Вот что значит специализация. – Текст : непосредственное
// Путь Октября. — 1967. — 22 января. — С. 3.
До 1965 года Зирганские мастерские занимались ремонтом комбайнов и тракторов колхозов совхозов района. Все работы на уборочных машинах выполнялись хозяевами техники, мастерская же выполняла лишь подрядные заказы. Такая организация ремонта сдерживала своевременную подготовку парка к уборке, и что важно — не обеспечивала качеством ремонта.
С 1965 года Зирганское отделение «Сельхозтехника» начало специализироваться на ремонте одних лишь зерновых комбайнов «СК-3» и «СК-4». Прежде, чем перевести на поточный ремонт зерновые комбайны, пришлось произвести существенную реконструкцию мастерских. Начали с перепланировки цехов. Расширили основной цех сборки комбайнов и построили новый разборно-моечный.
По-новому расставили в цехах и оборудование согласно типовой технологии, разработанной сметно-проектным бюро Башкирского объединения «Сельхозтехника» совместно с ИТР Зирганского отделения. После реконструкции создали 5 ремонтных участков, объединяющих 28 рабочих мест.
На каждом участке установили соответствующее оборудование. Ремонт комбайна на потоке начинается с мойки и дефектовки. Коллектив Ишимбайского машзавода, будучи шефом, изготовил мойку для наружного обмыва комбайна, а также покрасочную установку с системой вентиляции. Есть здесь и свое прессовое хозяйство, транспортер для поточной сборки машин, различные стенды, как, например, для обкатки жаток, подборщиков, соломотрясов, мостов коробок перемены передач, стенд для холодной обкатки комбайна.
Как же организован в мастерских поточный ремонт комбайнов? Все поступающие из колхозов и совхозов машины принимает техник В. К. Молчанов. Совместно с представителем хозяйства он составляет приемо-сдаточный акт в трех экземплярах. В нем указываются технические данные комбайна, а также его состояние по основным узлам, определяемые по выработке, которая отображена в паспорте машины. После ремонта снова составляется акт технического состояния, в котором отмечается техническая характеристика всех отремонтированных узлов и агрегатов. Акт дает право на эксплуатацию машины. В настоящее время вводится гарантийный талон.
И так, после составления приемо-сдаточного акта, комбайн поступает в мастерские на месте разборки. С улицы в моечную он затаскивается лебедкой. Всю эту операцию осуществляет один рабочий — Петр Дмитриевич Кочемасов. Промыв и обсушив машину, рабочий передает ее на разборку. Разбирают комбайн по узлам и агрегатам четыре слесаря и сразу же узлы направляют в другую моечную машину марки «МК-1». После мойки двое рабочих разбирают узлы на детали. Детали дефектуются опытным специалистом В. 3. Ермолаевым. Он определяет, в каком ремонте нуждается та или иная деталь. Каждая деталь поступает на отведенный ей участок. На каждый узел составляется дефектная ведомость.
Как говорилось раньше, ремонт всех агрегатов ведется по точно разработанному графику. Он осуществляется высококвалифицированными рабочими. В этом цехе организован ремонт нескольких узлов: подборщиков, наклонных камер и жаток.
На ремонте наклонных камер здесь внедрили некоторые новшества. Например, освоили изготовление днищ наклонных камер, скатных досок и крышек. На ремонте подборщиков научились изготавливать скаты подборщиков — деталь весьма дефицитную. Сейчас их делают с избытком и даже продают другим отделениям «Сельхозтехники», колхозам и совхозам республики. Рабочая Рахима Баширова в совершенстве освоила пресс-станок и за смену успевает выпускать по 100 штук, вместо 75 предусмотренных нормой.
Есть здесь еще одна новинка: стенд для ремонта и обкатки жаток. Сделали его совсем недавно. Стенд позволит лучше определить техническое состояние отремонтированной жатки и на месте устранить возможные неисправности. Авторами его являются главный инженер Ю. А. Ермилов, заведующий мастерскими А. Г. Мартынов и студенты Башкирского сельхозинститута.
Второй цех — основной цех ремонта и сборки. Сюда, в комплектовочный участок, монорельсом свозятся все узлы. Они проходят через руки комплектовщиков техника А. И. Рябова и опытного специалиста М. Кулгунина. Собранные узлы в свою очередь развозятся напольным конвейером по местам сборки.
Параллельно с рабочими местами проходит поточная линия. По ней на специальной тележке движется каркас молотилки от одного рабочего места к другому. По дороге он как бы обрастает готовыми узлами и агрегатами, установкой которых занимается бригада сборщиков из одиннадцати человек. Руководит сборщиками мастер участка В. Р. Фролов.
Первыми устанавливаются ведомые и ведущие мосты в сборе и коробка перемены передач. Мосты ремонтируют квалифицированные рабочие А. Калинин и М. Миндолин. Коробки скоростей проходят через руки старейшего слесаря отделения, работающего здесь более 30 лет, Ивана Сергеевича Татьянкина. Несмотря на преклонный возраст делает он коробки быстро, а главное — с высоким качеством.
Затем комбайн подтягивается к очередному рабочему месту, на котором устанавливаются барабаны и подбарабанья. Их ремонтируют слесари А. Алехин и С. Сергеев. Кстати, о ремонте барабанов. Часто у ступицы отрывается фланец. Раньше их выбрасывали. Сейчас барабаны реставрируются — вытачиваются переходные фланцы.
На ремонте подбарабаньев первенство в соревновании удерживает слесарь А. Алехин. Благодаря смекалки местных умельцев здесь также изготовлено приспособление, на котором вначале правятся планки, а потом шлифуются. Для этого приспособили электрошаровку, которой ремонтируют шины. По отзывам комбайнеров планки работают не хуже новых. Два года назад их выбрасывали, а сейчас везут со всех уголков республики для реставрации.
То же самое можно сказать и о соломотрясе. Раньше клавиши не могли реставрировать и обычно ставили новые. Благодаря применению точечной сварки клавишам возвращается повторная жизнь. Их тоже привозят на реставрацию из других районов Башкирия.
Следующий пост сборки — установка грохота и решетного стана. Ремонтам этих узлов занимается А. С. Лямцев, ветеран производства, ныне пенсионер. Бункер и площадка управления проходит через руки слесаря т. Ишгарина. Учитывая пожелания комбайнеров копнители комбайнов «СК-4» зирганцы переделывают по типу «СК-3». По ним лучше сбрасывается солома. Слесари Н. Нурчков и Р. Кучукаев в совершенстве ремонтируют элеваторы, вентиляторы и кожуха шнеков. Замечено, что у элеватора часто протирается средняя доска. Раньше их отправляли в металлолом. Сейчас они восстанавливаются с помощью той же точечной сварки и слесарского инструмента. Достаточно сказать, что каждая такая доска стоит 25 рублей. Научились здесь сами изготавливать и кожуха вентилятора очистки. На этом участке ремонта применяется сварка в среде углекислого газа, что существенно повышает качество и производительность сварочных работ.
После установки звездочек, шкивов, цепей, ремней и гидрооборудования, комбайн подтягивается к стенду для холодной обкатки. Кстати стенд, сконструированный главным инженером и заведующим мастерскими, весьма эффективен.
После горячей обкатки (специальное устройство с системой вентиляции изготовлено В. Фроловым, И. Рябовым), на комбайн навешивается жатка в сборе с наклонной камерой и подборщиком. Комбайн проходит последнюю стадию ремонта — покраску. Машина, вышедшая из мастерских, по внешнему виду ничем не отличается от новой. Ремонт одной машины продолжается десять дней. Сейчас мастерские выпускают по комбайну в день, к концу 1967 года производительность достигнет 1,5 — 1,7 единицы в день.
Специализация мастерских на ремонте комбайнов вполне себя оправдывает. Раньше комбайн при ремонте разбирался не полностью. Естественно, и гарантия его работы была весьма относительна. Сейчас мастерские устанавливают межремонтный срок службы 400 гектаров, а некоторые машины работают в полтора раза больше. На качество ремонта рекламаций почти не бывает, исключение составляет электрооборудование.
Коллектив мастерских наладил ремонт агрегатов обменного фонда. Это очень важно. Запас агрегатов позволяет во время уборки избежать длительных простоев машин. В наличии всегда имеется 10-15 двигателей, 20 наклонных камер, 10 подборщиков, 20 мостов и КПП.
Себестоимость капитального ремонта одного комбайна по сравнению с 1964 годом значительно снизилась. Специализированный ремонт рентабелен для хозяйства. Выгоден он и для колхозов. Одним словом, у зирганских мастерских большее будущее. Работая в новых условиях, коллектив ремонтников готовится достойно встретить полувековой юбилей Советской власти. К знаменательной дате он вернет к жизни 300 комбайнов.
ПОКАЗАТЕЛИ
1964 | 1966 | |
Объем выпускаемой валовой продукции (в тыс. руб.) | 196 | 352 |
Отремонтировано комбайнов (в шт.) | 143 | 300 |
Годовая выработка на 1 работающего (вруб.) | 3630 | 4149 |
На снимках (сверху вниз):
Ремонтные посты потока. Начинаются они с дефектовки комбайна. Каждая деталь внимательно
осматривается дефектовщиком В. Ермолаевым;
узел ремонта наклонных камер возглавляет опытный слесарь Ю. Еремеев;
а узел ремонта барабанов — А. Алехин;
подборщик-агрегат сложный, но и он — в надежных руках слесаря Г. Г. Исхакова;
стенд холодной обкатки комбайна, сконструированный
Ю. А. Ермиловым и А. Г. Мартыновым позволяет на месте определить
надежность и качество ремонта молотильного устройства машины;
для обмена опытом работы в Зирган приезжают из многих мест.
отремонтированные комбайны на площадке предприятия.
Да уж, были времена! Человек труда был на первом месте, знакомые лица и фамилии. МТС, затем, отделение «Сельхозтехника», опять МТС, сколько было рабочих мест, а теперь всё закрыто.