Пильнов, М. Где делают асфальт / М. Пильнов. — Текст : непосредственное
// Путь Октября. — 1984. — 20 сентября. — С. 3.
В 1984 году выработать 36 тысяч тонн асфальта, из них тысячу тонн — сверх плана. Сберечь до 100 тонн гравийно-песочной смеси и 5 тонн нефтебитума.
(Из социалистических обязательств рабочих и инженерно-технических работников асфальтно-битумного завода РСУ ДОР).
Любуясь чистотой улиц, площадей и скверов, мы мало задумываемся над тем, кто к этому причастен. При этом видим себя на субботниках по уборке территорий.
А если подходить строго и воздавать честь по заслугам, первыми на пьедестале почета следовало бы поставить их, рабочих нашего асфальтового завода. Находится этот завод несколько на отшибе, коллектив небольшой, потому и мало приметен.
Зато дела на виду всего города. А теперь еще и сел. Асфальтобитумную смесь сегодня развозят по всему району, где ею «одевают» зернотоки, площадки, принаряжают деревенские улицы. Как, например, в с. Богородское колхоза имени Трясина или в Корнеевке Ашкадарского совхоза, в поселке Нугуш. Все адреса сразу не перечислишь.
В городе сейчас одевают в асфальт дорогу на улице Цюрупы, этим летом покрыли им западное объездное шоссе, дорогу на улице Вокзальной, площадки возле общежитий, все автоостановки, сквер «Юность» и еще очень многие места, где мы с вами живем, трудимся, отдыхаем.
А сейчас заглянем на минуту на завод, с восьми утра и до девяти вечера, в летнее время — всю круглую неделю, вращаются жернова его двух установок, перемалывая гравий и щебень, которые составляют основу будущих покрытий дорог. Процесс полностью автоматизирован и управляют им на каждой установке по два человека, из коих главное лицо — оператор. С одним из них, Зиновием Ипполитовичем Юдиным, мы и ведем разговор на его рабочем месте. Не отрываясь взглядом от мигающих, на дистанционном пульте управления разноцветных лампочек, следя за процессом «варки асфальта» и управляя им, он давал интервью. Процесс почти весь скрытый и подвластен только электронике и его вот рукам. В начальной стадии, поданный на измельчение в барабан гравий, нагревается до 180-200 градусов и только потом поступает в грохот, где сортируется по фракциям из песка и щебня, битума да плюс минеральных добавок. К ним относится цементная пыль или шебура — та же пыль, только доставленная с Учалинского карьера. Попадая в смеситель, исходные материалы при температуре 140-150 градусов превращаются в асфальт на 700 километров — в каждом замесе.
Дымящуюся черную массу развозят по объектам. Ежесуточно завод вырабатывает до 300 тонн асфальта. А всего с начала года его выработано 32 тысячи тонн. Обязательства напряженные, но ту сверхплановую одну тысячу тонн, которая в них намечена, коллектив намерен дать. В хорошую погоду и при наличии транспорта, завод работает безостановочно.
Иногда бывают перебои с битумом. Но проблемы, они ведь не только у них. Главное — люди. Как образно заметил прораб этого завода В. Г. Прядко, стабильных у них в коллективе 17 человек, то есть те, кто здесь делает по 7-10 лет. И первым среди них он назвал З. И. Юдина, Зиновий Ипполитович надел рабочую спецовку в 1976 году, после курсов, которые он окончил на нашем химическом заводе. И с тех пор работает оператором, имеет самый высокий, 6-й разряд.
Ветеранами завода сегодня называют и мастера И. П. Мельникова, операторов П. Добренького, Ф. Динахметову. Многие сочетают работу с учебой. Так, мастер А. П. Ефремов учится заочно в институте, слесарь В. Желтышев — в школе рабочей молодежи. Его коллега Ф. Ибатуллин только что окончил ее и думает поступать дальше. Операторы Ф. Газизов и В. Тимонин ездили на учебу в г. Владимир. Все это позволило в свое время успешно внедрить коллективный подряд. В бригаде З. И. Юдина, работающей по этому методу, выработка в прошлом году составила 118 процентов, закончила она год с экономией почти в пять тысяч рублей, сократила задание на девять дней. Вместо 30 тысяч тонн было выработано 35,9 тысячи тонн асфальтового покрытия.
В первом квартале текущего года работу нашего завода, среди 17 родственных по республике, отметили хорошей, а во втором — ему присудили третье место. Только в прошлом году сэкономили 104 кубометра ГПС (гравийно-песочная смесь). На эти цифры держат ориентир здесь и в настоящее время. Лишь за счет внедрения рационализаторских предложений за восемь месяцев сбережено 60 кубометров гравийно-песочной смеси, выработано 32 тысячи тонн исходной продукции.
Коллектив асфальтного верен слову. А это значит, что наш город и села получат еще больше прочной «одежды» для улиц и дорог.
М. Пильнов.