Бернаскони, Л. Что ты читаешь, сын? [Текст] / Л. Бернаскони
Путь Октября. – 1971. – 13 июля. – С. 4.
Часто ли мы задаем этот вопрос нашим детям? И часто ли вместе с ними обсуждаем книги, ими прочитанные, вместе задумываемся над поступками и судьбами героев?
Помнится, на одной из встреч в дни традиционной «Книжной недели» (так сами ребята называют весенний праздник — «Неделю детской книги») Сергей Михалков рассказывал:
Услышал я однажды разговор двоих: одному было лет восемь, другому — лет на сорок больше.
— Ты «Тема Сойера», читал? — спросил старший.
— Нет.
— А «Вия»?
— Тоже нет.
— А «Хижину дяди Тома»?
— Не читал.
— Счастливый, — позавидовал старший.
Мальчишке и впрямь можно было позавидовать, — продолжал Сергей Владимирович. — У него ведь все впереди — и встречи с веселым и озорным Марком Твеном, и с Гоголем, и с Бичер-Стоу. Но как важно вовремя прочитать эти книги, без которых так обедняется детство!
Не надо проводить особых социологических исследований, чтобы выяснить, насколько нынешние 8-12-летние ребята развитее своих сверстников «образца 1945-50 годов». С ними легко можно беседовать о новых марках машин, о космических кораблях, полетах на Луну. Но как порой «затухают» и начинают звучать робко в неуверенно детские голоса, едва разговор перейдет на литературу.
Помню, на одном собрании в Академии педагогических наук СССР видный ученый, занимающийся проблемами воспитания детей, не без горечи говорил: насколько ярче, богаче была бы душа ребенка, если бы наряду с тем, что он знает о науке, технике, он знал бы еще стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета! Знали для себя, для души. Позаботиться об этом должны родители.
Большинство из нас считают — и совершенно справедливо — что лучший подарок для детей — книга. И сколько любви, какую серьезность проявляют те взрослые, кто не забыл своих детских впечатлений от встречи с ней, кто помнит, над чем плакал я смеялся, кого любил или презирал. Вот таким взрослым доступно сегодня не казенно, а всерьез поговорить о книге, о ее героях, о тех мыслях, что рождаются прочитанным, о том высоком и светлом, чему хочется подражать. И уж лучше вовсе не касаться этой темы, нежели говорить суконным языком, высказывая дежурные мысли. Так ведь не любовь привить можно, а нечто страшное — равнодушие. И не тягу к книге воспитать, а отвращение к ней.
Есть произведения, которые надо не просто прочитать, но прочувствовать. И здесь без чуткого внимания, знаний, такта взрослых ребенку не обойтись. Вот почему так важен для наших детей этот простой, сердечный и серьезный вопрос: «Что ты читаешь, сын?».
Л. Бернаскони,
корр. ТАСС.