Силина, Т. Между прошлым и будущим [Текст]
/ Т. Силина ; фот. В. Ермакова
// Путь Октября. — 1994. — 22 сентября. — С. 2.
Мы сейчас все на перепутье: между прошлыми, в котором было все ясно и «разложено по полочкам», и будущим, где, как обещают прорицатели, мы будем процветать. А пока время наше (или безвременье?) сложно, смутно и противоречиво. Все экономические начинания, как «палка о двух концах»: с одной стороны, она — подгоняет, не позволяя мешкать в мыслях и деле, с другой стороны всё как на грех попадает «в колеса», мешает и тормозит. Как перебросить мост из прошлого в будущее, чтоб не отрицая всего полностью, брать лучшее у одного для строительства другого?
Многие предприятия в Мелеузе образовывались в пору, когда он был еще поселком и, вероятно, они-то и были промышленной основой будущего города. Нефтебаза начала строиться весной пятьдесят четвертого, а в сентябре был подписан приказ о приеме на работу первого оператора. Впрочем, это сейчас они — операторы, когда на заправках уже установлены компьютеры, а тогда название профессии было куда проще, да и число их не считано — первым работникам нефтебазы приходилось совмещать по нескольку специальностей, помогая строителям и друг другу.
У ветеранов нефтебазы — П. Ярошенко, Н. Бобровниковой, X. Гибадуллина, К. Елисеевой, М. Хусаинова здесь прошла вся жизнь — более тридцати лет
Михаил Михайлович Чернявский и Павел Андреевич Ерошенко — воистину «старожилы» нефтебазы. Михаил Михайлович приехал из Стерлитамака, где работал механиком на нефтебазе, застал здесь поселок ничем будто не примечательный, помнит, как размечали место, претендовали было на территорию нынешней межрайбазы, да там строить не разрешили. После войны энтузиазм и способность работать на износ были естеством советского человека, не каждого, но большенства. Это было поколение двужильных. Ручной труд, ненормированной рабочий день, вызовы по ночам — сейчас они об этом вспоминают как о романтической героике молодости. Больно, что другой им просто было не дано, Павел Андреевич рассказывает, что первые объекты — контору, склад, пожарное депо — поставили за субботу и воскресенье.
Такой была нефтебаза в конце пятидесятых
В шестидесятом году на самой базе была пущена и первая заправка — будочка полтора на полтора, самотечные счетчики. Могли тогда предложить здесь лишь дизтопливо, керосин, бензин одной марки. Заправщицы перешли сюда из автороты (автоколонной № 1839 она тоже стала позже) — Маша Рахимкулова, Поля Гаврилова и Катя Васюткина. Они до сих пор называют друг друга так, а Кати — Екатерины Гавриловны — уже нет в живых.
Первым директором на нефтебазе был Афанасий Степанович Маликов, до того работавший на Стерлитамакской базе приемосдатчиком. Обслуживали не только Мелеузовский район, но и Кумертауский, Зилаирский, Федоровский, вообщем — вся техника частная, и с МТС от Зиргана и до Зилаира заправлялась нефтепродуктами Мелеузовской базы. Сейчас география клиентов не столь обширна, но базовские заправки поставлены в Мраково, Федоровке, Нугуше. «Техническая революция» нефтебазы пришлась на время директорства Рамиля Махмутовича Жданова. При нем установили усовершенствованное насосное оборудование, построили новую контору, гараж. Городские заправочные станции мало-помалу стали приобретать современный облик.
Нефтебаза сегодня — современное предприятие, у заправочной станции – постоянная очередь автомашин: уборка
Один из парадоксов или закономерностей последних лет в том, что транспорта как частного, так и на предприятиях стало значительно больше. Если раньше одной цистерны 93-го бензина хватало месяца на два, то теперь — едва на неделю. На заправочных станциях — у операторов запарка в полном смысле этого слова.
Новое время породило и новые проблемы. в объединении «Башнефтепродукт», пусть несколько позже основной волны приватизирующихся предприятий, тоже задумали акционироваться, после чего Мелеузовская нефтебаза, именующаяся теперь предприятием по обеспечению нефтепродуктами, станет дочерним предприятием. Что это ей даст? На начальной стадии- лишь некую толику самостоятельности, в будущем можно стать и независимой экономической единицей. Но это чревато осложнениями. В Башкортостане, при всей моще eго нефтехимической индустрии производят лишь немногим больше 30 процентов необходимых нефтепродуктов, а остальное приходятся завозить из городов России и ближнего зарубежья. Рушить годами отлаженный механизм опасно, хотя и возможность инициативы, заключения прямых договоров, а заводами-поставщиками — большой соблазн, да и прямая выгода. Вот и выходит, отработанный механизм ломать не хочется и самостоятельность приобрести бы неплохо.
Неплатежи — тоже большая «подножка». Во время посевной в республике постановили отпускать топливо без предоплаты, не учитывая того, что поставщики не спешат продавать его, разводят руками — пока не оплатите все долги, ничего не получите. Объединение будто с заводом договорится, железнодорожники встречные претензии предъявляют. Заводы активно работают и с коммерческими структурами, те, в свою очередь, предлагают услуги нефтебазе, но цены-то здесь фиксированные, по собственной воле их не увеличишь, хотя клиенты готовы купить бензин и за большие деньги, да продать им его — нет такого права. Так вот и тянется бесконечная цепь сопутствующих друг другу проблем.
Последнее время постоянно недостает на заправках 93-го бензина, в 76-й идет «с колес», не отпускают в необходимом количестве хозяйствам и дизтопливо, солидол. Можно, конечно, объяснять это вполне — объективными причинами — ремонтом установок на Салаватском и Уфимском заводах, осложнившимися отношениями с еще вчера братскими республиками, но и самой проблемы этими объяснениями не избыть.
В Башкортостане 33 нефтебазы, Мелеузовская считается одной из лучших, каково же остальным? Возможно станет выходом образование в республике своего рода союза «трех китов» — добытчиков, переработчиков и нефтебаз. Скорее всего это будет акционерное общество с разветвленной структурой. Таким образом, саккумулируют средства ради достижения одной общей цели. Акционерам одного концерна нет смысла «топить» друг друга, а наоборот — развитие и процветание каждого зависит от итогов работы всех.
Между прошлым и настоящим нефтебазы пролегло сорок лет, когда-то из окон конторы был хорошо виден поселок сахарного завода, казалось, вот он — весь на ладони, рукой до него подать, теперь здесь вырос «северный» Мелеуз со своей промышленностью и жилым сектором. Многие первостроители давно на пенсии, кого-то уже нет в живых. На предприятии работают их дети. Недавнее прошлое становится историей. Оглянемся на него с благодарностью.
Т. Силина.
Фото В. Ермакова.