Алина, Н. Горячее сердце [Текст] / Н. Алина
// Путь Октября. – 1988. – 20 февраля. – С. 3.
Интересно стало работать. Коллектив сплотился. Теперь ни от кого не слышишь «не буду», «не хочу», «мое личное дело», — говорил Александр Суслов прямо, твердо и откровенно. — Стало легче и труднее. Легче, потому что коллективная заинтересованность в конечных результатах подтянула каждого рабочего. Дисциплина укрепилась. Труднее, потому что не имеешь права на расслабление. Тут же это будет замечено. Поправить, подтянуть друг друга, сделать замечание товарищу по работе сегодня принимается в порядке вещей. Никто на это не обижается. Зато такие взаимоотношения помогают делу.
Разговор с А. Сусловым — машинистом экскаватора из УМ—9 треста «Строймеханизация» свелся к рассказу о сегодняшних рабочих буднях всего коллектива. И хотя я преследовала определенную цель — побольше узнать о самом Александре, мой собеседник все время старался как можно подробнее познакомить меня с теми, с кем рядом он ежедневно начинает свое рабочее утро, с кем рядом шагает по жизни. Ему хотелось, чтобы многие узнали «о самых хороших ребятах» — именно так он отозвался о Емилове, Бекташеве, Давлетчурина, Кузьмичеве, Байназарове, Рогожине… По мнению А. Суслова, «хорошее» а человеке в наши дни измеряется конкретной мерой — его отношением к перестройке. Сам Александр свою позицию и точку зрения товарищей по работе передал такими словами:
«Мы все ждали сегодняшнюю перестройку. Устали быть такими, какими был и совсем недавно, когда красивыми словами заменяли конкретные дела, когда все мы были в душе одними, а людям старались казаться другими. Сейчас же смело, правдиво смотрим в глаза друг другу, не замалчиваем о недостатках и промахах, не превозносим в ранг достоинств сделанное по долгу службы и совести».
Доказательно и аргументированно рассказывал Александр о больших переменах, происшедших за последнее время в коллективе:
— Люди стали намного ответственнее подходить к работе. Теперь в рабочее время «по спецзаказу» никто не поедет погреб чистить или гараж строить, а значит в знак глубокой благодарности не получит хмельного напитка. Да и честно говоря, пить не только нельзя, но и попросту некогда.
«По заслугам» достается от таких, как А. Суслов, но только нарушителям дисциплины, но и тем, кто с прохладцей относится к своим прямым обязанностям. Так, на совете участка снизили коэффициент трудового участия грейдеристу — заметили, что за качеством своей работы не следит. Да и зачастую выходит так: замечание делает не руководитель, а рабочий. А к слову последнего прислушиваются всерьез. Отчетливо понимает Александр, что надо иметь моральное право, чтобы проанализировать проступок товарища и дать ему свою оценку. То есть надо быть самому всегда на высоте. Так вот «быть на высоте» для него вполне естественное положение. Не привык он, образно говоря, ходить согнувшись.
До службы в рядах Советской Армии Александр Суслов работал на авторемонтном заводе. Мечтал стал машинистом тепловоза. Окончив специальные курсы, получил водительские права. После армии вернулся на завод. Но очень уж хотелось сесть за руль новой машины. Но такую молодому шоферу не доверили. Прочитав объявление о наборе водителей для работы в управление механизации, незамедлительно принял решение уйти с завода. Вот уже тринадцать лет, как Суслов трудится здесь. Наверное, и на железной дороге из него получился бы профессиональный мастер своего дела. Но это сейчас можно только предположить. А вот что сейчас он – классный машинист экскаватора, доказано жизнью. Один обслуживает Мелеузовский участок. Всегда и везде успевает. А случись, понадобится экскаватор в городе, тут же начнут искать Суслова. Руководители городских служб так и спросят: «А где Саша?» И в коллективе управления механизации уже знают, что речь идет об Александре Суслове. Таков уж он, этот Александр. До всего ему есть дело. И относится к нему не с холодной душой, а с горячим сердцем.
Н. Алина.
На снимке: А. Суслов.
Фото Б. Яворского.