Азнаева, Ф. Мечети — 100 лет [Текст] / Ф. Азнаева
// Путь Октября. — 2008. — 19 августа. — С. 3.
Фото А. Яворского
История Мелеузовской мечети начинается с открытия ее кирпичного здания в 1908 году. Надо отметить, что в воспоминаниях мелеузовцев приводятся разные даты возведения здания мечети. Старожил Мелеуза Н. Н. Гаврилов вспоминал: «…Первая десятилетка двадцатого века для служителей мусульманской веры в с. Мелеуз была периодом страды по вербовке прихожан в мусульманскую веру и строительства мечети. До этого у татар мечети не было, они довольствовались небольшой молельной избенкой (на нынешней ул. Кирова), так как прихожан было мало. Немалую роль в строительстве мечети сыграли богатые купцы-татары, у которых здесь были самые крупные торговые дома. Таким образом, в 1910-1911 годах служители мусульманской веры в с. Мелеуз завершили свой план постройки мечети». Его версию, казалось бы, подтверждает документ от 10 октября 1911 года — приговор Мелеузовского сельского схода, постановляющий отвод усадебного места крестьянину Н. А. Гаврилову взамен отданной им под двор мечети части своего усадебного места размером семь на четырнадцать саженей. Да и в архивах ранних записей метрических книг Мелеузовской мечети нет, сохранились данные за 1912,1915,1917 годы.
В воспоминаниях бывшей учительницы татарской школы села Мелеуз Г. А. Асфандияровой от 1974 года указывается: «В 1909 году была построена каменная мечеть во главе с муллой Шайхельисламом Ахмеровым». В двух зданиях во дворе мечети размещалась татарская мужская школа. В первом здании обучением детей занимались мулла Ахмеров и учитель Газиз. Во втором здании постигали азы ислама под руководством Лутфуллы Галимова и Абдрахмана Асфандиярова — учителей с прогрессивными взглядами. До основания здания мечети мужская татарская школа, открытая стараниями Лутфуллы Галимова, Хараса Айдарова, Абдрахмана Асфандиярова, Галима Альмухаметова и других передовых представителей татаро-башкирского населения Мелеуза, размещалась в доме купца Усманова, и заведующими ее были учитель Зарипов, затем Гариф Фахретдинов.
В фотохронике и летописи Мелеуза, составленной бывшим учителем Николаем Васильевичем Ярыгиным, здание мечети датируется 1908 годом. И, наконец, неопровержимым свидетельством основания мелеузовской мечети в 1908 году стали «Воспоминания» Заки Валиди Тогана от 1923 года, вышедшие в переводе на русский язык в 1994 году. 29 июня (по старому стилю — примечание наше) 1908 года он покинул родной аул, направившись пешком в Оренбург. «Спустя три дня, добравшись до села Мелеуз, встретил знакомого башкирского учителя, прибывшего на здешний мусульманский праздник», — пишет автор воспоминаний. «В Мелеузе жили татары, когда-то подвергнутые насильственному крещению царской администрацией, — продолжает Ахметзаки Валидов. — Но в душе они сохранили верность исламу. Воспользовавшись ограниченной свободой, данной революцией 1905 года, они открыто перешли в мусульманство и построили большую мечеть. По окончании строительства устроили праздник открытия мечети». Вероятно, среди вернувшихся в прежнюю религию и были те, о которых упоминал Николай Николаевич Гаврилов в своих воспоминаниях: «В 1904-1905 годах в мусульманскую веру вербовались мелеузовские чуваши для увеличения мусульманского прихода. В татарскую веру перешли чуваши Никифоровы, шесть семей их обернулись в Якуповых; Романовы — две семьи стали Рахматуллиными; Савельевы — Шафиковы и другие. Всего 10-12 семей».
После Октябрьской революции воинствующий атеизм направлял молодежь на веру в коммунизм, утверждалась новая, социалистическая культура. Вера в Бога объявлялась отсталостью, безграмотностью. Храмы стали превращать в клубы, театры, а то и амбары, склады. Мелеузовскую мечеть участь преобразования в иное учреждение тоже не миновала. Из воспоминаний Зарифа Шакуровича Салихова: «В 1928 году в Мелеузе состоялся сход по вопросу передачи мечети школе для организации клуба татарской молодежи. Комсомольцы и молодежь выдвигали свое требование и аргументировали его тем, что у театра, в который ходит много молодежи, нет своего помещения, а в мечети бывает уже так мало стариков, что её можно бы и закрыть. Не сразу, но старые люди уступили…».
Учительница Мелеуза Хуршида Сиразиевна Рахматуллина вспоминала, что её муж А. Г. Рахматуллин вел основную работу по изъятию Мелеузовской мечети под татарский клуб и после открытия в ней клуба, то есть с 1929 года, все время был руководителем всеми видами культурно- просветительных работ клуба им. Ямашева. После революции культурная работа под вывеской «Культпросвет татарской молодежи» сначала велась в помещении старого дома купца Баязитова (деревянное одноэтажное здание простояло до середины 1980-х годов рядом с кирпичным двухэтажным торговым домом Баязитова). Здесь же начинались занятия общества «Долой неграмотность». Потом обосновались в здании купца Усманова, отведенного под школу. Сам Абдулла Мухамадеевич также вспоминал, что «…запомнились концерты и спектакли, которые сначала проводились в средней школе, а потом в здании мечети». После кончины в 1938 году А. Г Рахматуллина «Культпросветтатарской молодежи» прекратил свое существование.
А мусульманский молельный дом обосновался во дворе жилого дома по улице Смоленской, дом № 58, недалеко от перекрестка Октябрьской и Смоленской улиц. Бывший имам-хатиб мечети Нагимрахман Хабибрахманович Гумеров вспоминал, что дом этот строился в 1950-е годы всем мусульманским миром Мелеуза. Сохранилось фото дома, сделанное Н. В. Ярыгиным в 1965 году.
Здание мечети в разные годы было за административными и культурными учреждениями. С 1930 года в нем помещался госбанк, с 1985 года — районная библиотека.
Решением горисполкома от 4 декабря 1989 года о возвращении мечети исконным владельцам началось движение за создание мусульманского религиозного объединения Мелеуза, которое под руководством имам-хатиба Гималетдина хажи Саитбатталова было зарегистрировано горисполкомом 20 декабря 1991 года. В 1992 году здание мечети возвращено верующим. Разрушенный в конце 1920-х годов минарет был отстроен заново в 1994 году по проекту инженера-конструктора химзавода Сайфуллы Амирова.
В 1999 году религиозное мусульманское объединение города Мелеуза под руководством имам-хатиба Мелеузовской мечети Минифаиза Газизовича Салимова прошло перерегистрацию. К дню десятилетия суверенитета Башкортостана рядом с мечетью открылось здание медресе, отстроенное совместными усилиями акционерного общества «Мелеуз-строй», управления капитального строительства и архитектуры администрации города и района, предприятий и учреждений города, частных предпринимателей Загира Кульбаева, Владимира Мельникова, Расима Саитбатталова, Марата Сайфуллина, Роберта Салихова.
Сто лет уже здание мечети стоит на одной из главных улиц Мелеуза — старинное здание города. Рядом с современными зданиями оно не затерялось, а приобрело новые краски, новое дыхание.
Ф. Азнаева, директор городского музея
Библиография:
Асфандиярова-Илистанова Г. А. Воспоминания о дореволюционном Мелеузе, 15.08.1974.
Фонды МИКМ, оф 191;
Рахматуллина X. С. Воспоминания о культурно-просветительской работе в среде татаро-башкирской молодежи в 1920-1930-ые годы. Фонды МИКМ, нв- 252/4;
Город Мелеуз. 1965-1971 годы. Н. В. Ярыгин.
Фонды МИКМ, оф 677/1;
Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн.1.Уфа, «Китап», 1994, стр.67;
С. Имангулов. Ученик Ахметшаха хазрета. «Башкортостан», 03.07.1997.