Мечети — 100 лет

Азнаева, Ф. Мечети — 100 лет [Текст] / Ф. Азнаева

// Путь Октября. — 2008. — 19 августа. — С. 3.

     

Фото А. Яворского

   История Мелеузовской мечети начинает­ся с открытия ее кирпичного здания в 1908 году. Надо отметить, что в воспоминани­ях мелеузовцев приводятся разные даты воз­ведения здания мечети. Старожил Мелеуза Н. Н. Гаврилов вспоминал: «…Первая десяти­летка двадцатого века для служителей мусуль­манской веры в с. Мелеуз была периодом стра­ды по вербовке прихожан в мусульманскую веру и строительства мечети. До этого у татар мечети не было, они довольствовались не­большой молельной избенкой (на нынешней ул. Кирова), так как прихожан было мало. Не­малую роль в строительстве мечети сыграли богатые купцы-татары, у которых здесь были самые крупные торговые дома. Таким образом, в 1910-1911 годах служители мусульманской веры в с. Мелеуз завершили свой план пост­ройки мечети». Его версию, казалось бы, под­тверждает документ от 10 октября 1911 года — приговор Мелеузовского сельского схода, по­становляющий отвод усадебного места крес­тьянину Н. А. Гаврилову взамен отданной им под двор мечети части своего усадебного ме­ста размером семь на четырнадцать саженей. Да и в архивах ранних записей метрических книг Мелеузовской мечети нет, сохранились данные за 1912,1915,1917 годы.

            В воспоминаниях бывшей учительницы та­тарской школы села Мелеуз Г. А. Асфандияровой от 1974 года указывается: «В 1909 году была построена каменная мечеть во главе с муллой Шайхельисламом Ахмеровым». В двух зданиях во дворе мечети размещалась татар­ская мужская школа. В первом здании обуче­нием детей занимались мулла Ахмеров и учи­тель Газиз. Во втором здании постигали азы ислама под руководством Лутфуллы Галимова и Абдрахмана Асфандиярова — учителей с прогрессивными взглядами. До основания зда­ния мечети мужская татарская школа, откры­тая стараниями Лутфуллы Галимова, Хараса Айдарова, Абдрахмана Асфандиярова, Галима Альмухаметова и других передовых пред­ставителей татаро-башкирского населения Мелеуза, размещалась в доме купца Усманова, и заведующими ее были учитель Зарипов, затем Гариф Фахретдинов.

            В фотохронике и летописи Мелеуза, состав­ленной бывшим учителем Николаем Василь­евичем Ярыгиным, здание мечети датируется 1908 годом. И, наконец, неопровержимым сви­детельством основания мелеузовской мечети в 1908 году стали «Воспоминания» Заки Валиди Тогана от 1923 года, вышедшие в переводе на русский язык в 1994 году. 29 июня (по старому стилю — примечание наше) 1908 года он поки­нул родной аул, направившись пешком в Оренбург. «Спустя три дня, добравшись до села Ме­леуз, встретил знакомого башкирского учителя, прибывшего на здешний мусульманский празд­ник», — пишет автор воспоминаний. «В Мелеузе жили татары, когда-то подвергнутые насиль­ственному крещению царской администрацией, — продолжает Ахметзаки Валидов. — Но в душе они сохранили верность исламу. Воспользовав­шись ограниченной свободой, данной револю­цией 1905 года, они открыто перешли в мусуль­манство и построили большую мечеть. По окон­чании строительства устроили праздник откры­тия мечети». Вероятно, среди вернувшихся в прежнюю религию и были те, о которых упоми­нал Николай Николаевич Гаврилов в своих вос­поминаниях: «В 1904-1905 годах в мусульманс­кую веру вербовались мелеузовские чуваши для увеличения мусульманского прихода. В татарс­кую веру перешли чуваши Никифоровы, шесть семей их обернулись в Якуповых; Романовы — две семьи стали Рахматуллиными; Савельевы — Шафиковы и другие. Всего 10-12 семей».

            После Октябрьской революции воинствующий атеизм направлял молодежь на веру в комму­низм, утверждалась новая, социалистическая культура. Вера в Бога объявлялась отсталостью, безграмотностью. Храмы стали превращать в клубы, театры, а то и амбары, склады. Мелеу­зовскую мечеть участь преобразования в иное учреждение тоже не миновала. Из воспоминаний Зарифа Шакуровича Салихова: «В 1928 году в Мелеузе состоялся сход по вопросу передачи мечети школе для организации клу­ба татарской молодежи. Комсомольцы и молодежь выдвигали свое требование и аргументировали его тем, что у театра, в который ходит много молодежи, нет своего помещения, а в мечети бывает уже так мало стариков, что её можно бы и закрыть. Не сра­зу, но старые люди уступили…».

            Учительница Мелеуза Хуршида Сиразиевна Рахматуллина вспоминала, что её муж А. Г. Рахматуллин вел основную работу по изъятию Мелеузовс­кой мечети под татарский клуб и после открытия в ней клуба, то есть с 1929 года, все время был руко­водителем всеми видами культурно- просветитель­ных работ клуба им. Ямашева. После революции культурная работа под вывеской «Культпросвет та­тарской молодежи» сначала велась в помещении старого дома купца Баязитова (деревянное одно­этажное здание простояло до середины 1980-х го­дов рядом с кирпичным двухэтажным торговым до­мом Баязитова). Здесь же начинались занятия об­щества «Долой неграмотность». Потом обоснова­лись в здании купца Усманова, отведенного под шко­лу. Сам Абдулла Мухамадеевич также вспоминал, что «…запомнились концерты и спектакли, которые сначала проводились в средней школе, а потом в здании мечети». После кончины в 1938 году А. Г Рахматуллина «Культпросветтатарской молодежи» прекратил свое существование.

            А мусульманский молельный дом обосновался во дворе жилого дома по улице Смоленской, дом № 58, недалеко от перекрестка Октябрьской и Смо­ленской улиц. Бывший имам-хатиб мечети Нагимрахман Хабибрахманович Гумеров вспоминал, что дом этот строился в 1950-е годы всем мусульманс­ким миром Мелеуза. Сохранилось фото дома, сде­ланное Н. В. Ярыгиным в 1965 году.

         Здание мечети в разные годы было за административными и культурными учреждениями. С 1930 года в нем помещался госбанк, с 1985 года — районная библиотека.

            Решением горисполкома от 4 декабря 1989 года о возвращении мечети исконным вла­дельцам началось движение за создание му­сульманского религиозного объединения Ме­леуза, которое под руководством имам-хатиба Гималетдина хажи Саитбатталова было зарегистрировано горисполкомом 20 декабря 1991 года. В 1992 году здание мечети возвра­щено верующим. Разрушенный в конце 1920-х годов минарет был отстроен заново в 1994 году по проекту инженера-конструктора химзавода Сайфуллы Амирова.

            В 1999 году религиозное мусульманское объединение города Мелеуза под руковод­ством имам-хатиба Мелеузовской мечети Минифаиза Газизовича Салимова прошло пере­регистрацию. К дню десятилетия суверени­тета Башкортостана рядом с мечетью откры­лось здание медресе, отстроенное совмест­ными усилиями акционерного общества «Мелеуз-строй», управления капитального стро­ительства и архитектуры администрации го­рода и района, предприятий и учреждений города, частных предпринимателей Загира Кульбаева, Владимира Мельникова, Расима Саитбатталова, Марата Сайфуллина, Робер­та Салихова.

            Сто лет уже здание мечети стоит на одной из главных улиц Мелеуза — старинное здание города. Рядом с современными зданиями оно не затерялось, а приобрело новые краски, но­вое дыхание.

Ф. Азнаева, директор городского музея

Библиография:

Асфандиярова-Илистанова Г. А. Воспоми­нания  о  дореволюционном Мелеузе, 15.08.1974.

Фонды МИКМ, оф 191;

Рахматуллина X. С. Воспоминания о культурно-просветительской работе в среде тата­ро-башкирской молодежи в 1920-1930-ые годы. Фонды МИКМ, нв- 252/4;

Город Мелеуз. 1965-1971 годы. Н. В. Ярыгин.

Фонды МИКМ, оф 677/1;

Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн.1.Уфа, «Китап», 1994, стр.67;

С. Имангулов. Ученик Ахметшаха хазрета. «Башкортостан», 03.07.1997.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *