С книгой в добрый путь

Ю. Карманова.

Библиотечный урок для детей 5-6-х классов

 

Оформление: Книжная выставка «Листая прошлого страницы».

Оборудование: Жетоны в форме книги с надписью «Мы друзья», карточки со словами, 5 конвертов, 5 ручек.

 

ВЕДУЩИЙ:

Сегодня, ребята, наша встреча посвящена книге. Книга – учитель, книга – наставник, книга – близкий товарищ и друг. Если мы с вами попробуем вспомнить, когда в первый раз по­знакомились с книгой, то окажется, что книга попала к вам в руки задолго до того, как вы научились читать. Сначала вам читали кни­ги взрослые или старшие сестры и братья. Все вы любили слушать чтение сказок, рассказов, стихов. С огромным удовольствием по много раз рассматривали вы картинки в книжках. Еще, не умея чи­тать, вы уже подружились с книгой. У вас появились любимые ге­рои, любимые книги, которые вы просили читать до тех пор, пока, наконец, не запоминали наизусть.

А с тех пор, как вы научились читать, книга навсегда вошла в вашу жизнь. Обо всем, что окружает вас, обо всех явлениях и зако­нах природы вы узнаете из книг. Книга раздвигает перед вами сте­ны комнаты, и вы видите весь огромный мир. При помощи книги вы можете совершить любое путешествие, побывать в любой стра­не. И сегодня мы тоже благодаря книге совершим путешествие в прошлое и узнаем, какие же были первые книги, как их создавали, и были ли они похожи на современные книги, на книги, которые мы читаем сейчас.

Все вы представляете, как выглядит современная книга: кар­тонный переплет или обложка, страницы с текстом и рисунками. Размер, или, как говорят, формат, – самый разнообразный: от не­ большого карманного словаря до энциклопедического тома. Стра­ницы из белой бумаги, а слова напечатаны черной краской. Вот почему говорят: «Черным по белому».

Может, кто-то из вас слышал выражение: «Читать от доски до доски». Что это значит? Оказывается, в старину переплеты делали деревянные. Следовательно, это выражение означает «от первой до последней страницы».

Долог и тернист был путь к современной книге. У разных наро­дов были и разные способы письма, и разные материалы. На ка­менной плите слова высекали, на странице шелка наносили кис­точкой, на пальмовых листьях их выцарапывали. До наших времен дошли книги на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бере­сте. О них мы и поговорим.

Глиняные книги – самые древние и совсем не похожие на совре­менные. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой па­лочкой слова-значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжига­ли. Каждая плитка-страница была по размеру примерно, как совре­менная книга. Хранили глиняные книги в деревянных ящичках. Такие книги писали в древнем государстве – Месопотамии.

Папирусные свитки. В Египте росло много болотного тростника и древние египтяне научились из него изготовлять тонкий, хруп­кий, светло-коричневый писчий материал. Писали на нем дере­вянными палочками черными чернилами или красками. Процесс изготовления папируса был очень сложным и длительным. Из сердцевины растения делали узкую ленту длиной в несколько ме­тров – свиток. К концам свитка прикреплялись реечки, как к ны­нешним географическим картам. Каждый свиток хранился в ко­жаном футляре, к которому прикрепляли деревянные ярлыки с названием рукописи. Папирусные свитки были распространены не только в Египте, но также в Греции и Риме. Некоторые из них дошли до наших дней и хранятся в крупнейших музеях мира.

Пергаментные кодексы. В древнем Пергамском государстве из шкур животных выделывали новый писчий материал – пергамент. Он был прочнее папируса, удобнее для письма, из него можно бы­ло делать более удобные по форме книги. На первых порах книги из пергамента писались по образцу папируса – в виде свитков. Потом стали сгибать большой лист пергамента вчетверо в виде те­тради. (Слово «тетрадь» происходит от греческого «тетрадион», что означает «сложенное вчетверо».) Несколько тетрадей сшивали вместе, и получалась книга, которую называли кодексом. Кодексы

были рукописными, но по внешнему виду напоминали нашу со­временную книгу. Готовую рукопись заключали в прочный пере­плет из деревянных досок, обтянутых кожей.

Берестяные книги. В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которое продергивалась тесемка. Стерженек можно было подвешивать к поясу. Берестяные книги дошли и до наших дней.

Но в конце концов все эти писчие материалы уступили место бумаге. Первыми изобрели бумагу китайцы. Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товарами и как самую боль­шую драгоценность покупали бумагу. Хитростью, лестью и деньга­ми пытались разузнать у китайцев секрет ее изготовления. Но ки­тайцы строго хранили свою тайну, и восемьсот лет никто не смог ее выведать.

Но время шло. Люди в то время не только торговали, но и вое­вали. И вот однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготов­ления бумаги. Так китайский секрет был открыт, и во всем мире научились делать бумагу. Ни один писчий материал не получил та­кого признания, как бумага.

В разных странах стали создаваться целые мастерские по изда­нию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первы­ми создателями рукописных книг из бумаги были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнил страницы рисунками. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплет, украшенный серебром и драго­ценными камнями. Крышки переплета замыкались застежками. Книги были подлинным произведением искусства.

По внешнему виду такая книга напоминала шкатулку, и была очень близка к современной. Одно плохо: очень уж медленно, иногда целый год, делался всего один экземпляр книги.

Великое изобретение. Спрос на книги возрастал, и мастерские уже не могли его удовлетворить. Поэтому люди стремились упрос­тить процесс изготовления книги.

Делали, например, так: вначале текст вырезали на досках, а по­том с них получали оттиски. Но вырезать буквы на доске – дело кропотливое, да и печатать с нее можно только одну книгу. Изоб­рести книгопечатание пытались многие; но удачнее всех это сде­лал немец Иоганн Гуттенберг. Он стал отливать буквы-литеры из металла. Из отдельных литер составлял слова, целые строчки и страницы. Такие металлические литеры могли служить долго. Так же Гуттенберг изобрел механизированный печатный станок, что очень ускорило печатание книг. Таким образом, первая -типогра­фия была создана в середине XV века, а уже к концу века во мно­гих городах Европы появились типографские мастерские.

Более четырехсот лет назад в России замечательные русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец отпечатали первую книгу. 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору пер­вой печатной книги. Теперь уже строку за строкой, букву за буквой не выводил, а набирал мастер. За свою жизнь Иван Федоров выпу­стил несколько книг: «Апостол», краткая грамматика с русской азбукой, первый русский учебник.

Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. Сейчас так же печатают книги, но делают это не вручную, как мно­го лет назад. Теперь все процессы автоматизированы, что чрезвы­чайно ускорило производство. Все сейчас делают машины: печата­ют, сшивают, склеивают, «одевают» книгу в переплет.

Оглядываясь на путь, пройденной книгой, убеждаешься, что потребовался труд многих и многих людей, чтобы получить книги, которыми мы пользуемся сейчас.

 

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про тайны Земли и движенье планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

                                                   Б. Раевский.

 

Ребята, приглашаю вас принять участие в турнире «Юные люби­тели книг».

Вас ждут интересные конкурсы. Кто будет в них активно участ­вовать и отвечать на вопросы, получит жетоны. В конце турнира участников, набравших большее количество жетонов, ждут призы.

 

«Юные люби­тели книг»

 

Конкурс «Листая прошлого страницы»

 Из каких материалов делали древние книги?

(Глина, папирус, пергамент и др.)

  1. В виде чего были папирусные книги?

(Свитки.)

  1. В какой стране была изобретена бумага?

(В Китае.)

  • Когда и кем был создан первый печатный станок?

(XV век. Иоганн Гуттенберг.)

  1. Кто в России напечатал первую книгу?

(Иван Федоров.)

  1. Как называлась первая книга Ивана Федорова?

(«Апостол»)

  1. Что значит выражение «от доски до доски»?

(«От первой до последней страницы».)

  1. Что в переводе с греческого означает «тетрадь»?

(«Сложенное вчетверо».)

 

ВЕДУЩИЙ: «Без пословицы не проживешь», – считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, ла­коничных изречениях опыт и мудрость многих поколений. Гово­рят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет украсить речь, сделает ее ярче.

 

Конкурс «Пословица недаром молвится»

Устроим соревнование в знании пословиц. Нужно закончить начатую пословицу.

Сделал дело -…                        гуляй смело.

На чужой сторонушке…            рад своей воронушке.

Слово не воробей…                  вылетит – не поймаешь,

Старый друг…                          лучше новых двух.

Хорошую дружбу…                   и топором не разрубишь,

Труд человека кормит…            а лень портит.

Под лежачий камень…              вода не течет.

Скоро сказка сказывается          да не скоро дело делается;

Грамоте учиться…                      всегда пригодиться.

Ученье – свет,…                         а неученье – тьма.

Ум хорошо,…                             а два лучше,

Человек неученый,…                  что топор неточеный.

Красна птица перьем,…              а человек – ученьем.

ВЕДУЩИЙ:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

                                            А. Шибаев

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем. Язык нам нужен; как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каково его значение.

 

Конкурс «ТАКИЕ СТАРЫЕ СЛОВА»

Задание: дать правильное толкование слова. Участники пооче­редно выбирают карточки со словами. Ведущий дает два варианта толкования слов. Участники выбирают один из вариантов. Веду­щий зачитывает правильное значение слова, пользуясь словарями С. И. Ожегова и В. И. Даля.

ТАРАТОРКА тот, кто много говорит

сорока

СИРЫЙ сирота

волк

СВЕТЁЛКА лампа

небольшая комната

ЧУНИ лапти

дома чукчей

АРМЯК житель Армении

крестьянская одежда

СУШНЯК засохшие деревья

жаркая, сухая погода

ХМАРА темнота, густой туман

преступник

КАРАКУЛЬ ценный мех

непонятная запись

ПЫЛЬНИК пылесос

легкий летний плащ без подкладки

КНИГОЧЕЙ библиотекарь

любитель книги

 

ВЕДУЩИЙ:

Книги – наши верные, мудрые друзья, наши доб­рые советчики. Живут они рядом с нами: в шкафах и на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку – и поведут они нас по ле­сам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…

 

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду.

Мне кажется, порой она

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Вот, слышишь, – Немо-капитан

О чем-то спорит с д’Артаньяном.

Послушный зову твоему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится.

Ответ на сотни «почему»

На книжных прячется страницах.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, кто читает и часто посещает библиотеку, тот хорошо знает и литературу. Наш конкурс – на знание книг и их авторов.

 

Конкурс «КНИГОЧЕЙ»

Для участия в конкурсе приглашаются 6 человек. Каждому выда­ется конверт, в котором – список названий произведений. За пять минут необходимо к названиям произведений подписать их авторов.

1-й конверт

«Конь с розовой гривой», «Растрепанный воробей», «Остров сокровищ», «Мальчик со шпагой», «Приключения Чиполлино»

(В. Астафьев, К. Паустовский, Р. Стивенсон, В. Крапивин, Дж. Родари)

2-й конверт

«Приключения Тома Сойера», «Чудак из 6 б», «Королевство кривых зеркал», «Маугли», «Тимур и его команда»

(М. Твен, В. Железников, В. Губарев, Р. Киплинг, А. Гайдар)

3-й конверт

«Каштанка», «Принц и нищий», «Белый Бим, Черное ухо», «Три толстяка»,

«Алиса в стране чудес»

(А. Чехов, М. Твен, Г. Троепольский, Ю. Олеша, Л. Кэрролл)

4-й конверт

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Кладовая солнца», «Волшебник Изумрудного города», «Сын полка», «Малахитовая шкатулка»

(Н. Гоголь, М. Пришвин, A. Волков, B. Катаев, П. Бажов)

5-й конверт

«Чук и Гек», «Барышня-крестьянка», «Весенние перевертыши», «Два капитана», «Маленький принц»

(А. Гайдар, А. Пушкин, В. Тендряков, К. Каверин, А. Сент- Экзюпери)

6-й конверт

«Бежин луг», «Чучело», «Расмус – бродяга», «Левша», «Денискины рассказы»

(И. Тургенев, В. Железников, А. Линдгрен, Н. Лесков, В. Драгунский)

(Пока участники выполняют задание, со зрителями проводится конкурс «Угадай героя».)

Конкурс «Угадай героя»

  1. «Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Коса сизо-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ка, малахиту платье. Сорт та­кой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь».

«Хозяйка медной горы» (П. Бажов).

 

  1. «Тощий смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом зо­лотом и серебром, в белоснежных туфлях с высоко загнутыми но­сками».

«Старик Хоттабыч» (Л. Лагин).

 

  1. «Это хороший тульский мастеровой, простодушный, и даро­витый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил ди­во-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь су­лили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждет ничего хорошего».

«Левша» (Н. Лесков).

 

  1. Молодой туземец родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве не­сколько лет. В благодарность за спасение, туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасите­ля.

Пятница. «Робинзон Крузо» (Д. Дефо)

 

Молодцы, ребята! Настоящие знатоки книг! Итак, подведем итоги нашей викторины.

(Подведение итогов. Награждение победителей).

 

Итак, подводя итоги нашего литературного состязания, можно сказать: победитель один, и он был известен изначально. Это – КНИГА! Которая учит нас жить, любить, мыслить и принимать решения. Кто-то из великих не напрасно сказал: «Самое большое влияние на человечество оказали книги…». Так пусть наши луч­шие друзья – книги – нас радуют и очаровывают каждый день!

 

Литература:

  1. Волина, В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.: ил. – Текст : непосредственный.
  2. Глухов, А. Г., Лавринович, И. И. Юным друзьям книги. – М.: Молодая гвардия, 1965. – 96 с.: ил. – Текст : непосредственный.
  3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель, ACT, 2001. – 762 с. – Текст : непосредственный.
  4. Делу время, потехе час: стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы. – М.: Дет. лит., 1989. – 32 с. – Текст : непосредственный.
  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с. – Текст : непосредственный.
  6. При солнышке тепло, при матери добро: Русские пословицы и поговорки. – М.: Дет. лит., 1979. – 32 с. – Текст : непосредственный.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *