Медведникова, О. О чем поет курай [Текст] / О. Медведникова
// Путь Октября. – 1985. – 7 октября. – С. 4.
В музыкальной школе открылся новый класс — кураистов
Истоки
Если в эту осеннюю пору пойти высоко в горы, в лес, то среди шума деревьев можно различить едва уловимую тонкую мелодию. Это поет курай. Сломлена увядшая верхушка растений, и ветер, пролетая над ними, извлекает из тростниковых стеблей музыкальные звуки. Но услышать их дано не каждому, а лишь тому, кто счастлив. Так в народе говорят.
Века прошли с тех пор, как запел срезанный курай в руках юноши, по одному из преданий изгнанного из родной юрты и прощенного за крастоту впервые исполненной им на курае мелодии. Так, гласит легенда, курай стал национальным инструментом башкир. Только в Башкирии растет курай, и только здесь играют на нем.
— Не поймешь: то ли курай искал башкир, то ли предки наши селились тем, где он растет,- улыбается новый учитель музыкальной школы Талгат Мухарлямович Нуриев.
ДедТалгата играл на курае. Дед научил отца. Отец -Талгата, он – своего сына Азата. Когда Талгат, призжая домой, берет в руки курай и начинает играть, мать с отцом плачут.
— Душа разрывается, когда слушаешь курай,- наш инструмент, родной,- объясняет Талгат.
Он — профессиональный музыкант и кроме курая владеет еще почти десятью инструментами.
— Но курай мне ближе всего. Очень люблю его. Что может быть естественнее его звука – звука инструмента, созданного самой природой? Голос человса и тростник – мелодия их непритязательна, но удивительна по красоте. Слушать её могу бесконечно.
В этом году Талгат Нуриев окончил Салаватское музыкальное училище.
Местом его распределения стал Мелеуз. О славе мелеузовских кураистов он знал давно.
B 1981 году на республиканском конкурсе кураистов мелеузовцы всех на обе лопатки положили,- вспоминает он. Сам Талгат стал дипломантом этого конкурса. Что ж, Мелеуз, так Мелеуз.
Первые шаги
Из объявления: «Мелеузовская музыкальная школа объявляет набор учащихся на 1985-1986 учебный год в класс курая…». По этому объявлению в школу пришел один мальчик. Больше желающих научиться играть на древнем инструменте не было.
О том, как нелегко будет создать в городе класс кураистов-школьников, директор музыкальной школы знала с того момента, когда дала согласие на открытие в школе этого класса. Можно было отказаться, проще того промолчать, не брать на свою голову лишних хлопот. И спокойно созерцать как с каждым годом уходит в прошлое былая слава кураистов, как уменьшается их число… Нет, класс курая был нужен. Но как встречать учителя с единственным учеником..
К счатью, Талгат Мухарлямович Нуриев оказался не из тех людей, у кого при первой неудаче опускаются руки. Гора не идет к Магомету — Магомет пойдет к горе. Нуриев начал искать учеников сам.
Дали объявление о дополнительном наборе. Молодой учитель пошел в школы, разговаривал с родителями, по собственной инициативе обратился в СПТУ-39 с предложением создать кружок кураистов.
— Надо поднять людей, разбудить, не дать погибнуть древним традициям. Работы здесь – непочатый край,- говорит он.
Сегодня в его классе курая, кларнета, трубы и тубы 12 школьников: две девочки, десять мальчиков. Кураистов — пятеро. Сын Талгата Мухарлямовича – Азат Нуриев, Рамиль Кунакбаев, Рустам Гиззатуллин, Марат Каримов…
Они играют пока не на настоящих кураях -тростниковых, а на учебных — пластиковых. Второклассникам Рамилю Кунакбаеву и
Рустаму Гиззатуллину самые короткие кураи оказались длинными – пришлось подрезать и играть на другой тональности.
— Моя мечта – создать в городе ансамбль мальчиков кураистов. Вероятно, это будет еще не скоро, но будет обязательно,- Талгат Мухарлямович Нуриев говорит убежденно, веря в исполнение своей мечты.
Из поколения в поколение от отца к сыну, от сына к внуку передавалось искусство игры на курае. Мальчишки из класса Талгата Нуриева учатся играть по нотам. Гаммы на курае, раздающиеся из класса № 3, легко вплетаются в аккорды фортепиано и баянные переборы, неумолкающие в музыкальной школе.
О чем поет курай в руках мальчишки? О лесах и о юрте в степи, о дыме костра и о топоте копыт табуна лошадей, летящего поковылю, о свободолюбивых кочевниках башкирах. Древностью веет от этой мелодии. Сотни лет пел курай и песня его не умолкнет, она бессмертна, как душа народа.
О. Медведникова