По медвежьим тропам

Буляков, Д. По медвежьим тропам : записки туриста / Д. Буляков. –

Текст : непосредственный

// За урожай. – 1961. – 14 июля. – С. 4.

Светает. Какое красивое утро! Кругом птички поют. Где-то недалеко от наших палаток кукует кукушка. Я вылез из палатки, и жар­кие лучи солнца обняли меня. Подул мягкий вете­рок, зашумели белые бере­зы, на душе стало легко и хорошо. Хотелось петь, но… но пока нельзя: мои товарищи спят. Я разжег костер.

Скоро встали дежурные и приготовили очень вкус­ный завтрак. Этот день был замечательным. Много ин­тересного видели туристы в пути. Вот мы едем на своей полуторке по Макаровскому району.

В деревне Кулгунино мы увидели памятник и над ним такую надпись: «Здесь в первой половине августа 1917 года проходила Южно- Уральская партизанская ар­мия под командованием В. К. Блюхера». Вот ведь какое историческое место! Наш поход только начина­ется, а мы уже успели уви­деть много интересного.

Постепенно ровные поля сменяются высокими горами, оврагами. Начали появлять­ся сосны, ели, пихты. К ве­черу мы приехали в Верх­ний Авзян. Вот отсюда и начинается у нас пеший поход. Сначала мы позна­комились с Авзяном. Здесь дома имеют некоторые ха­рактерные особенности. Например, строения все вы­сокие, большие, из сосно­вых бревен. Крыши покры­ты сосновыми досками. Ули­цы узкие. Некоторые дома даже стоят на скалах. Хотя кругом голые скалы, но они тоже имеют свою кра­соту. Представьте себе: вот, например, стоит высокая голая скала, а на скале – большой белый дом, окру­женный высокими стройны­ми соснами. Под скалой находится большое озеро си­него цвета. Крыльями о ска­лу касаясь, летят чайки. «Какое красивое место!» -скажете вы. Да, это очень красивое, живописное место. Вот эта скала и находится в центре Верхнего Авзяна. Под скалой – озеро Боль­шой Авзян, а на скале Дво­рец культуры имени В. И. Ленина.

Через день мы уже шли по Южно-Уральскому хреб­ту на гору Большой Шатак. Наша цель -достичь са­мую вершину Шатака, вы­сота которой 1275 метров. Идти было очень трудно, несколько раз сбивались с пути и шли по тропам по компасу. Наш руководи­тель, Петр Порфирьевич Коновалов, был опыт­ным путешественником, и, хотя шли через дремучий лес по медвежьим и оле­ньим тропам, мы держали правильное направление. Могучие сосны прегражда­ли нам путь, но туристы – отважный народ. Они не должны отступать перед трудностями.

Вечером поставили палат­ки около небольшого ключа и остались отдыхать. Здесь холоднее, чем внизу. Дышать тоже трудно­вато, но мы скоро привыкли. А утром уже были на самой высокой точке Ша­так. Вокруг горы сине-зеленого цвета, над горами плывут белые облака. От­сюда видны город Бело­рецк и река Белая. На самой вершине растений нет, а ниже растет мох. Еще ни­же -карликовые березы, а еще ниже – одни цветы! Такие красивые: голу­бые, красные, желтые… Тебе кажется, что ты стоишь на бархатном ковре в сказочном мире. Девочки успели уже нарвать целые букеты, собрали коллекции, сфотографировались.

Наш поход продолжался. Вот уже идет шестой день.

Мы успели побывать на истоке Нугуша. Из-под камней вытекает ключ, который можно перешагнуть. Вот это и начало Нугуша.

Шестой день! А мы уже успели на машине проехать 200 километров и пешком прошли 135 километров. Эти километры пройдены нелегко. Мы шли через горы и через реки.

Несмотря на усталость, на душе всегда было тепло и радостно. Смотришь на скалы, на которых стоят высокие, стройные сосны, и забываешь о своей усталости. Какие гордые скалы! Но… но мы уже скоро будем на вершинах этих скал.

– Эй, гордая скала, сдавайся!.. Сегодня дошли до Белой и сразу же начали сооружать плот. Дело быстро кончили, хотя работали под дождем. На горах, оказывается, бывает ужас­но сильная гроза, мы еще нигде не видели такую.

Когда плыли по Белой, я видел множество скал, которые стояли стеной вдоль реки. На одном месте да­же встретил и башню-скалу диаметром 4 метра и высотой примерно 30 метров. Четыре дня плыли до Шульгяна, где расположена Капова пещера длиной восемнадцать с лишним ки­лометров. Утром посетили эту пещеру. Вход в пещеру большой, прямо около входа из-под скалы выте­кает легендарная река Шульгян. Вода очень холодная, сине-зеленоватого цвета.

У входа еще есть круглое озеро, небольшое, а в озере плавают рыбки. Как они сюда попали, трудно представить. Сама пещера просторная. Встречаются сталагмиты и сталактиты. Кругом капает вода. Кап… Кап… Кап… Вот из этого и произо­шло название пещеры Капо­ва.

Эта Пещера многоэтажная. На втором этаже расположен Бриллиантовый грот. В этом Бриллианто­вом гроту есть озеро, вода в котором кипит как в котле. Когда-то здесь была лодка, сделанная какими-то людьми, и люди переходили через озеро. Говорят, что глубина этого озера свыше 30 метров.

Мы встретили рисунки мамонтов, львов и собак.  Экскурсовод объяснял важность этих рисунков так: «В древности здесь жили какие-то племена, и у них был свой обычай. Парни, достигшие 20 лет, -проходили «комиссию». Если они попали стрелой в голову мамонта или льва, то могли жить самостоятельно и добывать себе пищу».

Здесь мы нашли интерес­ные камни, большие каменные плиты. В прошлом году в этой пещере вела археологические работы группа ленинградских ар­хеологов. В этом году будут про­водить археологические раскопки, изучать жизнь первобытных людей московские археологи. Сейчас неудобно то, что нет света. Но на будущий год прове­дут свет и будут асфальти­ровать вход в пещеру.

Мы были бы долго в пе­щере, но электрические фонарики горели уже пло­хо. Мы довольные вышли из пещеры. Умылись в Шульгяне и приготовились продолжать путь. Через два дня, кончится наш поход. Последняя точка в маршруте – поселок Нугуш-Воскресенское.

Вдруг слышим:

– По местам!

Туристы прыгнули на пло­ты и заняли свои места.

Кто-то крикнул:

– Женя, запевай!

– Кузнецов, запевай на прощанье!

Да, песня – самый луч­ший друг туриста.

Д. Буляков,

турист Воскресенской средней школы.