Расскажут обо всем на свете детские журналы и газеты

Е. Бояринцева

  (Праздник детской периодической печати для детей 7-10 лет)

 

Предварительная работа:

Оформить серию выставок с детскими журналами и газетами в детской и школьных библиотеках. Провести по ним обзоры, пре­зентации, игры-путешествия, беседы, викторины и т.д. Этой теме посвятить занятия на библиотечно-библиографических уроках. Провести творческие конкурсы.

 

Оформление зала:

Большая красочная выставка с журналами и газетами, выставка детских рисунков, поделок. В зале – цветы и воздушные шарики. На сцене воспроизведена обстановка читального зала детской библиотеки. Пакеты детских журналов, большая цветная посылка.

 

 

 

 

Действующие лица:

БИБЛИОТЕКАРЬ,

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧ­КИН,

МУРЗИЛКА,

КЛЁПА,

КОТ УЧЕНЫЙ.

 

(На сцене воспроизведена обстановка читального зала. Герои детских журна­лов и газет: Почтальон Печкин, Мурзилка, Клёпа, Кот Учёный делают последние приготовления к встрече с ребятами. Кот расчёсывает усы, чистит шляпу. Клё­па поправляет перед зеркалом свою знаменитую причёску. Почтальон Печкин складывает в сумку журналы и газеты. Мурзилка листает свой самый любимый журнал. Перед сценой выходит Библиотекарь и приветствует зрителей.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, девочки и мальчики, уважае­мые взрослые! Очень рады видеть всех вас у нас в гостях. Собра­лись мы здесь не случайно. У нас сегодня праздник! А проведут его для вас самые знаменитые герои детских журналов и газет. Они так волнуются, так заняты подготовкой к встрече с вами, что даже не замечают, что праздник уже начался и гости в нетерпении. Давай­те с вами поаплодируем, напомним о себе.

(Звучат аплодисменты, и герои, спохватившись, убегают за кулисы. Иг­рает музыка, и на сцену торжественно шествует с сумкой через плечо Поч­тальон Печкин.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он, –

Это Печкин Почтальон!

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

Узнали меня, ребята? Молодцы! Здравствуйте. Это, конечно, я, Почтальон Печкин. Принес вам журнал “Мурзилка” и ещё много чего интересного. А придумал и написал про меня замечательный детский писатель Эдуард Николаевич Успенский. Знаете такого?

(Ответы детей.)

Как вас сегодня много! Я очень рад встрече с вами!

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

А уж как мы рады! Правда, ребята?

(Ответы детей.)

И пришёл к нам Печкин не с пустыми руками, а вот с какой ог­ромной посылкой! Давайте её откроем.

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

Сейчас, сейчас. (Пытается открыть, просит помощи у библиотекаря, они вместе достают большую стоп­ку детских периодических изданий). Да-да. Здесь ваши любимые журналы и газеты. Давайте посмотрим, какие. Может, ребята зна­ют их названия?

(Ответы детей.)

А все эти журналы и газеты выписывает наша детская библио­тека. И я их каждый день в читальном зале ровно в полдень достав­ляю. Так как они приходят в читальный зал, давайте работника этого зала и попросим рассказать о них.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Все вы, дорогие девочки и мальчики, ко­нечно же, любите читать книжки: сказки, рассказы, стихи, а может кто-то уже и романы почитывает. Это очень хорошо! Но это когда времени много есть свободного. На каникулах, например. А знае­те ли вы, как можно быстро узнать что-то новое и интересное, бы­стро получить информацию для завтрашнего урока? Нужно просто взять в руки нужную газету или журнал. Взять и прочитать. В отли­чие от книг, это не займёт много времени, так как материал здесь собран в небольшие статьи.

Вместе – газеты и журналы – называются ещё периодически­ми изданиями. Такое название они носят потому, что издаются че­рез определённый промежуток времени – период. Журналы – обычно один раз в месяц, газеты – чаще. Есть газеты, которые вы­ходят ежедневно. Почитав такую, можно узнать, что произошло в мире буквально вчера. Есть и такие газеты, которые выходят один раз в неделю или две.

Периодические издания бывают для взрослых, а есть большое количество журналов и газет для вас, дорогие девочки и мальчики. Посмотрите на эту выставку. Эти детские периодические издания поступают в нашу библиотеку и полностью предоставлены в ваше распоряжение.

 

(Небольшой обзор. В то время, как Библиотекарь показывает и рассказы­вает о журнале «Мурзилка», из-за кулис появляется настоящий Мурзилка.)

 

МУРЗИЛКА:

Про Мурзилку все слыхали,

Но знакомы с ним едва ли.

Познакомимся, друзья,

Ведь Мурзилка — это я!

Да-да! Не удивляйтесь. Это я, собственной персоной. Кто я есть на самом деле? Толком и не знаю сам. Родился я очень давно и да­леко отсюда.

Родился я в Мурзилии,

За тридевять земель,

Там в чаще белой лилии

Была моя постель.

Учился в местной школе я,

В большом цветке магнолии,

И часто весь урок

Качал нас ветерок.

Когда-то я был одним из популярнейших героев детского доре­волюционного журнала «Задушевное слово». Путешествовал из номера в номер вместе со своими друзьями – маленькими чело­вечками с забавными именами: Шиворот-Навыворот, Мазь-Перемазь, Знайка и Незнайка.

А когда в 1924 году открыли новый детский журнал для детей, я от­дал своё замечательное звонкое имя этому журналу. Да, мне уже более 80 лет. Теперь хочу послушать вас. Как вы читаете мой журнал, что в нём нравится, что интересного узнали. Вы рассказывайте, а я послушаю.

(Ребята рассказывают стихи, показывают свои поделки, рисунки, сде­ланные по советам журнала «Мурзилка».)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ещё, уважаемый Мурзилка, нам хочется подарить тебе музыкальный подарок.

(Участники танцевального кружка исполняют танец.)

 

МУРЗИЛКА: Замечательно! Мне всё очень понравилось. А те­перь я хочу провести конкурс на лучшего художника. Придумал и нарисовал мой настоящий портрет художник Каневский. Я хочу, чтобы вы тоже попробовали меня изобразить. А я потом сделаю целую галерею своих портретов и буду любоваться ими в свобод­ное время. (Мурзилка проводит конкурс на лучший свой портрет).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Пока Мурзилка с юными художниками ри­сует, давайте тоже проведём конкурс. А называется он «Спой пе­сенку любимого героя». Многие сказочные герои поют песни, да­вайте вспомним их и споем. (Проводит конкурс «Споём песенку лю­бимого героя».)

(Мурзилка подводит итоги конкурса, награждает лучших.)

 

МУРЗИЛКА:

Портреты свои я забираю с собой.

Про Мурзилку вы слыхали,

А теперь меня узнали,

Знаю вас теперь и я.

До свидания, друзья!

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

До свидания, до свидания! Совсем всех тут заговорил. Про меня и забыли совсем. А тут ещё посмот­рите, сколько корреспонденции надо разобрать. Да и гости у нас сегодня присутствуют почётные. Надо и им слово предоставить.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ты совершенно прав, Печкин. Мы сейчас предоставляем слово нашим гостям. К нам пришёл работник поч­ты, можно сказать, твой коллега. Он расскажет, какие журналы и газеты можно выписать на дом, и как это лучше сделать.

(Предо­ставляется слово работнику почты.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, в создании журналов и газет участ­вует целый коллектив специалистов. А самый главный из них – это журналист. Почему он самый главный, сейчас и узнаем от са­мого журналиста.

(Слово предоставляется сотруднику местной газеты.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

В благодарность за интересные выступле­ния наши гости принимают музыкальный подарок.

(Звучит музыкальный подарок.)

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

Продолжаю разбирать посылку. Вот эта симпатичная газета очень похожа на тоненький журнал. Но она является газетой, да не простой, а самой сказочной, и называ­ется «Жили-были…» А вы, дети, любите сказки? Я, признаться, страсть, как люблю. Слушал бы и слушал. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Нам бы сюда такого кота!

 

КОТ УЧЕНЫЙ:

Да я давно уже здесь! За кулисами стою. Как я мог такой праздник пропустить? Где весело, там и моё место. Вот и газету принёс вам свою. Самый свежий номер. Ведь, кроме того, что я сказки сказываю, я ещё работаю главным редактором этой чудной газеты «Жили-были…». А это очень ответственное дело, скажу я вам. Сколько нужно поработать, чтобы вот такой номер вышел для вас. Сказку новую сочинить, письма ваши разобрать, стихи напридумывать, рисунки нарисовать. Но у меня есть замеча­тельные помощники. Вы их знаете: Золушка -зав. отделом деви­чьих тайн, Иван-царевич – обозреватель прошлого, Буратино – корреспондент страшной страницы, – Кузьма Кузьмич – редак­ционный домовой, Золотая рыбка – исполнительница сказочных желаний, Карлсон – корреспондент из дальней заграницы, Не­знайка – зав. отделом науки. И это ещё не все.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Да, команда у вас симпатичная и газета ва­ша очень интересная. Наши дети её очень любят читать, и, особен­но нравятся им лукоморские частушки. Они хотят их для нас спеть.

