Школа. Начало жизни

Медведникова, О. Школа. Начало жизни [Текст]

/ О. Медведникова ; фот. Л. Сорокиной

Путь Октября. – 1984. – 4 октября. – С. 4.

 

Школа. Начало жизни

 

      У этого крыльца широкие ступени. По ним легко и быстро проходят каждый день больше тысячи пар детских ног. Дети взбегают на крыльцо и исчезают за дверью. А над ней крупными буквами – «Школа № 1». И так – двадцать пять лет подряд. Поистерлись ступени. Появились на них впадины. Но, как прежде, ступени прочны. И, как прежде, украшают крыльцо два бетонных шара из кирпичных постаментах. Однажды один из шаров упал. Мальчишки учились водить машину, и кто-то, неудачно попятив ее, столкнул шар на землю. Это было давно, и не многие помнят об этом. Это – уже история…

 

Принять в эксплуатацию

 

       И день, когда появилась первая строчка на чистом листе бумаги: «Акт сдачи в эксплуатацию. Школа на 400 мест в  Мелеузе, 1959 года августа месяца 29 дня».

       Эта сухая фраза «Принять в эксплуатацию» значила    начать учить детей: математике и физике, литературе и  истории,  химии и биологии. Воспитывать людей.

       Вспоминает Роза Фатыховна Доминова, бывший завуч   школы:

       – Мы начинали почти что на пустом месте. Прежде всего, надо было создать крепкий коллектив. Боролись за качество преподавания, вели методические секции, взаимопроверки, требовали друг от друга полной самоотдачи.

       Учителям надо было передать детям максимум знаний. Привить любовь к учебе. Удалось ли им это, можно судить хотя бы по такому показателю: школа № 1 занимала и      занимает ведущее место по количеству выпускников, поступивших в вузы.

      Вспоминает Владимир Иванович  Кузнецов, бывший   директор школы:

      –  Начали вводить традиции. Первая: выпускаешься – посади дерево. Вот вам и аллея выпускников. Другая традиция – каждый должен что-то построить. И строили: гараж, теплицу, бетонные дорожки проложили. Одну за другой оборудовали мастерские: столярную, токарную, швейную. Вот и считайте: теплица, да мастерские, да плюс уборка свеклы в Арслановском совхозе, да постоянное строительство. Так что, кругом у нас был не просто полезный, а производительный труд.

       Это только сказывается так быстро. А делалось годами. И нужны были невероятная энергия, энтузиазм  и настоящая влюбленность в свое дело, чтобы все выше перечисленные объекты вводились в строй.

       Так они жили. Учили и учились, строили и воспитывали. Были единой семьей. И сегодня, много лет спустя, Роза Фатыховна Доминова, показывая одну из старых фотографий первомайской демонстрации, с гордостью скажет: «Видите, как крепко мы идем!»

 

А я Вас помню…

 

      В школе № 1 несколько разных поколений  учителей. Но есть и одна, присущая, наверное, каждой школе закономерность – ученики лучших учителей становятся     учителями сами. Одиннадцать выпускников школы № 1   встали за ее учительские столы, тринадцать – преподают в других школах города.

      Давно уже нет в школе Ираиды Алексеевны Саблиной. А   знаете, как она вела свои уроки истории! Не просто рассказывала, нет. Она заставляла детей  думать, вовлекала в исторические события. Саблиной и ее ученикам неведомо, было слово «пассивность». Ученица Ираиды Алексеевны – Галя, а ныне Галина Васильевна Блохина, стала учителем истории. И появились в школе марксовы чтения, а во время уроков начали двигаться по магнитной доске яркие аппликации. И вот уже ученица Блохиной Оля, Ольга     Ильинична Елизарова, ведет уроки истории.

     Вновь передо мной альбом – «Из опыта работы учителей школы №1»: «Раиса Анатольевна Сычкова. Ее уроки всегда эмоциональны». «Нина Григорьевна Кузьмина. Очень внимательна к детям, изучает их интересы, посещает семьи и всегда находят пути к детским душам». «Николай Иванович Антошкин. Уроки проводятся на высоком методическом уровне». «Зиля Галеевна Амирова. Требовательна к себе и отдает много сил и времени любимому делу. Высокая успеваемость, хорошее качество проведения уроков давно уже стали нормой в ее работе».

      Разные они – учителя школы № 1. Строгость или доброта, эмоциональность или сдержанность – каждому присуща своя черта. Но в одном они схожи. В любви к детям. Без этого просто нет учителя. Всегда помнят они своих выпускников. А дни, когда бывшие ученики приходят в школу, для них самые  счастливые.

      Роза Фатыховна Доминова прикрывает альбом с фотографиями:

       – Знаете, я почти всех их помню в лицо, – и задумывается: – Наши ребята все пошли в дело.

       Да, они пошли в дело. Именно так, а не иначе. Преподаватель одного из военных училищ страны Юрий Ярославцев, доцент Уфимского нефтяного института  Сибагат   Зубаиров, председатель Мелеузовского исполкома  горсовета Петр Масютин, инженер Лариса Пономарева, офицеры Сергей Самохин и Кирилл Мищенко, шоферы Сергей Старцев и Сергей Соколов, врач Саша Кулябин. Закончила авиационный институт Наташа Газеева, где-то в   Тюменской области работает нефтяником Сергей Чепик,  поступает в Ленинградскую медицинскую академию Михаил Бабенко. Многие из выпускников работают на заводе ЖБК. Да всех не перечтешь. 1606 человек окончили за эти годы 10 классов. И нет, наверное, таких профессий, среди которых не было бы представителей выпускников школы № 1.

     Вот они встретились на улице – старый учитель и уже поседевший ученик. Учитель строго глянет поверх очков: «А я Вас помню. Вы сидели у меня в третьем ряду на самой последней парте». И головой покачает. И покажется вдруг – ты снова в классе, и снова вопроса не слыхал…

 

Тихо, идут уроки!

 

     А школа живет своей жизнью. Идут уроки – обыкновенные, будничные. Учатся будущие граждане   страны Советов.

      У коллектива школы № 1 сегодня много забот – вводится в действие школьная реформа. Уже полностью по новым требованиям оформлены учебные кабинеты, расширена библиотека, открыт новый кабинет домоводства для девочек 90 рабочих мест выделено для школьников на заводе ЖБК, 30 – на заводе РТО. Десяти специальностям будут здесь обучаться ребята. На 500 рублей получат заказы от ЗЖБК школьные мастерские. Будет действовать для повышения качества преподавания теоретический семинар для учителей, каждый из педагогов будет работать по личным творческим планам.

      Но так же, как и прежде, бурлит школа. На переменках по лестнице не пробьешься. Дети учатся, ездят на сельхозработы, ходят в походы, ведут комсомольскую и пионерскую работу. По вечерам слышатся в спортзале гулкие удары мяча. И так же, как, наверное,  когда-то Владимир Иванович Кузнецов или Иван Спиридонович Старцев, сегодня Иван Александрович Исаков осторожно выводит из-за большого стенда, снятого и прислоненного к стене, мальчишку в форменном костюме:

      – А ну-ка, кто там спрятался?

      – Мы играем…

      – А уроков у тебя нет?

      – Нет! Я в продленке, – малыш уже радостно улыбается.

      – Ну, беги, – и директор, едва сдержав улыбку, быстро шагает по коридору.

      – Жизнь в школе только успевай поворачиваться, – говорит он на  ходу.

      Он торопится. У него сегодня еще много дел. А старший приятель «найденного» за стендом второклассника назидательно поднимает палец и говорит товарищу: «Тише   ты. Уроки!»

      Наступила пора листопада. Облетает школьная аллея выпускников. И так же, как листья с деревьев, каждый год улетают, из школы десятиклассники. Но по весне лопнут на ветках почки, и покроется дерево зеленой дымкой. Не листьями еще – листочками. И так же войдут в опустевшие классы новые ученики.

      – Здравствуйте, дети. Откройте тетради…

       Школа. Начало жизни.

О. Медведникова.

На снимках: школа № 1

урок математики у самых юных учеников школы ведет

учительница начальных классов

Анна Дмитриевна Старцева.

Тридцать восемь лет трудится она в системе народного образования.

Фото Л. Сорокиной.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *