Едали деды в старину. Праздник русской кухни

Праздник русской кухни

 

Не могу сказать когда и где скачала этот праздник. Знала только,

что переработав его можно провести со взрослыми “День Специалиста”. 

 

   Зал “чайной” празднично украшен. При­глашены гости – дедушки и бабушки. Выставлены вышитые полотенца, наволочки, скатерти, занавески – это бабушкино. Маленькая соха, серп, старин­ные музыкальные инструменты, грабли, коса – это дедушкино. Наши гости – пенсионеры, бывшие труженики колхоза.

 

   У каждого класса – свое задание. Ста­ринные рецепты блюд и кушаний загодя записаны на “раскладушках” и листочках, есть праздничные меню.

 

   Ученики и учителя, родители и гости – все пришли посмотреть и послушать о том, как в старину едали деды.

 

Играет старинная музыка, которая по­степенно стихает.

 

   На фоне затихающей музыки звучит магнитофонная запись: “Дорогие гости, речь сегодня пойдет о русской старине, о том, как жили-не ту­жили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Неужели в наши дни никто не хочет иметь стол, простой и разнообразный, здоровый и полезный?

   Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу до­машнего очага. Но не ушло ли все старое – доброе, что велось веками? Скажем, в иной деревушке и сегодня можно отведать кис­лых щей, сваренных в русской печке; на масленицу угоститься блинами; отведать у монахов в Печорском монастыре рус­ского кваса, пуховую гречневую кашу и капусту с луком в Великий пост. Да, из того, что и сегодня растет, бегает и пор­хает, наши прадеды умели готовить нечто необыкновенное.

   Казалось бы, чем было удивить А. С. Пушкина, знакомого с кух­ней Петербурга. Ан, нет! Отведав однаж­ды деревенского пирога с яблоками у своих соседей в Тригорском, Пушкин стал под­писываться в письмах к ним: “Ваш яб­лочный пирог”. Хозяйка Тригорского Прасковья Александровна и ее милые дочери соблюдали обычаи старины: пек­ли блины на масленицу и куличи к Пас­хе; тушеный гусь опять же с яблоками – на Рождество подавался. А Пушкин, по свидетельству современников, в еде особо привередлив не был. Изысканным яствам, плодам заморских стран предпочитал еду простую, деревенскую -“тригорскую”. Любил наш русский поэт ботвинью, кис­лые щи, бифштекс с жареным картофе­лем…

   Много можно говорить о старинной кухне. В “Книге русской опытной хозяй­ки”, изданной полтора века назад, сказано: “Не порицая ни немецкой, ни фран­цузской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы при­выкли, что извлечено опытом, передано от отцовых детей. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Вкусное, аппетитное ук­репляет человека не только как хлеб на­сущный, но и как лекарство, как лучшее средство укрепления здоровья. В каждом доме должна быть кулинария Отечества, кулинария родного края, кулинария сво­его рода и своей семьи”.

   После прослушивания магнитофонной записи входят хозяин и хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль.

Хозяйка:

Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать – так на пороге встречать.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

 

Хозяин:

   (подходит к нарисованной русской печке). Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячеле­тий? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, вы­пекается хлеб, варится пиво и квас, сушат­ся продукты и одежда, в ней даже мылись!

 

Хозяйка:

   Русская печь – это и по­суда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую по­верхность. Кроме того, посуду такой фор­мы удобнее доставать рогачом или ухва­том. Приготовленные в русской печи ку­шанья отличаются особым вкусом и аро­матом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарили тушками. Окорока запекали целиком. Но с XVIII века русская печь постепенно начала уступать место огне­вой плите, а горшок – наплитной посуде. Тем не менее во многих местах, как всем известно, она сохранилась до наших дней.

 

Хозяин:

   А какие угощения дарит на печь! Каша, щи, пироги самые румяны. Вот собрались сегодня у нашей печки стар и млад блинов и пирогов покушать, старинные песни послушать, умение свс показать.

(Звучит старинная песня. Выходит девушка в русском костюме.)

 

Девушка:

   В старину говорили так “Печь нам что мать родная. На печи зимой красное лето”. И сейчас без печи словно чего-то не хватает.

Выходит также юноша в русском костюме.

 

Юноша:

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

“Печь нам мать родная всем,

На печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем”.

 

(Юноша и девушка низко кланяются печке, потом гостям и уходят).

 

Ведущая:

   А еще так говорили: “Bсе что в печи – все на стол мечи”. Но ведь хлеб тоже выпекали в русской печи. И еще говорили такие слова: “Хлеб всей жизни голова”.

Ставится он первым на селе,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят его степи.

Он лежит сейчас парной,

Ситный, белый и ржаной.

Выбирай, тебе – какой?

Бабушка показывает всем испеченный в русской печке каравай, рассказывает, как его раньше выпекали.

(Дети вручают ей небольшой сувенир, благодарят за рассказ).

 

Ведущая:

    Ребята, готовясь к празднику, тоже изучали старинные рецепты и некоторые для наглядности поместили стенной газете.

Просим гостей обратить внимание на рецепты старинных блюд.

V класс – рекламирует старинные на­питки;

VI класс – хлеб, супы, соусы, заправки

VII класс – пряники, коврижки, вы­печку;

VIII класс – салаты, бабушкины секреты

IX класс – блины, пельмени, фрукты, овощи, ягоды;

X – XI классы – каши, курники, расстегай, блюда из рыбы, мяса;

I – IV классы – рецепты чая.

 

   Можно долго говорить о старинных блюдах. Их очень много. Некоторые в готовом виде мы представили на ярмарку, и вы можете их продегустировать. А здесь мы остановимся лишь на некоторых (ребята – 5 человек – рассказывают о наи­более понравившихся рецептах далекой старины по выбору).

 

Ведущая:

Раньше никакие праздники не обходились без пирогов, без гармони.

Гармонист, бери гармошку,

Для игры, не понарошку!

 

(Девушка обращается к гостю праздни­ка с просьбой сыграть на гармошке).

 

Девушка:

Гармонь, гармонь,

Гуляют песни звонко, –

За каждый покачнувшийся плетень.

Гармонь, гармонь, родимая сторонка,

Поэзия российских деревень!

 

Дедушка рассказывает ребятам о ста­рине. Показывает гусли, титры, гармонь. Затем хор девушек – учениц одного из старших классов под его аккомпанемент поет две песни (слова предварительно роз­даны).

 

  1. – Куманечек, побывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня,

Побывай-бывай-бывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня!

 

– Я бы рад побывать у тебя,

Побывать-бывать-бывать у тебя, –

У тебя, кума, ведь улица грязна,

Что грязна-грязна-грязна-таки, грязна!

 

– Куманечек, тому горю помогу,

Помогу-могу-могу, помогу –

Чрез дорогу я мосточек намощу,

Намошу-мошу-мощу, намощу!

 

– Куманечек, побывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня,

Побывай-бывай-бывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня!

 

– Я бы рад побывать у тебя,

Побывать-бывагь-бывать у тебя, –

У тебя ль, кума, ворота скрипучи,

Скрипучи-пучи-пучи, скрипучи!

 

– Куманечек, тому горю помогу,

Помогу-могу-могу, помогу –

Под ворота кусок сала положу,

Положу-ложу-ложу, положу!

 

– Куманечек, побывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня,

Побывай-бывай-бывай у меня,

Душа-радость, побывай у меня!

 

– Я бы рад побывать у тебя,

Побывать-бывать-бывать у тебя, –

У тебя, кума, собачка лиха,

Что лиха-лиха-лиха-таки, лиха!

 

– Куманечек, тому горю помогу,

Помогу-могу-могу, помогу –

Я собачку на цепочку привяжу,

Привяжу-вяжу-вяжу, привяжу!

 

  1. Ах вы, сени мои, сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Уж знать, что мне по сеничкам не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку не важивати!

Выходила молода за новые ворота,

За новые дубовые, за решетчатые;

Выпускала сокола из правого рукава:

Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко, и далеко, на родиму сторону!

 

(После этого дети угощают гостей пи­рогами с малиной, а ученики I класса исполняют танец-хоровод “По малину в сад пойдем”. Затем звучит какая-нибудь старинная музыка, и все гости проходят в “трактир”, куда их приглашают ученики III класса).

 

   В “трактире” стоят сдвинутые вместе столики, они накрыты скатертями. На столах – самовары, чай, сбитень, выпеч­ка, варенье, конфеты. На классной доске красивые плакаты, на которых изображе­ны кренделя и самовары. У входа стоит ученица III класса – хозяйка “трактира”. Она приглашает гостей войти:

Вот орешки!

Хорошие орешки,

Вкусные, на меду,

Давай в шапку накладу!

Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Гривенник за пару!

 

(Гости тем временем садятся за столи­ки. Ученики III класса поют частушки):

 

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки! 2 раза

 

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.     2 раза

 

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице! 2 раза

 

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай,

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай! 2 раза

 

Хозяйка “трактира”:

Мы гостей встречаем…

Все:

Чаем, чаем, чаем!

 

Хозяйка:

Первым делом угощаем…

 

Все:

Чаем, чаем, чаем!

 

Хозяйка:

Приглашаем к самоварам…

 

Все:

С чаем, с чаем, с чаем.

 

Хозяйка:

И в накладку, и в прикуску…

 

Все:

Чай, чай, чай.

 

Хозяйка:

Пейте чай, друзья, по-рус­ски.

 

Все:

Чай, чай, чай.

Входят три ученика в русской одежде.

 

Первый, ученик:

   В 1638 году со­стоялось первое чаепитие в России. Ко­гда испробовали этот напиток, то оказалось: “питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно”.

 

Второй ученик:

   В 1679 году поя­вились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело.