(Дети исполняют лукоморские частушки.)

 

Прочитали “Жили-были”

И всем классом полюбили,

Кот Учёный с нами дружит,

Сказкой нам по правде служит.

 

Теперь знает даже киска:

На газету есть подписка?

Её в киоске продают

Также, как газету «Труд»!

 

Мы газету «Жили-были»

Всей семьёю полюбили.

Кто хоть раз её прочёл –

Друга верного нашёл!

 

Мы читали «Жили-были»,

Обо всём мы позабыли,

Говорю не в первый раз:

«Жили-были» – это класс!

 

В Лукоморье дуб стоит,

Цепь на нём блескучая.

Если двойку получу,

Мама будет злючая.

 

В Лукоморье дуб стоит,

Цепь на нём качается.

А по дубу ходит кот,

Всем нам улыбается.

 

КОТ УЧЕНЫЙ:

Молодцы! Здорово у вас это получается. А ещё мне с вами хочется поиграть.

(Кот проводит эстафету. Для эстафеты требуются две пары сапог очень большого размера, две шляпы. По сигналу, который подаёт Кот, участ­ники надевают сапоги и шляпу, добегают до определённого места, совершают поклон и возвращаются на место. Побеждает тот, кто прибегает пер­вым.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Чтобы наша встреча с Котом Учёным долго вспоминалась, ребята из класса прочитают газете «Жили-были» и её главному редактору прославлялки.

(Читают дети.)

 

Здесь краски пылают на зависть жар-птице,

Здесь самые яркие в мире страницы.

По синему морю кораблик плывёт,

Царевна-лягушка царевича ждёт.

Здесь маленький принц повстречался с Алисой,

Чтоб вместе утешить несчастного Лиса.

И верная Герда летит сквозь снега,

Держась за крутые оленьи рога.

Здесь лешие, гномы, русалки и тролли,

Слоны и жирафы гуляют по воле.

 В единственной в мире волшебной газете,

 Которая «ЖИЛИ», которая  «БЫЛИ»,

 Которую все мы давно полюбили.

 

Родилась ты, «Жили-были»,

Чтоб ребята не тужили,

Шевелили бы мозгами,

Обращались чаще к маме,

Чтобы сказку почитать

И кроссворды разгадать.

В конкурсах принять участье,

Приз свой получить на счастье.

Вот какая «Жили-были».

Подписаться не забыли?»

Лучше дайте мне газету,

Чем огромную конфету!

Хоть под стол пешком шагаю,

«Жили-были» обожаю!

(Пока Библиотекарь и дети провожают со сцены Кота Учёного, в чи­тальном зале появляется странная девочка.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Девочка, кто ты такая, как тебя зовут и как ты к нам попала?

КЛЁПА:

Неужели меня кто-то ещё до сих пор не знает? Клёпа моё имя!

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Клёпа – странное имя!

КЛЁПА:

Ничего странного не вижу. Посмотрите, какие у меня чудесные деревянные башмачки. Когда я хожу, они делают вот так: клёп! клёп! Вот поэтому и Клёпа! А прилетела я к вам из большого сказочного города Клёплэнда.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Что это за город и чем занимаются жители вашего города?

КЛЁПА:

Все мы очень любим путешествовать. (Показывает журналы.) Я люблю перескакивать со страницы на страницу: из мира растении в мир водных пространств, из прошлого – в бу­дущее. Люблю бывать в разных странах: Японии, Америке, Франции. Последний раз путешествовала по Испании. Замеча­тельная страна! Страна туристов и апельсинов. А ещё, так сей­час популярный Чупа-чупс, круглая карамелька, тоже родом из Испании.

Путешествую я со своим верным псом, Филиппычем. И при­глашаю вас всех к нам присоединиться, – не пожалеете!

Дети, всё тут есть для вас:

Ребусы, загадки, сказки, комиксы, раскраски.

Здесь уроки без отметки,

И советы на заметку.

    Так что, если станет грустно,

    Ты бери журнал скорей –

    Полистаешь, почитаешь:  

    Всё в порядке, всё о’кей!

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

Ну, раскричались! Не дают и словеч­ка вставить. Ребята от вас устали, а мне ещё надо свой журнал по­казать. “ПРОСТОКВАШИНО” – это литературно-познаватель­ный журнал для детей. Придумал его всё тот же Эдуард Николае­вич Успенский. А выпускать номера помогаем мы: Почтальон. Печкин, Кот Матроскин, Пёс Шарик, Старуха Шапокляк, Про­фессор Чайников. Знакомые всё лица? Да, ещё Крокодила Гену за­был, Чебурашку. Чем наш журнал лучше других, спросите? Да всем. Можно с самим Успенские пообщаться. Он с первой страни­цы каждого номера журнала к вам обращается. Вот, слушайте, что он пишет своим читателям:

 

«Уважаемые читатели журнала «Простоквашино»!

С каждым годом вы собираете всё большее количество экземп­ляров журнала. До нас доходят слухи, что журнал вам нравится.

Но это только слухи.

А где восторженные письма? Где деловые предложения о вас, о новых людях, новых иллюстрациях? Где стихотворения от вас? Не­которая пассивность наших читателей печалит. Более того — огор­чает.

Может быть, вас утомили каникулы? Может быть, вы прилип­ли к компьютеру и вся семья не может вас оторвать от него?

Так или иначе, ждём от вас деловых писем. Кто первый при­шлет такое письмо, получит приз – книгу замечательного писате­ля Э. Успенского с автографом. Это хороший приз. Даже у меня нет такой книги. Все раздарил. Осталась последняя. Жду от вас сигналов.

Замечательный писатель Э. Успенский.»

 

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН:

А в одном из номеров сам первый президент нашего государства даёт несколько полезных советов мальчикам и девочкам, которые хотят стать президентами России. Спешите прочитать!

А на последней странице «Простоквашина» самые лучшие и известные художники иллюстраторы детских книг рассказывают о себе и своей работе, делятся всякими полезными секретами. А ещё детский поэт Андрей Усачёв частенько печатает свои новые стихи. Даже про меня сочинил.

 

СТИХИ ПРО ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА

Жил да был на свете Печкин,

Был он вредный Человечкин.

Прежде чем отдать Посылкин,

Печкин долго скрёб в Затылкин.

Говорил он всем Соседкин:

Мне б купить Велосипедкин…

Был бы я добрее к людям…

А дальше сочинять не будем!

 

Какие-то стихи, не очень…

Вот лучше в музей сходить или чи­тал кухохоталку почитать. Или вот, блюдо по совету Старухи Шалокляк приготовить. Старушка в своём репертуаре!

 

Нужно взять тарелку каши

И добавить простокваши.

И посыпать это густо

Кислой квашеной капустой,

Всыпать сахару немножко –

Двести грамм – столовой ложкой,

Три солёных огурца,

Помидор и два яйца.

Мелко вы потом порежьте.

Всё смешайте и поешьте.

Словно пару дней не ели!

Обещаю – на неделю

Или может быть поболе

Вы забудете о школе!

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Спасибо, Печкин, за совет. Наши девочки и мальчики нашли в других журналах более подходящие рецепты, и сейчас мы проведём конкурс кулинаров. Печкин, будешь главным шеф-поваром. (Проводится конкурс на лучшее блюдо по рецептам из журналов)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Вот на этой вкусной, сладкой ноте и закон­чим наш сегодняшний праздник. Наши ведущие вручат подарки и призы лучшим участникам конкурсов, а от ребят получат сладкие сувениры. Почтальон Печкин пригласит их к себе в Простоквашино, и они славно посидят за самоваром, вспомнят нашу встречу. А теперь, давайте под звуки этой весёлой песенки попрощаемся со всеми участниками праздника. До свидания! До новых встреч!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Прославлялка. – Текст : непосредственный // Жили-были. – 2002. – № 7. – С. 2.
  2. Прославлялка. – Текст : непосредственный //Жили-были. – 2003 . – №6. – С. 17.
  3. Мурзилке – 75. – Текст : непосредственный // Мурзилка. – 1999. – № 5.
  4. Стихи о журнале «Мурзилка». – Текст : непосредственный // Мурзилка. – 1999. – № 5.
  5. Письмо Э. Успенского. – Текст : непосредственный // Простоквашино. – 2003. – № 7. – С. 2.
  6. Обращение Ы. Горбачёва. – Текст : непосредственный // Простоквашино. – 2003. –  № 7. – С. 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *