Волков, С. Парень из деревни Аптраково [Текст] / С. Волков
// Путь Октября. — 1970. — 17 января. — С. 4.
Башкирский академический театр готовится отметить свой полувековой юбилей. За годы существования театра в его стенах выросли замечательные мастера национального театра, прославленные, любимые народом, артисты.
Среди них — заслуженный артист Башкирской АССР Зайни Сираевич Игдавлетов. Он вырос в деревне Аптраково нашего района. Трудящиеся района хорошо его знают, он не раз с ними встречался во время летних гастролей театра.
Сегодня мы публикуем очерк о нашем земляке, вся творческая жизнь которого тесно связана с Башкирским академическим театром, отмечающим ныне свое 50-летие.
Полторы сотни ролей в пьесах русской, татарской, башкирской и зарубежной классики сыграл Зайни Сираевич Игдавлетов за свою долголетнюю работу в Башкирском академическом театре драмы. И почти у всех, столь непохожих друг на друга героев этого актера, есть общее: целостность и завершенность образов, их филигранная обработка, внимание к деталям.
Больше всего удаются Игдавлетову персонажи национального репертуара. И немудрено, ведь Зайни родился и вырос в маленьком башкирском ауле Аптраково Мелеузовского района, расположенном в излучине Агидели.
Нелегкое детство и юность были у сына крестьянина — бедняка. Зимой Зайни вместе с другими рабочими таскал бревна к реке Белой; весной мускулистый, загорелый парень работал на сплаве и, ловко действуя багром, напевал башкирские народные песни.
Как-то в далекий аул приехали два преподавателя Уфимского техникума искусств набирать студентов. Певец и баянист, к тому же игравший на скрипке, Зайни произвел на них хорошее впечатление, и ему предложили поехать в Уфу — учиться играть на очень большой, в рост человека, скрипке со странным названием контрабас.
С котомкой за плечами, в лаптях, пешком отправился Зайни на учебу. В Уфе, сменив потрепанные лапти на купленные на толчке ботинки, он появился в техникуме искусств. Но, оказалось, что приехал он слишком поздно: музыкальное отделение было уже укомплектовано, и Зайни предложили актерское. И вот экзамен сдан. Он принят в число студентов.
В 1937 году Игдавлетов заканчивает техникум искусств. На выпускном спектакле он так хорошо сыграл роль Галима в историко-революционной драме А. Тагирова «Алатау», что его зачислили в штат Башкирского академического театра.
Одной из первых ролей молодого артиста на профессиональной сцене была — зять Вафа в знаменитой сатирической комедии Хабибуллы Ибрагимова «Башмагым» («Башмачки»). Затем — роли самого различного плана в драмах и комедиях Шиллера и Гоголя, Горького и Шекспира, а также Д. Юлтыя, С. Мифтахова, К. Тинчурина, А. Мирзагитова, Н. Асанбаева, И. Абдуллина и других башкирских драматургов.
Большим гуманизмом проникнуто творчество Зайни Сираевича. Он буквально вживается в создаваемые им сценические образы «маленьких» людей, болеет за них, глубоко им сочувствует. Но как тенденциозен и беспощаден Игдавлетов, когда он создает портреты Твердышева («Салават» Бикбая), Бессеменова («Мещане» Горького), Келы-Тархана («Хужа Насретдин» Исанбетова).
Убедителен артист в роли старого Серлибая («Любовь и дружба» С. Мифтахова). Еще вчера колеблющийся едино-личник, а теперь честно работающий в колхозе Серлибай-Игдавлетов никак не может полностью освободиться от предрассудков прошлого. Поэтому зрителям ясна психология Серлибая, не понимающего сложных отношений между своей любимой дочкой Айхылу и ее мужем — председателем колхоза Юлаем.
Очень хорош актер в роли придворного музыканта Миллера («Коварство и любовь» Шиллера). Роль Миллера далеко не главная в пьесе и не очень выигрышная, но в исполнении Игдавлетова образ получает больше социальное и художественное звучание. Миллер-Игдавлетов горячо любит свою дочь и свою профессию, ему чужды жадность и тщеславие, он горд, честен и смело говорит правду в глаза великим мира сего.
Жевакин («Женитьба» Гоголя) в исполнении Игдавлетова не только смешной незадачливый жених, которого высмеивает актер. Вторым планом роли проглядывает сочувствие актера человеку, дослужившему всего лишь до первого офицерского чина и вынужденному в течение многих лет носить все тот же сюртук («суконце-то аглицкое!»), сшитый еще во время службы на флоте.
Невелики по объему сыгранные артистом в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве роли трусливого приспособленца Шавали («Одинокая береза» М. Карима), умного и доброго, страстно желающего найти выход из старой жизни Шайхуллы (инсценировка повести «Черноликие» М. Гафури). В игре Игдавлетова нет и внешних эффектов, но столичная критика заметила глубокие правдивые образы и в рецензиях тепло отозвалась о работе артиста.
В статье «Талантливое искусство» «Правда», например, писала: «Выразительно представлена в спектакле колоритная фигура старика Шавали… Эту роль с подлинным мастерством исполняет З. Игдавлетов».
«Чем-то похож на Кулигина в «Грозе», но очень национальный Шайхулла», — так охарактеризовал игру Игдавлетова народный артист СССР Борис Бабочкин.
Сочетая тщательную продуманность психологического поведения своих героев, глубокое проникновение в их внутренний мир с внешним рисунком роли, артист создает яркие житейские зарисовки. Это сочетание мы видим в роли Ишана («Голубая шаль» К. Тинчурина), шофера Туктара и инженера Шаяхметова в «Райсе» и «Файзи» Н. Асанбаева, нефтяника Шакура («Свояки» И. Абдуллина), Денисова («Огненный вихра» А. Мирзагитова) и ряде других спектаклей.
Даже из ролей почти без текста силами сценического искусства Игдавлетов создает запоминающиеся образы. Это и купец из «Ревизора», и второй Аксакал («В ночь лунного затмения») и Привратник («Макбет»).
Всего два выхода артиста на сцену в крошечной роли Яткеше в спектакле «Бездна» В. Гагимова. Несколько, ничего не значащих, казалось бы фраз, но с каким неослабевающим вниманием зрительный зал следит за каждым словом, жестом Зайни Игдавлетова!
Большую общественную работу проводит Зайни Сираевич и во время летних гастролей Башкирского академического театра по районам БАССР, и зимой в Уфе, среди своих младших братьев по искусству — артистов народных театров и коллективов художественной самодеятельности. Хочется пожелать этому талантливому актеру и замечательному человеку новых творческих радостей.
С. Волков.