Справочная литература

 

Справочная литература

Познавательная игра

4-й класс

 

Библиотекарь:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь лучше и умней.

 

Я говорю о книгах, которые знают всё. Называют их словаря­ми, справочниками, энциклопедиями. Что же это за книги? Мы разделимся на три команды и

начнем.

 

I конкурс

«Познакомимся друг с другом»

 

Каждая команда представляет себя:

«Справочники»

«Словари»

«Энциклопедии»

 

(сценка, рассказ, песня)

 

Сегодня собрались вы здесь

Всем показать свои познания,

И справочные книги вам

Устраивают соревнование.

 

II конкурс

«Раскрываем книгу»

 

Надо определить, к какой категории справочников относится книга и о чем она рассказывает:

  1. Гумилевская. Почему так бывает? (Справочник)
  2. Каменева. Какого цвета радуга. (Словарь)
  3. Что такое? Кто такой? (Энциклопедия)

 

Друзья мои юные, веселые, смелые, умные,       

Спортсмены, танцоры, apтисты,

Искатели и планеристы.

Будущие шоферы и мастера, слесари и доктора,   

Космонавты, фантасты, романтики,

Физики, химики и математики,

Чтобы в жизни кем-то стать,

Надо очень много знать,

Чтобы очень много знать,

Надо много прочитать.

Приобрести дополнительные знания

И помогают справочные издания.

 

III конкурс

«Пойми меня»

 

Найдите в одной из книг

(словарь, справочник, энциклопедия) заданный термин и объясните его сначала произвольно, затем по изданию:

  1. Что за инструмент рубанок?

 

Книги:

Юрмин. О чем поют топор с пилой.

   Потиха. Школьный толковый словарь юного техника.

Энциклопедический словарь юного техника.

 

  1. Исправить ошибки в слове фотаграфиравать».

 

Книги:

Что такое? Кто такой?

Картинный словарь русского языка.

Каменева. Какого цвета радуга.

 

  1. Объяснить значение слова кобра».

 

Книги:

Я познаю мир. Животные.

Орфографический словарь русского языка.

Что такое? Кто такой?

 

Библиотекарь

Ребята в командах очень дружны,

С заданием сложным справиться должны.

И хоть противник – эрудит

Но пусть сильнейший победит!

 

IV конкурс

«Ты – мне, я – тебе»

 

Каждая команда задает противникам вопрос из справочных изданий. В них же нужно найти ответ и объяснить, почему имен­но в этой книге есть ответ на вопрос.

 

Справочная литература

  1. Назовите предков ТОПОРА.

(Юрмин. О чем поют топор с пилой. – Справочник.)

  1. Какие бывают НАСОСЫ?

(Маркуша. АБВ. – Словарь.)

  1. Почему ворону зовут ВОРОНОЙ?

(Что такое? Кто такой? – Энциклопедия.)

 

Библиотекарь

Спасибо тому, кто напечатал словарь,

Будто принес он в глубокую тьму

Яркий, волшебный фонарь.

 

V конкурс

«Из какого словаря»

 

Каждой команде дается по три термина. Надо отыскать словари, в которых можно найти объяснение:

1)    азбука, якорь, акварель;

2)    рисунок, газета, холодильник;

3)    винт, живопись, писатель.

 

Библиотекарь

Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,

Недаром за чтением время потратили,

Хочу, признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку вам было читать интересно.

 

VI конкурс

«Как устроена книга»

 

Этот конкурс для капитанов команд. Каждому даются наборы букв, из которых нужно собрать слова и объяснить назначение в справочной литературе каждого понятия:

1)    содержание, оглавление;

2)    предисловие, послесловие;

3)    алфавит, указатель.

 

Библиотекарь

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе –

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

 

VII конкурс

«Споем о книге»

 

Команды придумывают хвалу справочникам, представляют, песню, частушку, стих:

– о словаре;

– справочнике;

– энциклопедии.

 

(Жюри подводит итоги путем подсчета жетонов со знаком за правильные ответы и знаком «-» за неверные ответы, которые получали участники в ходе урока.)

 

Библиотекарь

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь лучше и умней.

 

Очень просим; заходите

В наш просторный книжный дом.

Очень просим: заходите!

Мы всегда, всегда вас ждем!

 

Цель урока:

– познакомить учеников с справочной литературой;

– заинтересовать и научить пользоваться.

 

Оформление:

– книжная выставка «Суем свой нос в любой вопрос»;

– жетоны «+», «-»;

– подборка издании к конкурсам;

– рисунки-вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *