Буквы из нашей книжки

Валентина Клочкова

 

Ко дню славянской письменности и культуры

Ведущий:

Здравствуйте ребята!

Мы знаем с вами немало праздников. Но среди них есть один особенный, он посвящен славянской письменности и культуре. Отмечая этот праздник, мы вспоминаем создателей славянской азбуки – кириллицы.

Кирилл и Мефодий – уроженцы греческого города Фессалоники. Они жили в IX веке, были просветите­лями, проповедовали христианство сре­ди славян. Они-то и создали славянскую азбуку на основе греческой.

Хотя с тех пор написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. И сегодня редко можно встретить человека, который ни разу не держал в руках книгу, поэтому на сегодняшнем празднике главной и уважаемой гостьей будет книга. Давайте приготовимся как следует встретить ее, ведь я знаю, что многие из вас боль­шие книголюбы.

Но что это? Что за шум?            

(На сцену вбегают буквы.)

Ведущий:

 Что это такое? Буквы должны быть в книге! Сейчас она сама явится к нам на праздник. А вы создаете шум и беспорядок.

Буквы:

 Так мы тоже на праздник при­шли. Ведь если бы не было нас, не было бы и никаких книг.

Ведущий:

 Ну это всем и так понятно. Книги бы не было не только без вас, но и без людей, которые трудятся над ее созданием. Спросите сами у ребят: кто необходим для того, чтобы книга появи­лась на свет?

Буквы:

Ребята, вы знаете?

Ребята:

Конечно, знаем. У книги дол­жен быть автор – один или несколько. Они сочиняют для нас художественные произведения и научные.

Буквы:

А каких авторов вы можете нам назвать?

(Ребята перечисляют знаменитые фамилии.)

Ведущий:

Ну молодцы, ребята. Вот и буквы поняли, что не зря их придумали Кирилл и Мефодий. А еще кто работает над созданием книги, и особен­но книги детской?

Ребята:

Художники. Нам очень нра­вятся книги с картинками.

Буквы:

 Замечательно. А художников вы знаете также много, как и писателей? Назовите нам, пожалуйста, кого из художников вы знаете?    

(Дети называют. Если будет заминка, то на сцене может оказаться художник и рассказать немножко о своей ра­боте, а также назвать имена известных детских художников, например Елисеева, Чарушина и др.)

Ведущий:

 Хорошо, ребята. Вы назвали людей так называемых творческих профессий, но ведь над созданием книги работают люди и других профессий, например наборщики. Вы знаете, кто такие наборщики?

(В идеале – даже если ребята не знают, что это за профессия, хорошо бы подтолк­нуть их к ответу, предложив поразмышлять над самим словом. Что они могут набирать? Как это может выглядеть? Если дети уж очень затрудняются с ответом, на этот вопрос также могут ответить буквы.)

Буква Н:

Ребята, я буква Н, а вот для того чтобы напечатать текст на наборной машине, нужна не просто буква, а литера.            

Что такое литера?    

Литера – это прямоугольный брусок, который изготавливается из металла, дерева или пластмассы.

На одном из его торцов – рельефное (выпуклое) изображение буквы, циф­ры или знака. Изображение это назы­вается очко. При печатании очко по­крывается краской и дает оттиск на бу­маге. Вот тех людей, которые собира­ют литеры в слова и строчки в специ­альной наборной линейке, и называют наборщиками.

Буква П:

Ну а сейчас каждый из вас, работая на компьютере, тоже может набрать любой текст. Правда, это еще будет не книга, а отдельные листы. А вот для того чтобы книга стала такой, какой мы ее все привыкли видеть, нуж­ны люди еще одной профессии. Попро­буйте догадаться, кто?

Ребята:

Переплетчик.

Ведущий:

 Молодцы, ребята. Я вот здесь рядом с буквами стою и слышу, что они вами очень довольны.

Я на праздник книгу свою любимую принес. Вот она. Кто мне может сказать, если уж речь зашла о переплетчиках, где в книге переплет, крышка, страница. (Ребята отвечают.) Ну хорошо, пожалуй, на сегодня сведений достаточно для вас, а вот в другой раз мы обязательно пого­ворим с вами более подробно о строении книги.

А сейчас давайте с вами устроим большую книжную выставку из ваших любимых книг. (Все, кто хочет, выставляют на стенд принесенные к любимые книжки.) Ну вот видите замечательная выставка у нас получилась. Может, кто-то пожелает рассказать о своей люби­мой книге? (По желанию детей можно по­слушать 2-3 небольших рассказа о книге.)

Ведущий:

 Ребята, наш праздник был бы неполным без героев любимых книг, поэтому они, конечно, явились. Встречайте!       

(Входят Иван-царевич, Балда, Принц, Старуха, Спящая царевна, Мальчик и Девочка.)

Один из героев:

 На праздник не при­нято приходить без подарков, но преж­де чем их получить, вы должны угадать наши загадки.

Иван-царевич:

У меня в сумке такая вещь непредсказуемая. То ли в цель по­падет, то ль куда-то упадет.

(Стрела)

Балда:

А теперь моя загадка: «С нею будешь сыт всегда, если есть к тому ж еда».

(Ложка)

Старуха:

А что у меня, угадайте: «Он пригожий, с пылу, с жару, у него румяный бок. То конечно…»

(Колобок) 

Спящая царевна:

А у меня совсем неприятная вещь. Об него я укололась, слишком долго я спала, чуть совсем не умерла.

(Ве­ретено)

Мальчик и Девочка:

Было кислое оно, но нам однажды помогло.

(Яблоко)

Ведущий:

А о какой сказке идет речь?

   (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

 Посмотрите, какие у нас получились хорошие по­дарки. Я думаю, деревянную ложку Балды, стрелу Ивана- Царевича и веретено мы отдадим в музей сказок. А яблоко и ко­лобок отдадим самому хороше­му читателю. Мы спросим о нем в конце праздника у библиоте­каря.

Ведущий:

 А у меня зазвонил телефон. На связи наш собствен­ный корреспондент со сказочной цветочной поляны. Что же про­исходит на цветочной поляне?

Да, друзья, наш корреспон­дент сегодня тоже решил гово­рить загадками. Вот, послушай­те, что он передает.

Собственный корреспондент:

Тут во­круг меня все летает, кружится, жуж­жит и шуршат так, что я иногда забы­ваю слова. Ребята, я надеюсь вы мне поможете и подскажете.

Итак, слушайте:

  1. С цветка на цветок

Разлетался…

(Мотылек)      

  1. У поляны вырос хмель

       На него уселся…

(Шмель)

  1. А вот сейчас около меня крутится очень неприятное насекомое. Я думаю, вам не со­ставит труда угадать, кто это? Он с тех пор пустился в пляс как Муxy-Цокотуху спас.

(Комар)

Ведущий:

Ну вот, связь оборвалась.

Наверное, нашего корреспондента уку­сила какая-нибудь букашка. А наш праздник продолжается.

К нам на праздник приплыла золотая рыбка.

Рыбка золотая, ты можешь угадать желание ребят?

Золотая рыбка: Без особого труда! Я думаю всем ребятам хочется посмотреть какую-нибудь сказку. Мультфильм, например.

(Далее детям предлагается какая-либо сказка или небольшая сценка, подготовленная ребятами.)

Ведущий:

Ну и здорово мы се­годня повеселились! Чего же не было на нашем празднике или кого? Ах, да, вспомнил, не было лучшего читателя.

А о нем нам скажет, как мы и договари­вались библиотекарь.

Библиотекарь:

Ребята, целый год в нашей библиотеке росло чудо-дерево. Вы знаете, что у Чуковского было чудо-дерево с башмаками и носками. А какое дерево у нас? Тот, кто часто ходит к нам, тот знает. Ну а для тех, кто в библиотеку еще не записался, так и быть, расскажу. На нашем дереве одновременно растут яблоки и шишки, и желуди, и просто листья. Но листья не простые, а с именами детей. Прочи­тал десять книг – и вот на дереве листо­чек с твоим именем, прочитал двадцать книг – и вырастет твое собственное яб­локо. А шишки и хвоя почему? Это для тех, кто читает много, но не всем внимательно, не умеет пока анализировать, отвечать на вопросы и т.д. Поэтому таким детям еще необходимо поработать с книгой, чтобы стать лучшим читателем.

Итак, лучшим читателем в этом году среди ваших классов стал…

(Лучший читатель выходит на сцену и по­лучает на память или сувенир, или диплом, или грамоту – на ваше усмотрение. Потом на сцену снова выбегают буквы.)

Буквы:

Мы получили сегодня на празд­нике большое удовольствие. И мы бла­годарны Кириллу и Мефодию за то, что они нас придумали, и вам, ребята, за то, что вы любите книги.

До свидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.