достигнутым и пла­нами на будущее, обновить лучшие воспоминания. Потому как сколько бы ни было у вас хорошего в жизни, самое луч­шее — это все-таки воспомина­ния юности, школьные годы, вуз. И, конечно же, обязатель­но в стенах родной школы, с родными учителями.

Учителя… Вот они стоят ря­дом со своими бывшими учени­ками — Полина Ивановна Огородникова, Клавдия Ивановна и Владимир Иванович Кузнецовы, Александра Павловна Ткаченко, Вера Евгеньевна и Петр Ни­колаевич Федоровы, Тамара Васильевна Смирнова, Нина Васильевна и Александр Ивано­вич Алаторцевы, Евдокия Сте­пановна Ильина, Владимир Ни­колаевич Песков, Николай Тро­фимович Шлычков. Изменив­шиеся от времени и забот, не­которых даже не узнать сразу, но чем-то внутренне все такие же.

— Случай мне один вспоми­нается, Полина Ивановна, — смеется Игорь Журавлев.—По­гас в классе свет. Вызываете вы меня на допрос: ты вывернул лампочку? Отказался наот­рез. А сейчас признаюсь: ви­новат, мой грех.

После окончания школы Игорь работал некоторое вре­мя на молочноконсервном за­воде, на Салаватском химком­бинате. Затем была армия, уче­ба в нефтяном институте. Сей­час работает на опытно-про­мышленной установке нефтеперерабатывающего завода в городе Ишимбае, где испытываются новые машины. Работает в содружестве с чехословацки­ми специалистами. Женат, рас­тит дочь.

У стола при входе в школу идет регистрация выпускников. К списку подходит Смирнов Владимир. На встречу он при­ехал из Ессентуков, где живет и работает после окончания энергетического техникума. На­верное, в каждом классе есть свои комики: когда-то над ост­ротами Володи, его шутками смеялся весь класс.

— Товарищи, предупреждаю, я, как всегда, с юмором, — гром­ко объявляет он. — Пишите.- Смирнов Владимир, сорок пер­вого года рождения…

— Ваше образование?

— Вообще-то, помнится, один букварь с дедом на двоих ис­курили, потому и пишите: среднетехническое…

— Все такой же шутник, — бросает кто-то.

— А у меня работа такая. Не верите — приезжайте ко мне на курорт, даже улицу могу сообщить, без номера дома, конечно: Ессентуки, Долина роз… А-а, да я смотрю, вы и сами-то какими были, такими остались: смешливые больно. Пора, пора стать серьезнее, ма­мы и папы. Кстати, у меня са­мого двое детишек, так и запи­шите…

На встречу некоторые при шли с женами и мужьями. И все — с цветами. Их в этот день было много — собранные в большие букеты, свежие, ду­шистые, они придавали жен­щинам какую-то особую прелесть, а мужчин делали торжественными и, как это ни странно, солидными. Букеты стояли на столах, их держали учителя. Куда ни глянешь — кругом цветы, цветы…

Наконец, все собрались в актовом зале. Учителя — в пре­зидиуме, «ученики» — в глубине зала. При первых же звуках школьного вальса затаили дыхание. У кого-то на глазах за блестели слезы. Итак, какими были эти пятнадцать лет для всех, осуществились ли мечты, каковы планы на будущее?

— Живу и работаю я в Мо­скве, — рассказывает о себе до­цент факультета вычислитель­ной математики и кибернетики МГУ Валерий Сушко. — Женат, имею одного сына. Год назад защитил диссертацию. Вроде бы и все… Принимаю вступитель­ные экзамены у абитуриентов и, к сожалению, ни разу не встретил своего земляка. а хо­телось бы. Видимо, боятся идти. Это я говорю для наших учителей. И для родителей будущих выпускников, — моих одноклассников. Есть же среди них поклонники математики. Предлагаю свои услуги в подготовке…

Трифонова Лилия. До окон­чания технического училища она преподавала некоторое вре­мя в селе Нугуш. Заочно окон­чила педучилище, и все же потянуло к новой профессии. Сейчас Лилия — киповец на Стерлитамакском заводе СКИ-3, ремонтирует и настраивает контрольно-измерительные при­боры. «Глаза и уши нашего завода, врач всех приборов» — сказала о ней одноклассница и ныне ее коллега по работе Ве­ра Федорова.

Старшим мастером ГПТУ в Мелеузе работает Туленков Михаил. У него — диплом Куй­бышевского строительного института. В родном городе трудится и Нина Макарова, окончившая Уфимский медицин­ский институт, Дина Арсланова, известная в городе врач-стома­толог. Профессию учителя из­брали Фролова Надя (г. Стерлитамак) и Эрик Ахунов (г. Ишимбай).

Выслушав своих учеников, сказали несколько слов и учи­теля.

— Не в первый раз мне приходится выступать перед вами, — говорит Полина Ива­новна Огородникова. — Но тогда все было проще: и ростом были поменьше, и стружку с вас можно было снять. А сейчас передо мной солидные люди, родите­ли, специалисты. Послушали мы сейчас вас и видим — не ошиблись: в хорошую почву попали наши слова. Успехов вам в работе, в воспитании ва­ших собственных сыновей и до­черей!

— Как вы помните, — продол­жает ее речь Владимир Ивано­вич Кузнецов — я был замести­телем Полины Ивановны по сня­тию стружки. Она была дирек­тором школы, я завучем. Педа­гогике я посвятил себя с дет­ства и скажу вам свое убежде­ние: хорошо помогать той ло­шади, которая сама везет. Ины­ми словами: все зависит от вас самих. Тем, кто еще не добил­ся всего, о чем мечтал: ваши годы еще, ой-ой, какие моло­дые. И вот недалекий пример, — сегодняшняя встреча. Захо­тели и собрались. А ведь не­легко это было сделать: разле­телись кто-куда. И значки в своем институте Федор Пятков сделал -настоящие, на долгую память. Решили вы встретиться еще через двадцать лет, и я ве­рю -встретитесь! Вот что зна­чит инициатива, товарищи, с такой инициативой чудеса мож­но сделать!

… В зале стояла напряжен­ная тишина, внимательно слу­шали слова своих бывших на­ставников повзрослевшие уче­ники. Кто знает, о чем думал каждый в этот момент: о про-житых ли годах, о неосущест­вившихся ли желаниях или о том, что ждет их всех впереди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *