Из истории Российской подписки

Материалы к обзору

Михаил Филонов

Из истории Российской подписки

 

   До революиии 1917 года русская периодическая пе­чать располагала ограниченным кругом читателей. На тысячу человек прихо­дилась всего 21 газета. В ос­новном журналы и газеты распространялись по под­писке, в розницу же они продавались предприимчи­вым агентам только в трех­стах городах необъятной Российской империи.

   Как известно, первой русской рукописной газетой были “Куранты” (их еще называли “Вестя­ми” или “Вестовыми письма­ми”), которые составлялись в Посольском приказе для ин­формации о зарубежных со­бытиях и выходили они, начи­ная с 1600 года. Кроме иност­ранных газет, материалом для “Курантов” служили донесе­ния русских агентов за грани­цей (преимущественно в Польше). Отправляемые за рубеж русские посланники обязаны были писать в Моск­ву обо всем, что они могли ус­лышать или прочесть. Начиная с 1631 года в Рос­сию стали поступать в ориги­нале зарубежные периодиче­ские издания (первым была гамбургская газета “Ордентлихе Пост-Цайтуг”), а немно­го погодя желающие могли выписывать немецкие, гол­ландские и французские га­зеты (к 1703 году можно было подписаться аж на 44 зару­бежных издания).

   Первая печатная россий­ская газета обязана своим появлением Петру Первому.

   Хотя название и было длин­ным, зато интригующим и вы­зывающим интерес: “Ведомо­сти о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Го­сударстве и в иных окрестных странах”. Выходили “Ведомо­сти” тиражом в одну тысячу эк­земпляров, объемом от двух до семи листов с отдельной нумерацией страниц. Распро­странялись преимущественно среди царского окружения, а отдельные экземпляры рассы­лались в некоторые европей­ские города.

   В конце 1727 года выпуск был прекращен, но вскоре га­зета стала выходить вновь под другим названием: “Санкт-Петербургские ведо­мости”. Первый номер дати­рован 2(15) января 1728 года. На четырех страницах были сообщения из восьми горо­дов Европы и информация о событиях в Санкт-Петербурге (в том числе поздравление русскими и иностранными министрами государя импе­ратора Петра Второго с Но­вым годом, поездка высочай­ших особ к слушанию литур­гии в церкви Исаакия и пожалование чинами и орде­нами семи человек). И, самое главное, в этом же номере было объявлено: “Сии ведо­мости будут въ предь дважды въ неделе, а именно: во втор­ник и въ пятницу, на почтовом дворе и въ новой библиотеке выданы; которые охоту имеютъ оные держать, и за оные половину денег на передъ платить, тем будутъ оные по­рядочно присланы”. Таким образом, в этом году испол­няется 292 года со дня объяв­ления первой подписки на пе­чатные издания!

   К сожалению, неизвестно, сколько читателей откликну­лось на это объявление, но если судить по тому, что дру­гая российская газета “Мос­ковские Ведомости”, которая стала выходить с 1756 года, имела тираж всего около 600 экземпляров в год, число подписчиков на “Санкт-Пе­тербургские ведомости” так­же было невелико. Круг под­писчиков и читателей обеих газет был расширен только благодаря военным событиям 1812 — 1815 годов. В это же время возникла и третья газе­та “Русский инвалид”, специ­ально сообщавшая подробно­сти о военных действиях. Ей сразу сопутствовал успех и большое распространение по всей России благодаря деше­визне и неплохой подаче ма­териала. Как ни странно, но интерес общества к военным событиям всегда приводил к увеличению числа подписчи­ков. Так было в Крымскую войну 1853 — 1856 годов, так было и во время шести рус­ско-турецких войн.

   Доставка периодической печати впервые в России официально была организо­вана в 1838 году Петербург­ской почтой и первой была доставлена газета “Северная пчела”. Однако уже в отчете Почтового департамента за 1836 год имеется сообщение о доставке петербургским подписчикам “Земледельчес­кой газеты” и журнала “Биб­лиотека для чтения”.

   К 1841 году число достав­лявшихся газет и журналов возросло до шестнадцати. А в 1853 году при Петербургском почтамте была создана спе­циальная газетная экспеди­ция.

   С 1 января 1869 года была открыта подписка на перио­дические издания через поч­ту, в пользу которой поступа­ло 20 процентов годовой сто­имости издания. Ко времени создания газетной экспеди­ции Петербург был уже раз­делен на 21 округ, каждый из которых обслуживался тремя-четырьмя письмоносцами. Доставка, осуществлявшаяся раньше трижды в день, была изменена на шестиразовую!

   Расширению круга подпис­чиков и читателей особенно способствовало разрешение печатать частные объявления во всех изданиях (до 60-х го­дов XIX века этим правом пользовались лишь Санкт-Пе­тербургские и Московские “Ведомости”), а также рознич­ная продажа отдельных номе­ров в городах и на станциях железной дороги, принявшая довольно широкий размах. Среди подписчиков, число ко­торых достигло 50 — 60 тысяч, особенно популярной была га­зета “Новое время”, которая выходила с 1868 года двумя изданиями в день! Из ежене­дельных газет наибольший ус­пех имела “Неделя” (ее днем рождения стал 1866 год). На нее подписывалось до 10 ты­сяч человек ежегодно.

   Но еще большего успеха достигли так называемые “вторые” или сокращенные, дешевые издания больших газет, подписка на которые не превышала четырех-пяти рублей в год. Благодаря это­му такие газету, как “Бирже­вые ведомости”, приобрели в 1900 году 125 тысяч подпис­чиков, а “Сын Отечества” (в двух изданиях, большом и ма­лом) расходился в 1899 году тиражом до 40 тысяч экземп­ляров. Но всех “перещеголя­ли” ежедневная газета “Свет” (150 тысяч подписчиков) и “Нива”, представлявшая ско­рее еженедельный журнал, нежели газету, с небывалой для царской России числом подписчиков (свыше 200 ты­сяч).

   Тогда же стала выходить и первая бесплатная (правда, для волостных управлений) газета “Сельский вестник”, тиражом 50 тысяч экземпля­ров.

   Из журналов наибольшей популярностью пользовались “Отечественные записки” и “Современник”. Привлечение к сотрудничеству таких писа­телей, как Герцен, Тургенев, Григорович, Гончаров и дру­гих литераторов, способство­вало успеху и широкому рас­пространению этих журналов. Обратимся к сохранившимся сведениям за 1862 год. На первом месте стоял “Совре­менник”, на который подписа­лось 6658 человек; за ним следуют: “Русский вестник” (6100), “Отечественные запи­ски” (4500), “Время” (4350) и “Библиотека для чтения” (3500 подписчиков).

   После Октябрьской рево­люции, когда издание газет, журналов и книг перешло в руки государства, на повестке дня встал вопрос о новом подходе к продвижению пе­чатных изданий в гущу город­ского и особенно сельского населения. Это было трудным делом, особенно в годы Граж­данской войны. Правительст­во создало контрагентство распространения советской печати при ВЦИК. Но оно об­служивало лишь узловые станции на железных дорогах. Позже в сельской местности были открыты три тысячи поч­товых отделений. Им была поручена продажа прессы. Эти меры несколько улучшили ор­ганизацию распространения печати, но не внесли в нее ко­ренной перестройки.

   21 ноября 1918 года был подписан декрет Совета на­родных комиссаров о новой системе распространения пе­риодической печати. Почто­вым учреждениям было предложено открыть розничную продажу газет, журналов, брошюр и книг, поручалось организовать экспедиции пе­риодической печати, которые бы приняли на себя функции по приему и рассылке всех изданий непосредственно подписчикам.

  К 1 декабря 1918 года роз­ничную торговлю газетами и журналами уже вели 5 тысяч, а подписку принимали 1500 учреждений связи. Для руко­водства ими при Народном комиссариате почт и телегра­фов (Наркомпочтель) был со­здан специальный отдел пе­чати.

  В годы Гражданской войны резко снизилось производст­во бумаги. Пришлось сокра­тить выпуск газет, журналов и перейти к строгому их рас­пределению. В мае 1918 года была создана Центральная учетно-распределительная комиссия. Газеты и журналы стали распространять бес­платно. Широко практикова­лась их расклейка в помеще­ниях и на улицах. В этих усло­виях почтовые учреждения занимались только пересыл­кой и доставкой. Снабжение же периодикой армии, учреж­дений, городского и сельского населения возлагалось на созданное центральное агентство по снабжению и распространению печати — “Централпечать”.

  Плата за газеты и журналы вновь введена лишь в годы НЭПа. В связи с этим было со­здано государственное хозра­счетное учреждение — Цент­ральная экспедиция печати (ЦЭП). Она восстановила до­военные тиражи и тем самым выполнила свое назначение.

  С 1923 года распростране­ние газет и журналов времен­но взяли на себя издательства “Правда”, “Известия”, “Рабо­чая газета” и некоторые дру­гие, создав экспедиционные аппараты в центре, организо­вали более сорока отделений в крупных городах. Однако та­кая практика не дала ожидае­мых результатов. Подпиской и распространением печати вновь стали заниматься отде­ления связи, в руках которых к 1928 году и была сосредото­чена вся эта работа.

  16 августа 1930 года по­явилось постановление, в ко­тором указывалось, что «Нар­компочтель» является моно­польной организацией, распространяющей периоди­ческие издания по подписке и в розницу. Этим постановле­нием «Наркомпочтелю» переда­валось и акционерное обще­ство “Союзпечать”, ведавшее розничной продажей.

  Через два года было со­здано Центральное управле­ние распространения печати со своим аппаратом на мес­тах. В 1937 году в ведение “Союзпечати” перешло экспе­дирование газет и журналов. Таким образом, вся работа по распространению и экспеди­рованию печати была сосре­доточена в одном органе. В настоящее время эту функцию выполняет целый ряд агентств и предприятий, в том числе такие крупные, как «Роспечать», Моспочтамт, АРЗИ и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *