Михляева, Л. Завод — Всесоюзной магистрали [Текст] / Л. Михляева
// Путь Октября. — 1976. — 25 марта. — С. 3.
Этот срочный заказ был неожиданным. Будь он чей-то другой, можно было бы и отложить. Но это — заказ БАМа. И время на раздумье не было.
Основная тяжесть легла на коллектив цеха ЖБК-2. Ему предстояло выполнить весь бамовский заказ на 1 квартал — 1322 кубометра — и не позднее 31 марта.
Начали с блоков водопропускных труб или, как их называют железобетонщики 4 и 5 блоков. С этой продукцией коллектив знаком еще с прошлого года. Тогда отправили на БАМ более 1200 кубометров этих блоков под авто- и железнодорожные насыпи. С ними хлопот не было: сами по себе компактные, технология не такая сложная.
А вот 262-ые блоки — совершенно новые, предназначенные для фундаментов авто- и железных дорог. Внешне они очень напоминают перевернутую букву «Т». 3метра их длина, 3 метра ширина, 1,2 метра высота.
— Сложность прежде всего в том, — рассказывает начальник цеха В. А. Андреев, — что блок армированный с арматурой из специальной стали спокойной плавки, которая способна выдерживать температуру минус 40 градусов и ниже. Каркас сваркой делать нельзя — сталь хрупкая. Приходится арматуру вязать. В зимних условиях готовить эти блоки очень трудно, нет специальных площадок. Вынуждены были освободить камеры, в них выстелили основание под формы, установили стелажи по периметру.
Работы было много. Изучали чертежи, проекты. Собрали звенья, которым предстояло работать над выпуском продукции для БАМа. Старший технолог Е. Стрижков взял на себя учебу кадров.
Это только в цехе ЖБК-2. А ведь готовка велась и в других цехах. ЦРММ спешно готовил формы. Арматурщики собирали по чертежам каркасы. В лаборатории занимались подбором бетонной смеси. Она должна отвечать всем технологическим условиям, быть морозостойкой, — способной выдерживать 300 циклов.
Не успели освоить 262-ые блоки, а там уже серию 263, 266 надо начинать.
— В первые дни мы выходили на работу на час раньше, — рассказывает крановщик Владимир Ильич Зайцев, — и не уходили, покуда норму не выполним. Так сами в бригаде решили. По правде сказать, и мы, и все в цехе думали, что осваивать продукцию будем долго. Первый блок оказался удачным. Мостовая комиссия приняла его с оценкой «хорошо». Сейчас в рабочий день выпускаем по 6 блоков. Сроки очень сжатые — сегодня не сделаешь, завтра — не догонишь.
Владимир Ильич Зайцев — опытный крановщик, может работать на любом кране. Он возглавляет первое звено, в которое вошли мастера своего дела, бетонщики Зубар Салихов, Закий Исхаков, Иван Бучин. Второе звено действует в составе машиниста крана Александра Федоровича Карелова, бетонщика Фариха Губайдулловича Кильчурина.
В эти дни на заводе приступили к выпуску 273-их и 271-ых блоков. В принципе, они такие же, что и 262, 263, 266-ые, но еще более громоздкие, более сложной конфигурации.
Почти готовый каркас для 271 блока мы увидели в арматурном цехе. По чертежу под руководством технолога А. Звягина сборку каркаса вели сварщики-арматурщики А. Федярин, А. Глухов.
— Целую смену, можно сказать, собираем, — кивнул на решетчатую, почти шестиметровую махину А. Глухов. — Вся арматура на вязке, размещать трудно, много мелочи.
— Формовать эти блоки будем в вертикальном положении, — говорит технолог цеха ЖБК-2 Е. Стрижков. — Нетехнологичные — так у нас говорят. Частями надо загружать смесь в формы, частями уплотнять с помощью глубинных вибраторов. Режим термообработки требуется мягкий — подъем температуры не более 10 градусов в час, и не выше 60 градусов. Иначе могут появиться усадочные трещины. А вообще чем сложнее, тем интереснее работать.
Шестая часть всей продукции, которую выпускает цех, — бамовский заказ. Ему, как видим, — зеленая улица. Однако, и плановую продукцию надо выпускать: дорожные и берегоукрепительные плиты, плиты перекрытия, колонны серии ИИ-04, звенья круглых труб, детали КПД и другое. Все это ждут на других стройках, и заказы их тоже нельзя срывать. Состав за составом уходят с завода с готовой продукцией, на стройки пятилетки. И ежедневно не меньше 6 вагонов — в сторону Байкало-Амурской магистрали.
— Выполнено первоочередное задание для этой стройки, — сказал нам зам. директора завода А. И. Синицын. — На участок Тында-Беркатит мы успели отправить блоки в срок, до наступления паводков. Сейчас задача — до 31 марта выполнить весь квартальный заказ, который пойдет уже на другой участок магистрали. На днях получили от комсомольского штаба стройки телеграмму — поторапливают. Все на заводе настроены по-деловому. Заказ выполним.
Далекая магистраль. Нет, не такая уж далекая. Рассекают дали вместе со строителями и коллективы предприятий. Среди них — Мелеузовскнй завод железобетонных конструкций.
Л. Михляева.