Уважаемый читатель! Сейчас ты прочтешь статью, и кто знает, можешь узнаешь близких людей или земляков. К сожалению, в статье отсутствуют их фотографии. Буду признательна всем, тем, кто сможет прислать снимки этих людей, чтобы они остались в памяти… Ведь это наши деды и прадеды…
Демченко, А. Человека труд красит / А. Демченко
// Путь Октября. – 1967. – 23 июля. – С. 3.
Каждое утро худощавый человек невысокого роста в рабочей спецовке одним из первых спешит к воротам автохозяйства.
За 32 года работы на этом производстве привычка до начала смены пройти по всем цехам стала у него традицией. Ведь все до мелочей здесь знакомо Гавриле Григорьевичу Князеву.
Когда он впервые пришел сюда после окончания курсов шоферов, в 1935 году его поставили на стажировку.
Весело было молодому пареньку встречать лицом к лицу буйный ветер, мчащийся навстречу машине, а по вечерам смывать дорожную усталость холодной свежей водой.
Но грянула Отечественная война и Гаврил одним из первых ушел на защиту родного Отечества. А, пройдя трудный военный путь, после окончания войны он вернулся и сразу же пришел на свое родное производство. Способности молодого воина быстро приметили и поставили его во главе автоколонны, затем перевели мастером по ремонту.
Так Гаврил Григорьевич от рядового шофера вырос до начальника цеха. Князев не только хороший вожак коллектива, но и умелый воспитатель. К каждому рабочему он имеет подход, умело прививает любовь к труду, вырабатывает у людей высокое чувство ответственности за порученное дело.
В первые послевоенные годы пришли в хозяйство учениками слесарей совсем юные пареньки Володя Анисимов, Петр и Дмитрий Масютины, Володя Емельянов и Сережа Лисафин. «Балованные…», – подумал про себя бригадир. Не один и не два раза говорил он с ними по душам, учил и строгим словом, и личным примером.
Наконец беседы помогли. Некоторые ребята вступили в комсомол, исчезла с лиц насмешливая улыбка, стали они серьезнее и строже, внимательнее относиться к работе. Не пропал труд Гаврилы Григорьевича даром. А потом проводили молодых рабочих в армию. Грустно было расставаться со своими воспитанниками ему, но в то же время и радостно от того, что молодые люди уверенно пойдут хорошей, прямой дорогой. А сейчас все они вышли на самостоятельную дорогу, обзавелись семьями. Владимир Анисимов занимает ответственную инженерно-техническую должность, является председателем местного комитета автохозяйства.
Дмитрий и Сергей водят по городским и междугородним маршрутам большие пассажирские автобусы. А Владимир Емельянов и Петр Масютин – грузовые автомобили. С работой они все справляются успешно.
Много было таких воспитанников у т. Князева в те далекие годы. Приходили мальчишки с неумелыми руками, чтобы заменить не вернувшегося с фронта отца. И Гаврил Григорьевич был для них и мастером, и учителем, и отцом, и верным товарищем.
– Особенно мне запомнился вот такой ученик, с улыбкой говорит т. Князев, – как наш Сережа Лисафин. – Ростом он выдался маленький. И вот бывало, чтобы опилить гайку, ему – приходилось к верстаку ставить подставку. А сейчас вымахал вон какой здоровый детина, не любой с ним потягаться смажет.
Гаврил Григорьевич – активный рационализатор. Постоянной целью своей жизни он считает повышение производительности и улучшение условий труда рабочих. Никакую работу он не выполняет шаблонно. Тщательно изучает каждый узел и ищет пути, чтобы облегчить труд рабочего и их находит.
В хозяйстве долгое время ощущали большой недостаток в некоторых запасных частях, из-за которых автомашины долгое время простаивали в ремонте. Задумался над этим опытный мастер и вскоре эта проблема была решена. Он предложил недостающие запчасти изготовлять на своем производстве. Так, например, были претворены в жизнь его предложения об изготовлении формы для варки на вулканизационном аппарате втулок рессор М-21, формы сальника водопомпы, формы сальника подвесного подшипника.
– Выбросить деталь проще. – А надо сначала посмотреть получше и подумать: нельзя ли ее еще использовать, чтобы государственную копейку сберечь, – всегда учит опытный мастер. Так родилась мысль у него о реставрации старых выжимных подшипников. И обновленные детали получают из рук ветерана хозяйства путевку з жизнь.
Таких предложении у т. Князева на счету не один десяток. А люди, которые трудились и трудятся с вам рядам обрели нечто большее – душевное богатство, стремление к духовной красоте. И это сделали простые, но задушевные слова Гаврилы Григорьевича – человека большого щедрого сердца.
Шло время. Росло предприятие, росли и люди. Неузнаваемо изменилась бывшая автобаза, превратившись в крупное автомобильное хозяйство с большим количеством грузовых, легковых машин и автобусов. Годы взяли свое. Уже не стало той энергии у Гаврилы Григорьевича, ветеран производства недавно отметил свое шестидесятилетие. Пришло время уходить на заслуженный отдых. Но не такое сердце у старого рабочего, чтобы в трудные дни уборки урожая юбилейного года оставить свое производство, где прошли лучшие годы его жизни. Сейчас, как никогда, в быстром выходе автомашин из ремонта он может оказать неоценимую помощь и поэтому в эти горячие дни Гаврила Григорьевич твердо решил остаться в коллективе.
А. Демченко.