Между прошлым и будущим. Мелеузовская нефтебаза

Силина, Т. Между прошлым и будущим [Текст]

/ Т. Силина ; фот. В. Ермакова

// Путь Октября. – 1994. – 22 сентября. – С. 2.

 

 

         Мы сейчас все на перепутье: между прошлыми, в котором было все ясно и «разложено по полочкам», и будущим, где, как обещают прорицатели, мы будем процветать. А пока время наше (или без­временье?) сложно, смутно и противоречиво. Все экономические начинания, как «палка о двух концах»: с одной стороны, она – подгоняет, не позво­ляя мешкать в мыслях и деле, с другой стороны всё как на грех попадает «в колеса», мешает и тормозит. Как перебросить мост из прошлого в будущее, чтоб не отрицая всего полностью, брать лучшее у одного для строительства другого?

 

         Многие предприятия в Мелеузе образовывались в пору, когда он был еще поселком и, вероят­но, они-то и были про­мышленной основой буду­щего города. Нефтебаза начала строиться весной пятьдесят четвертого, а в сентябре был подписан приказ о приеме на ра­боту первого оператора. Впрочем, это сейчас они – операторы, когда на заправках уже установле­ны компьютеры, а тогда название профессии было куда проще, да и число их не считано – первым ра­ботникам нефтебазы при­ходилось совмещать по нескольку специальностей, помогая строителям и друг другу.

У ветеранов нефтебазы – П. Ярошенко, Н. Бобровниковой, X. Гибадуллина, К. Елисеевой, М. Хусаинова здесь прошла вся жизнь – более тридцати лет

 

        Михаил Михайлович Чернявский и Павел Ан­дреевич Ерошенко – во­истину «старожилы» неф­тебазы. Михаил Михайло­вич приехал из Стерлитамака, где работал механиком на нефтебазе, застал здесь поселок ничем буд­то не примечательный, помнит, как размечали место, претендовали было на территорию нынешней межрайбазы, да там стро­ить не разрешили. После войны энтузиазм и спо­собность работать на износ были естеством советского человека, не каждого, но большенства. Это было поколение двужильных. Ручной труд, ненормированной рабочий день, вызовы по ночам – сейчас они об этом вспо­минают как о романтической героике молодости. Больно, что другой им просто было не дано, Павел Андреевич рассказы­вает, что первые объек­ты – контору, склад, по­жарное депо – поставили за субботу и воскресенье.

Такой была нефтебаза в конце пятидесятых

 

        В шестидесятом году на самой базе была пущена и первая заправка – бу­дочка полтора на полтора, самотечные счетчи­ки. Могли тогда предло­жить здесь лишь дизтопливо, керосин, бензин одной марки. Заправщицы перешли сюда из авторо­ты (автоколонной № 1839 она тоже стала позже) – Маша Рахимкулова, Поля Гаврилова и Катя Васюткина. Они до сих пор называют друг друга так, а Кати – Екатерины Гавриловны – уже нет в живых.

       Первым директором на нефтебазе был Афанасий Степанович Маликов, до того работавший на Стерлитамакской базе приемо­сдатчиком. Обслуживали не только Мелеузовский район, но и Кумертауский, Зилаирский, Федо­ровский, вообщем – вся техника частная, и с МТС от Зиргана и до Зилаира заправлялась нефтепродуктами Мелеузовской ба­зы. Сейчас география кли­ентов не столь обширна, но базовские заправки поставлены в Мраково, Федоровке, Нугуше. «Техническая революция» нефтебазы пришлась на вре­мя директорства Рамиля Махмутовича Жданова. При нем установили усо­вершенствованное насосное оборудование, постро­или новую контору, га­раж. Городские заправоч­ные станции мало-помалу стали приобретать совре­менный облик.

Нефтебаза сегодня – современное предприятие, у заправочной станции – постоянная очередь автомашин: уборка

 

       Один из парадоксов или закономерностей последних лет в том, что транспорта как частного, так и на предприятиях стало значи­тельно больше. Если раньше одной цистерны 93-го бензина хватало месяца на два, то теперь – едва на неделю. На заправочных станциях – у операторов запарка в полном смыс­ле этого слова.

       Новое время породило и новые проблемы. в объединении «Башнефтепродукт», пусть несколько позже основной волны приватизирующихся пред­приятий, тоже задумали акционироваться, после чего Мелеузовская нефте­база, именующаяся теперь предприятием по обеспечению нефтепродуктами, станет дочерним предприятием. Что это ей даст? На начальной стадии- лишь некую толику самостоятельности, в буду­щем можно стать и не­зависимой экономической единицей. Но это чревато осложнениями. В Башкортостане, при всей моще eго нефтехимической индустрии производят лишь немногим больше 30 процентов необходимых нефтепродуктов, а осталь­ное приходятся завозить из городов России и ближ­него зарубежья. Рушить годами отлаженный ме­ханизм опасно, хотя и возможность инициативы, заключения прямых дого­воров, а заводами-поставщиками – большой со­блазн, да и прямая выгода. Вот и выходит, отработанный механизм ломать не хочется и са­мостоятельность приобре­сти бы неплохо.

       Неплатежи – тоже большая «подножка». Во время посевной в респуб­лике постановили отпус­кать топливо без предоп­латы, не учитывая того, что поставщики не спешат продавать его, разводят руками – пока не опла­тите все долги, ничего не получите. Объединение будто с заводом догово­рится, железнодорожники встречные претензии предъявляют. Заводы ак­тивно работают и с ком­мерческими структурами, те, в свою очередь, пред­лагают услуги нефтебазе, но цены-то здесь фикси­рованные, по собственной воле их не увеличишь, хотя клиенты готовы купить бензин и за большие деньги, да продать им его – нет такого права. Так вот и тянется бесконечная цепь сопутствующих друг другу проблем.

       Последнее время посто­янно недостает на заправ­ках 93-го бензина, в 76-й идет «с колес», не отпус­кают в необходимом коли­честве хозяйствам и дизтопливо, солидол. Можно, конечно, объяснять это вполне – объективными причинами – ремонтом установок на Салаватском и Уфимском заводах, ос­ложнившимися отношения­ми с еще вчера братскими республиками, но и самой проблемы этими объяснениями не избыть.

       В Башкортостане 33 нефтебазы, Мелеузовская считается одной из лучших, каково же остальным? Возможно станет выходом образование в республике своего рода союза «трех китов» –  добытчиков, переработчи­ков и нефтебаз. Скорее всего это будет акционер­ное общество с развет­вленной структурой. Таким образом, саккумулируют средства ради дос­тижения одной общей це­ли. Акционерам одного концерна нет смысла «топить» друг друга, а наоборот – развитие и процветание каждого за­висит от итогов работы всех.

       Между прошлым и настоящим нефтебазы пролегло сорок лет, ког­да-то из окон конторы был хорошо виден поселок са­харного завода, казалось, вот он – весь на ладони, рукой до него подать, теперь здесь вырос «северный» Мелеуз со сво­ей промышленностью и жилым сектором. Многие первостроители давно на пенсии, кого-то уже нет в живых. На предприятии работают их дети. Недавнее прошлое ста­новится историей. Огля­немся на него с благо­дарностью.

Т. Силина.

Фото В. Ермакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *