Славина, О. Далекая пристань [Текст] / О. Славина
// Путь Октября. — 1985. — 7 марта. — С. 4.
Двери — настежь: — Я только на минутку! — Наташа едва усевает передохнуть. — Прямо из школы иду — уроки только что закончились, надо еще в горком комсомола забежать, а потом — в Дом пионеров. У меня сегодня занятия в кукольном. А пока — вот…
И на редакционный стол ложатся тетрадные листки, исписанные крупным учительским почерком. Стихи. И когда только успевает? Сколько знаю Наташу, а точнее, учителя средней школы № 3 Наталью Николаевну Трифонову, — она всегда занята. И даже если попытаться только рассказать о всех ее делах — можно говорить до глубокой ночи…
Можно рассказать о ее уроках внеклассного чтения в начальных классах. О том, как забавно шевелят губами над раскрытой книгой малыши в школьной форме. Как влюбляются в добрых героев и отвергают злых. Как из этих любимых книг складываются у них первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И о том, с какой любовью надо делать свое дело, чтобы дети ждали этих уроков так, как ждут они их каждый день.
А может быть, лучше рассказать о народном университете киноискусства? О Наташиной деятельности в нем? Например, о кинопремьере, когда перед началом сеанса выходит к зрителям худенькая, невысокая женщина и, волнуясь, постучав для верности по микрофону, начинает рассказывать о фильме, о его создании, авторах, актерах, настраивая зрителей на волну точного восприятия картины.
Или рассказать о новом кукольном спектакле кружка Дома пионеров, которым руководит Наташа? Об артистах-школьниках, не менее страстно, чем профессиональные актеры, почитающих искусство перевоплощение, влюбленных в свой кружок и гордо называющих его театром.
А если рассказать о том, что недавно Наталью Николаевну Трифонову избрали секретарем парторганизации школы № 3? Может быть, с этого и стоило начинать рассказ о Наташе? А может быть… Наташа вздохнет, и — лбом в ладони: — Ой, столько дел, столько дел! И туда — надо, и сюда — надо. Одно только заканчиваешь, уже о другом думаешь. И хочется все успеть. Домой придешь, сын за руку тянет: «Мам, ну давай поиграем! Мам, ну мы так давно не играли». И вдруг — строчки в голове рождаются… И… — Наташа задумывается, — словно нет тебя, нет ничего вокруг, лишь стихи остаются.
Бывает пара строк дороже тома,
И сто дорог ведут от дома,
Но лишь одна ведет меня домой —
К тебе сынок, костер сердечный мой.
Юношеская увлеченность стихами… Для многих она проходит бесследно. А Наташа пишет все больше:
Каравелла моя… От ветхости
Ты давно бы должна развалиться,
Но плывешь ты, гонимая ветром,
По весне в ту страну, где снится
Перелив кораллов подводных…
Пишет для себя, для друзей, для тех, кто понимает. Приносит стихи в газету:
— Хочется поделиться. А вдруг кто-то прочитает и почувствует, чего это ему созвучно?
В ее стихах господствует ветер. И есть в характере Наташи черта, точно соответствующая этому образу, — стремительность. Она не переносит успокоенности, умиротворенности, безразличного благодушия. И с каким отчаянием пишет:
Мороз… Я стыну, как серый камень,
Врастают в тину, тускнеют грани…
Однажды про нее сказали: «Она такая живая, с ней так интересно!». А в другой, раз сказали: «Странна она какая-то. Больше всех надо что ли?». Просто не может Наташа сидеть, сложив руки. Не принимает и не понимает такое состояние. И если бы у каждого из нас была собственная книга — программа деятельности, в свою Наталья Трифонова могла бы вписать: «Принести максимум пользы, отдать людям все, что ты можешь и умеешь делать». Это и называется активная жизненная позиция. А что мечта у нее «высотою с горы», так иначе нельзя.
… Городская суета сует. Утренний автобус набит «до крыши», на работе дел невпроворот, дома начинается «вторая смена». «Спасибо, только стихов не хватает», — скажешь иногда, даже не улыбнувшись. И будто споткнешься о Наташины строчки:
Все к той далекой пристани
Я по ночам, летаю…
Не исключена Наташа Трифонова из круговорота дел. Более того, у нее он широк и крут. Но есть стихи. И еще мечта о далекой прекрасной пристани счастья. А может быть, если б не было мечты, и ничего бы не было?
О. Славина.