Что ты читаешь, сын?

Бернаскони, Л. Что ты читаешь, сын? [Текст] / Л. Бернаскони

Путь Октября. – 1971. – 13 июля. – С. 4.

 

Часто ли мы задаем этот вопрос нашим детям? И часто ли вместе с ними обсуждаем книги, ими прочитанные, вмес­те задумываемся над поступка­ми и судьбами героев?

Помнится, на одной из встреч в дни традиционной «Книжной недели» (так сами ребята назы­вают весенний праздник – «Не­делю детской книги») Сергей Михалков рассказывал:

Услышал я однажды раз­говор двоих: одному было лет восемь, другому – лет на сорок больше.

– Ты «Тема Сойера», читал? – спросил старший.

– Нет.

– А «Вия»?

– Тоже нет.

– А «Хижину дяди Тома»?

– Не читал.

– Счастливый, – позавидо­вал старший.

Мальчишке и впрямь можно было позавидовать, – продол­жал Сергей Владимирович. – У него ведь все впереди – и встре­чи с веселым и озорным Мар­ком Твеном, и с Гоголем, и с Бичер-Стоу. Но как важно во­время прочитать эти книги, без которых так обедняется детст­во!

Не надо проводить особых социологических исследований, чтобы выяснить, насколько ны­нешние 8-12-летние ребята развитее своих сверстников «об­разца 1945-50 годов». С ними легко можно беседовать о но­вых марках машин, о космических кораблях, полетах на Луну. Но как порой «затухают» и начинают звучать робко в не­уверенно детские голоса, едва разговор перейдет на литера­туру.

Помню, на одном собрании в Академии педагогических наук СССР видный ученый, занимающийся проблемами во­спитания детей, не без горечи говорил: насколько ярче, бога­че была бы душа ребенка, если бы наряду с тем, что он знает о науке, технике, он знал бы еще стихи Пушкина, Лермон­това, Некрасова, Тютчева, Фе­та! Знали для себя, для души. Позаботиться об этом должны родители.

Большинство из нас счита­ют – и совершенно справедли­во – что лучший подарок для детей – книга. И сколько люб­ви, какую серьезность прояв­ляют те взрослые, кто не за­был своих детских впечатлений от встречи с ней, кто помнит, над чем плакал я смеялся, ко­го любил или презирал. Вот таким взрослым доступно сегодня не казенно, а всерьез поговорить о книге, о ее героях, о тех мыслях, что рождаются прочитанным, о том высоком и светлом, чему хочется подра­жать. И уж лучше вовсе не касаться этой темы, нежели го­ворить суконным языком, вы­сказывая дежурные мысли. Так ведь не любовь привить можно, а нечто страшное – равно­душие. И не тягу к книге вос­питать, а отвращение к ней.

Есть произведения, которые надо не просто прочитать, но прочувствовать. И здесь без чуткого внимания, знаний, так­та взрослых ребенку не обой­тись. Вот почему так важен для наших детей этот простой, сердечный и серьезный вопрос: «Что ты читаешь, сын?».

Л. Бернаскони,

корр. ТАСС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *