Азнаева, Ф. Приближаясь к своим истокам / Ф. Азнаева. – Текст : непосредственный
// Путь Октября. – 2007. – 13 марта. – С. 3.
Человеческие память, дела и устремления переносят нас в прошлое, приоткрывают будущее, и мы понимаем себя, свой путь, свою судьбу.
Древний человек обозначил себя на мелеузовской земле только пунктиром — следами поселений, могильниками степняков. В какие же дали уводит цепочка человеческих следов? За 3-4 тысячи лет. Но это во времени, а в пространстве — всего в 20-25 км от города. Береговский и Юмаковский комплексы памятников связаны с приходом на Южный Урал племен абашевской культуры бронзового века. В экспозиции Мелеузовского историко-краеведческого музея хранится бронзовый топор — кельт середины II тысячелетия до нашей эры. А вот кинжалы и наконечник стрелы из суровых времен VI века до н. э. — IV века н. э. повествуют уже о сарматской культуре. Загадочные географические названия Зирган («золотоносная» река), Ашкадар («светлая река») сохранились как память о воинственных ираноязычных кочевниках тех времен.
От финно-угорских (мадьярских) обитателей лесостепей, в VIII веке покинувших их, остались топонимы и название башкирского рода юрматы, кочевавшего в нынешней северной части района. Со второй половины XVIII века известны юрматынские деревни Юмак, Юмакай, Камбулат, Сабаш, Нурдавлет, Юлдаш на реке Агидель, Давлеткул на реке Сухайля, Карайса на реке Ашкадар, хотя некоторые из них основались раньше — в первой половине века. Население занималось скотоводством, пчеловодством, бортничеством, охотничьим промыслом.
Башкиры Ногайской дороги активно участвовали в восстаниях против колонизации края царским правительством. У подножия горы Зиргантау в 1736 году повстанцы под предводительством Кильмяка Нурушева напали на военизированную экспедицию Кириллова. Память об этом сражении передавалась из поколения в поколение в устных преданиях, не зря жители Зиргана объясняют этимологию названия своего села словосочетанием «земля кровавая». В 90-х годах XX века молодежь Башкортостана, положив начало традиции ежегодного Дня башкирской молодежи, решила установить здесь памятную плиту как знак свободолюбия и независимости народа.
Представители тамьянского рода башкир обитали в бельско-нугушском бассейне, наиболее ранние их поселения — Тюляк, Мукас, Кутуш, Иске Муса, Смак и Тамьян. Кыпчакские роды бушман, сарыш и суун облюбовали реку Агидель и верховья Нугуша, самые старые их деревни — Верхний и Нижний Ташаул, Саргай, Сыртлан (Ишим), Сарыш (Аскар), Аптрак, Арслан (Аккул, Танып), Томансы, Хасан (Юлбирде, Табул).
Первые русские поселения (Воскресенское, Александрово, Хлебодары и Берегово) появились в связи со строительством медеплавильного завода, основанном в 1745 году. В течение 150 лет завод выплавлял чистую медь, которую на баржах по Белой — Каме — Волге возили в Москву и даже на Санкт-Петербургский монетный двор. Сейчас здание Воскресенского медеплавильного завода является памятником промышленной архитектуры.
Многое в селе Воскресенском связано с Крестьянской войной 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. Одним из первых на Южном Урале завод перешел в руки повстанцев. Сподвижник Пугачева Иван Чика-Зарубин вместе со старшиной Тамьянской волости Каскын Самаровым привел работников завода на осаду Уфы под деревню Чесноковка. Другой наш земляк — Кинзя Арсланов, старшина Бушман-Кипчакской волости, был членом главного штаба повстанцев, советником крестьянского «царя» в отношениях с нерусскими народами. Его имя нынче носят сельский Совет и средняя школа в деревне Смак. В 1934 году вновь созданный мясосовхоз был назван «Араслановским». В Араслановской средней школе есть музей Кинзи Арсланова. В Мелеузе одна из новых улиц также названа именем батыра.
Гора Кунгак, которая тянется вдоль круто сворачивающей на своем пути с отрогов Уральских гор реки Агидель, образует границу с соседними районами и является своеобразным символом Мелеузовского района. В 1812 году по фарману оренбургского военного губернатора Волконского башкирские конники Яика, Сакмара, Ика, Агидели собрались у Кунгака. В Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии 1813-1814 годов воины мелеузовской земли участвовали в составе 1-го, 2-го и 9-го башкирских полков. Среди победоносно вступивших в Париж воинов были полковой есаул Ихсан Абубакиров, кавалер орденов Святой Анны и Святого Владимира, а также рядовые Буранбай Чувашбаев и Исчигул Ишкузин, награжденные крестом Святого Георгия. Через два года, в 1814 году, живые участники взятия Парижа вернулись и устроили праздник на горе и завещали потомкам Кунгак- байрам. Каждый год жители близлежащих деревень трех районов в начале лета собираются на байрам. Название этой легендарной горы, обозначающее «солнечная, южная», в заголовке мелеузовской газеты на башкирском языке.
А вот о происхождении гидронимов Нугуш, Тор, Мелеуз нет единого мнения среди историков и языковедов. Они могли иметь и иранские, и мадьярские, и общеалтайские, и древнебашкирские корни. Река Мелеуз — всего 40 км от истока до впадения в Агидель — характеристикой своей воды (тюркский «уз») может быть обязана иранским корням «сторо-живая, караульная» или «стоячая», мадьярскому слову «теплая», тюркскому определению «желтая, светлая».
Ф. Азнаева,
директор Мелеузовского краеведческого музея.