Августовское совещание учителей. 1961 год

Августовское совещание учителей. – Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1961. – 1 сентября. – С. 2.

 

   24-25 августа состоялось районное совещание учителей, на котором были обсуждены вопросы:

  1. О проекте Программы КПСС.
  2. О ходе перестройки системы народного образования в районе.

   С докладом по первому вопросу выступил первый секретарь райкома КПСС тов. Деев Г. А.

   С докладом «0 ходе пе­рестройки системы народно­го образования в районе» выступил заместитель председателя исполкома райсо­вета В. С. Танатаров.

   Августовское совещание, сказал докладчик, проводит в обстановке небывалого трудового подъема, вызванного подготовкой к предстоящему XXII съезду КПСС. Помыслы и желания всех честных тружеников нашей великой Родины направле­ны к тому, чтобы достойно встретить это знаменатель­нейшее событие нашего времени.

   Для учителей, для всех работников народного образования встретить съезд но­выми победами – это значит, прежде всего, достичь су­щественных результатов в выполнении закона о школе.

 

Осуществление всеобщего обучения

 

   В истекшем учебном году педагогический коллектив района добился заметных успехов в ликвидации от­сева учащихся из школ. В Шевченском, Александровском, Татьяновском и других сельсоветах все дети школьного возраста охваче­ны обучением и в течение всего года сохранили кон­тингент учеников.

   Больше стали вовлекать учащихся в 8-е классы. Так, в 1961 году в восьмые классы зачислено 70 про­центов окончивших семи­летние школы. Однако из 10052 учеников по различ­ным причинам выбыли и не окончили семь классов 107 учащихся. Много выбыло учащихся из Васильевской, Верхоторской, Северной, Скворчихинской, Хлебодаровской и других семилетних школ. Здесь не прово­дилось борьбы за судьбу каждого ученика, не велось кропотливой и повседневной работы всего коллектива.

   В некоторых семьях ро­дители не могут содержать детей на квартирах, организовать им правильное питание. С этой целью госу­дарством предусматриваются школьные интернаты, фонды всеобуча и выделе­ние специальных средств на бесплатное питание учащихся.

   У нас есть полная возможность организовать бесплатное питание во всех интернатах как за счёт бюджета, так и за счет средств колхозов и совхо­зов. Между тем эти воз­можности используются еще не всеми руководите­лями школ. В интернате Скворчихинской школы об­щественное питание не было организовано лишь по­тому, что директору шкоды т. Воинову не хотелось об­ременять себя дополнитель­ными заботами.

   Нужно помнить, что, организуя общественное питание, мы воспитываем чувство коллективизма, воспитываем человека, которому чужды частнособственнические интересы, соз­даем равные условия де­тям, независимо от материального положения семьи.

 

Реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьми – и одиннадцати­летние школы

 

   Осуществление восьмилетнего всеобуча связано с реорганизацией семилетних школ в восьмилетние. Эта работа у нас проводится очень медленно. В 1960 году реорганизовали в вось­милетние – 4 школы, в 1961- 6 школ, а в 1962 году долж­ны открыть 7 восьмилетних школ.

   Но реорганизовать семилетнюю школу это не значит сменить вывеску, а нужно создать такую базу, которая обеспечила бы выпол­нение задач, указанных в законе о школе.

   На 1961 год мы брали неплохие обязательства: закончить строительство 5 стандартных школьных зданий, пристроить классные комнаты при 4 школах, построить 2 интерната, учебную мастерскую, актовый и два спортивных зала. Эти обязательства мы не выполнили.

   Главная роль в осуществлении инициативного строительства принадлежит директору школы. Коллектив школы № 1 (директор В. И. Кузнецов) взял обязательство построить теплицу и актовый зал. На выполнение этого обязательства было мобилизовано все: создана строительная бригада из учащихся, привлечены учителя и технический персонал, организованы воскресники. Строительство идет успешно и в сентябре, будет закончено.

  Такое же обязательство брала школа № 2 (директор А. И. Синицын). Разговоров и жалоб было много, однако к строительству здесь даже не приступали.

 

Постановка учебно-воспитательной работы в школах

 

  Школы района в прошлом учебном году, имели заметные успехи в преподавании школьных дисциплин. Сократилось количество, второгодников, знания учащихся стали белее прочными. Шевченская, Привольновская, школа № 2 г. Мелеу­за и ряд других не имеют второгодников, или близки к этому.

   В среднем по району ус­певаемость достигла 91,2 процента. Заслуженные учи­теля школ РСФСР Алаторцев А. И., Десяткова А. А., заслуженная учительница БАССР Величко В. В., учи­теля Ежова, Данилкина, Суркина, Карева, Соломко, Огородникова, Демина, Кризский, активизируя ме­тоды обучения, имеют за­мечательные успехи. Таких учителей у нас подавляю­щее большинство. Но у нас есть и серьез­ные недостатки в работе. На второй год в районе оставлены 777 учащихся. Больше всего их в V—VII классах. Особенно много неуспе­вающих пятиклассников в Нордовской, Дмитриевской, Партизанской школах. При­чиной низкой успеваемости в пятых и последующих классах является слабая под­готовка учащихся в начальных классах.

   Задача новой школы состоит в том, чтобы получаемые учениками знания ста­ли научной основой их тру­довой деятельности.

   Итоги двух лет пере­стройки говорят о том, что преподавание ручного тру­да и работа в учебных мастерских и на пришкольных участках прочно вошли в жизнь школы.

   Однако отдельные школы до сих пор не имеют мастерских, и на уроках тру­да ученики не получают трудовых навыков (Трясинская, Васильевская, Юлдашевская школы).

   Все школы призваны при­вивать навыки сельскохозяй­ственного труда. В этих школах для каждого класса от­водится специальное время для работы на учебно-опыт­ных участках, на колхозных, совхозных полях и фермах. Прививать любовь к сельскому хозяйству надо умело, постепенно. Между тем, наши биологи, за некоторый исключением, этим не зани­маются. В школах №№ 2, 4, Трясинской, Юлдашевской ничего показательного на участках не увидишь.

   Закон о школе преду­сматривает коренное улуч­шение всей политико-воспи­тательной работы с учащи­мися. За последнее время в школах заметно активизи­ровалась эта работа. Но на­ряду с этим отдельные пед­коллективы к воспита­тельной работе относятся формально. Увлекаясь чис­лом проведенных сборов, вечеров, занятий кружков, учителя из поля зрения вы­пускают недисциплиниро­ванных учеников, и они предоставлены сами себе.

   Школа должна спланиро­вать работу так, чтобы в выходные или каникуляр­ные дни с учащимися проводилась разнообразная ра­бота.

 

Вечернее и Заочное обучение

 

   В районе работают 2 школы рабочей молодежи и 2 школы сельской молодежи, школа взрослых слепых и консультпункт, реорганизованный с 1 сентября в заочное отделение школы рабочей молодежи № 1.

   Наша задача – вовлечь в эти школы молодежь, не имеющую восьмилетнего образования и помочь ей, получить необходимое образование.

 

О работе детских домов и детских садов

 

  В районе имеется 2 детских дома, вспомогательная школа и 8 детских садов.

  Значительных успехов добился в постановке учебно-воспитательной работы в свете новых задач коллектив Верхоторского детского дома (директор Потяева Е. М.) Хорошие результаты имеет коллектив детского сада № 1; (заведующая Шлякова А. А.). Между тем в Мелеузовском детдоме и в Воскресенской, вспомогательной школе работа с воспитанниками находится в запущенном состоянии.

   Новому педагогическому составу детдома следует коренным образом улучшить постановку учебно-воспитательной работы и вывести детский дом в число передовых в республике.

 

Учитель – решающая сила в перестройке школы

 

   Многое в перестройке системы народного образования зависит от учителей, от их педагогического мастерства.

   Подавляющее большинство учителей имеет соответствующее образование. Однако есть и такие, которые не желают повышать, свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию.

   Руководители школ, проф­союзные организации, отдел народного образования не­достаточно проводят воспитательную работу среди учителей, не принимают своевременно мер предупре­дительного характера.

   – Зирганская средняя школа, – говорит директор И. М. Ващук, – охватывает десять населенных пунктов. В прошлом году в ней обу­чалось без малого тысяча человек.

   В этом году число уча­щихся значительно увеличивается. При школе имеется интернат. Однако в жизни школы встречается еще немало трудностей. Нам надо построить новое здание ин­терната на 60 мест.  

   Пришло время подумать и о строительстве новой стандартной школы. Ее строительство было бы хорошо начать в 1961 году. Требуется также жилье для преподавательского состава.

   – Предмет черчения имеет практическое значение в жизни человека, – сказал учитель черчения В. Н. Абрамов. – Однако в некоторых школах, как Шевченской, Партизанской и некоторых других, этому пред­мету недостаточно уделяет­ся внимания. Некоторые учителя, ведущие черчение, не повышают своих знаний и слабо преподают учащимся этот предмет. Не случайно учащиеся этих школ не удовлетворительно оформляют чертежи, не разбираются в них, плохо их составляют.

   Заслуженный учитель РСФСР А. И. Алаторцев остановившись на связи хи­мии с практическими занятиями на сахарном заводе, где учащиеся одиннадцатилетней школы № 1 проходят производственное обучение, предложил превратить кабинет химии при шкоде в химкабинет районного значения.

   О том, как работают ученические бригады Нордовской школы, рассказала А. М. Крыгина:

   – За ученическими бригадами было закреплено 2 гектара свеклы и 20 гектаров кукурузы. На обоих участках получен высокий урожай. В этом году освоен также пришкольный участок площадью в один гектар.

   Заканчивая свое выступление, т. Крыгина просила рассмотреть вопрос о строи­тельстве в селе Нордовке новой школы.

   Учитель Кутушевской на­чальной школы А. С. Ибатуллин и завуч Юлдашевской школы т. Богданова говорили о нехватке учебников. – Особенно, – отметили они, – плохо обстоит дело с учебниками на башкирском языке. В прошлом году по вине райпотребсоюза долгое время не было учебников лишь потому, что руководители торгующих организаций не дали заявки. – Коллектив учащихся восьмилетней школы № 3 в минувшем учебном году добился неплохой успеваемости учащихся, – сказала на конференции директор этой школы П. И. Огородникова. – Однако у нас, – продолжает она, – есть свои нужды. Назрел вопрос о строительстве в городе Мелеузе школы-интерната. Торгующие организации плохо снабжают школьные буфеты продуктами питания. В широком ассортименте имеются только пряники да конфеты.

   Правление колхоза имени М. Гафури не помогает в организации горячих обедов для детей колхозников, обучающихся в Мелеузе и проживающих в интернате.        

   Директор Воскресенской средней школы – говорил о необходимости электрификации колхозных деревень Забельской зоны, секретарь райком ВЛКСМ М. М. Певзнер рассказала о том, как пионер­ские организации района готовятся к завершению пионерской двухлетки. Директор одиннадцатилетней школы № 1 В. И. Кузнецов поделился опытом работы производственного обучения.

***

   Участники совещания единодушно одобрили проект Программы Коммунистической партии Советского Союза.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.