 

Третий ученик:

   По русской тради­ции чай – лучшее завершение празднич­ного обеда. К нему подают лимон, варе­нье, мед, печенье, бублики, пряники. (Гос­ти угощаются чаем. Дети же поют час­тушки и пританцовывают на мотив “Яб­лочко”.)

 

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока. 2 раза

 

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.    2 раза

 

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой…

Озаряет наши лица

Он своею добротой. 2 раза

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку. 2 раза

 

(Под музыку “Пряники русские” все гости и учащиеся выходят из “трактира” в коридор, который представляет импрови­зированную ярмарку).

 

Ведущая:

Внимание! Внимание: Народное гуляние. Торопись, честной народ, Всех вас ярмарка зовет!

 

   На столах, поставленных вдоль всего коридора, разложены поделки и выпечка. Видны крупные связки с луком, кочаны капусты, перцы, мед, яблоки, цветы, шар­лотки, пироги, ватрушки и т.д. Здесь же подают некоторые старинные блюда, ко­торые гости дегустируют. Это фарширо­ванная репа, салат из редьки, винегрет (крошево), грибы соленые, свиное сало, тюря, ботвинья, тыквенник, сбитень и др. Потом появились такие блюда, как пампушки с медом, кисель овсяный, квас, варенец, моченые яблоки…

 

   Напротив ярмарки идут персональные выставки наших гостей – дедушки и бабушки. Все вместе представляет кра­сивое зрелище.

 

(Торговцы (ученики) зазывают покупа­телей):

Ай да сбитень-сбитенек!

Кушай, девки, паренек!

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте!

 

Сбитень сладкий на меду,

На-ка, меду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить!

 

Ай да птичка!

Сама летит,

Сама свищет,

Сама и покупателя ищет!

 

Сама клюет,

Сама питается,

Сама и с деточками забавляется!

Ай да мяч! Прыгает, скачет!

 

Упадет – не плачет!

Есть ниточки!

Есть катушечки!

Подходите покупать,

 

Девки-душечки!

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада!

 

Кому чего надо?!

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

 

У дедушки Марка

Товару барка:

Мыла пахучие!

Ситца нелинючие!

 

У дядюшки Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары растабары!

Расторгуем все товары!

 

На ярмарке открылся “балаган”.

Танец “Русский лирический” и частушка “Семеновна” (мальчик и девочка пританцовывают).

 

Девочка:

Я Семеновну да начинаю петь,

Чтоб публике да веселей сидеть

 

Мальчик:

Эх, Семеновна, моя ты крошечка,

Да я пришел к тебе под окошечко

 

Девочка:

Эх, Семен, Семен! Ты, как лук зелен,

А я, Семеновна, трава зеленая!

 

Мальчик:

Ой, Семеновна, юбка в полосу

Кончай песни петь – нету голосу!

 

Потом, уже во всю ширь, с ошелом­ляющим размахом разворачивается ярмар­ка. (Ее ведут мальчик и четыре девочки.)

 

Мальчик:

Эй, народ, честной да удачливый

На нашу ярмарку поворачивай,

Все ряды с утра позахвачены.

Уйма всякого добра, всякой всячины!

Иди в ряды торговые,

Товары выбирай,

Придешь домой с обновою –

Носи и вспоминай.

Найдутся здесь по вкусу

Подарочки любому:

И мальчику безусому,

И дедушке седому.

Что душа твоя желает –

Все на ярмарке найдет,

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!

Неразменные рубли – разме­няйте.

Не скупись, честной народ, за ценою,

Продается с цепью кот золотою!

Самовар шумит, подходить велит,

Бублики-баранки, как на самобранке.

А вот конфетки –

Налетайте, не ленись,

Взрослые и детки.

Сладкие и мятные пряники

печатные – К чаю ароматному угощенье знатное!

 

Девочка:

Угошаем капустой!

С яблоком и с хрустом – свежим соленьем,

Сладким вареньем, сливой моченой,

Репой печеной!

 

Вторая:

Блины! Блины! Только что испечены,

 

Девочка:

С пылу, жару, отведайте пару!

 

(Исполняется песня “Блины”.)

 

Мальчик:

Приглашаем в рыбный ряд!

Всякий будет очень рад.

Окуни, лещи – ребята –

Ну совсем как поросята!

Рыбки хочешь для ухи –

Со всех ног сюда беги!

 

Третья девочка:

Покупайте пирожки с дымом, с паром!

Кушайте, подкрепляйтесь, в тоску не ударяйтесь!

А вот сбитень!

Не теплый, не горящий,

В аккурат подходящий.

С него голова не болит,

Уму-разуму не вредит.

Пил его Назар

С утра хвалил на весь базар!

 

Четвертая девочка:

А вот вам квас!

В самый раз!

Баварский, со льдом!

Денег даром не берем!

Пробки рвет, в нос шибает, аж рот икает!

Этот квас затирался, когда

белый свет начинался…

 

Но вот кончается веселая ярмарка-рас­продажа.

 

(Девушка и юноша в русских костюмах говорят):

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим мы. “До свиданья! До счастливых новых встреч”.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *