Книга – не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землею и небом!

О. Чернышёва,

г. Черняховск

 

Сценарий праздника книги

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попробуем разобраться в том, что вроде бы и так всем хорошо известно. Мы совершим с ва­ми путешествие по исхоженной вдоль и поперёк (и всё же загадоч­ной), древней (и всё же молодой) стране. Эту страну не найдёшь на карте, но она существует. Иногда вы можете увидеть её огромной, глазами не охватишь, иногда – крохотной, такой, что уместится в ладонях. Путешествовать по ней лучше всего сидя в кресле.

Есть страна Италия,

Есть земля Австралия,

А ещё на свете есть

Просто чудо из чудес:

Вовсе не Австралия,

Вовсе не Италия!

Книга – древняя страна,

Нераскрытых тайн полна!

 

ЧТЕЦ:

Я ищу дорогу к тайне,

Я хочу увидеть чудо.

Ну хоть что-нибудь такое,

Что вовек я не забуду.

Покажите лишь тропинку,

Укажите мне дорожку:

Полетят навстречу с чудом

Мои маленькие ножки.

У кого спросить дорогу?

Где искать заветный лес?

Волшебства там будет много,

Будет чудо из чудес!

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Да что может быть загадочного в книге? И со­вершенно ничего чудесного! Книга как книга.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

       Да, вам, наверное, кажется, что она была в ва­шей жизни всегда. Скорее всего, именно так и было! И всё же, не­смотря на то, что книга – это такая вещь, которая с нами всегда и везде, мы попробуем найти в ней непрочитанные пока страницы или просто-напросто тайны!

Журналист Морозов писал: «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор че­ловеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Кем бы мы были без книг? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Навер­ное поэтому, едва научившись гово­рить, человечество задумалось над тем, как фиксировать, закреплять те навыки и знания, которые повсед­невно накапливались в общении лю­дей с окружающим их миром. Так появилось письмо, а затем и книга.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Действительно, трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее книг. Ведь без них мы не смогли бы передавать информацию, делиться опытом с потом­ками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать вело­сипед, открывать Америку, сочинять «Фауста»…

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Но книга не всегда была такой, какой мы при­выкли её видеть. В самом начале истории человечества книгу и книгой-то нельзя было назвать. Информация фиксировалась на сводах пещеры, на гранитной или мраморной плите, на колоннах храма. Да и букв тогда ещё не было. Древние люди писали с помо­щью рисунков.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Давайте ненадолго перенесёмся в древний мир. Кто самый смелый? Выходите на сцену.

(Выходят 2-3 участника.)

Представьте, что вы – первобытные люди. Сегодня на заре каждый из вас убил бизона или мамонта. Теперь вы хотите пригла­сить отведать свежего мяса своего приятеля из соседнего племени.

Писать вы, разумеется, не умеете, но высечь на камне рисунки, пе­редающие информацию (куда, зачем, во сколько и т.д.) для своего товарища вы сможете.

(Участникам дают фломастеры и бумагу.)

Приступайте!

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

А пока наши участники трудятся, мы с вами попробуем вспомнить, какими были книги до появления бумаги, на чём они писались.

(Зрители называют, например: на пальмовых листьях, на костях живот­ных, на бамбуковых дощечках и шёлковых свитках, на глиняных черепках и бересте, папирусе и пергаменте. За каждый правильный ответ вручается жетон).

Молодцы! А теперь по­смотрим, что же получи­лось у наших «древних лю­дей».

(Зрители выбирают самое понятное и точное, на их взгляд, приглашение. Победи­тель награждается жетоном и бурными аплодисментами).

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Важнейшую роль в истории книги сыграло изобретение бумаги. Произошло это в Китае во II веке н.э. С тех пор книга стала более практичной и удобной, и человек понял, что может «переписываться» не только с современниками, но и с по­томками. Так книга стала связующим звеном между поколениями. Благодаря книгам сегодня мы узнаём о том, что было давным-дав­но, сотни лет назад.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Вот, например, какая история о загадочном растении дошла до нашего времени. Богиня любви Афродита, уз­нав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом, принесшим ей это известие.

Колючие кустарники царапали ей кожу. Капельки крови пада­ли на ветки и превращались в алые бутоны. Распускались они под утро…

Народная мудрость гласит, что это растение стоит семи докто­ров.

В XVI веке, во времена царя Ивана Грозного, за урожаем ягод этого растения снарядили экспедиции, хранили его для военных походов, а платили за лекарство бархатом, парчой, драгоценными шкурками соболей.

В старину не знали ни перекиси водорода, ни йода, поэтому, чтобы остановить кровотечение и уберечься от гангрены, откры­тые раны промывали ягодным настоем этого замечательного рас­тения.

Мореходы, отправляясь в длительное плавание, запасались плодами этого растения. Не потому ли оно стало национальной эмблемой англичан? Что же это за растение? (Шиповник.)

(За правильный ответ — жетон).

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

А я прочитала о другом загадочном предмете. У него двухтысячелетняя история. Первые сведения о его появлении относятся к III веку до нашей эры. Вначале он носил название «сударий». Затем ему на смену приходит слово «орарий». Этим предметом приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в цирке – помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. Во время великого переселения народов он прекратил своё существование и вышел из обихода на многие века.

Возродиться ему суждено было лишь в Средние века в Италии, а затем он распространился по остальным странам Европы.

Долгое время он оставался предметом роскоши. «Победное» шествие его началось лишь в XIX веке.

Возможно, что сегодня этот предмет есть и у некоторых из вас. Так что это за предмет? (Носовой платок).

(За правильный ответ – жетон).

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Английский философ Ф. Бэкон назвал книги «кораблями мысли, странствующими по волнам времени и береж­но несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению». Эта особенность — и есть первая тайна загадочной страны под на­званием КНИГА, которую мы с вами раскрыли.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Книга во все време­на считалась величайшим сокровищем, и не только потому, что на её создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплёты украшались зо­лотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными застав­ками и аккуратными иллюстрациями… Главной ценностью книги считалось её содержание: мудрость, заключённая в словах. А мудрость народная выражает­ся прежде всего в пословицах. Поэтому сейчас вам надо будет вспомнить как можно больше пословиц, посвящённых книге, грамоте, учению, мудрости.

(Уча­стники по очереди называют пословицы, например):

  • Век живи, век учись.
  • Учиться никогда не поздно.
  • Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а человек – ученьем.
  • Не учась и лаптя не сплетёшь.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Учёный водит, неучёный следом ходит.
  • И сила уму уступает.
  • Видит око далёко, а ум – ещё дальше.
  • Чему смолоду не научился, того и под старость знать не будешь.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
  • Сперва аз да буки, потом и все науки.
  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Пойти в науку – терпеть муку.
  • Кто силён в науке, не знает скуки.
  • Будешь всё знать – скоро состаришься.
  • Ученье лучше богатства.
  • Книга книгой, а умом двигай.
  • С мудрым знаться – ума набраться.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Недочитанная книга – что непройденный путь.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
  • Хорошая книга ярче звёздочки светит.
  • Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.
  • Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
  • Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают.

(За каждый ответ участник получает жетон).

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Я тоже знаю пословицу: «Книга мала, да ума придала».

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Вер­но, книга очень многому нас учит. И это ещё одна из её тайн.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Вот ещё, нашли тайну! Это же всем известно: из книг мы узнаём много нового и ин­тересного, они развивают нашу память и тренируют внимание, дают ответы на многие вопросы.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Верно.

Порою вопросы,

Как будто занозы

Надолго в тебе застревают,

И жалят вопросы,

Как злющие осы,

И боль эта не остывает.

Избавиться можно

От ос и заноз,

Но если в тебе

Застревает вопрос,

То, как ни старайся,

Спасения нет,

Пока на вопрос

Не отыщешь ответ…

А где можно найти ответ? Ну, конечно же, в книге! Вот мы сей­час и посмотрим, есть ли среди вас такой мудрец, который, получив трудный вопрос, сообразит, к какой книге обратиться за помощью.

(Приглашаются два участника. Каждому по-очереди ведущие задают во­просы. Играющие должны как можно быстрее найти среди предложенных книг ту, в которой есть ответ на вопрос. За правильно выполненное задание – жетон. Побеждает участник, нашедший ответы на наибольшее количество вопросов. Ему присваивается звание Деда Всеведа.)

 

Примерные вопросы:

  1. Из чего у птиц сделаны уши?
  2. Как индейцы отмечают праздник кукурузы?
  3. Какая планета является третьей по счёту от Солнца?
  4. Какое прозвище было у Великого князя Московского Дмит­рия Юрьевича Шемяки?
  5. Правда ли, что Ярило – бог ярости и войны у древних славян?
  6. Как пригласить друзей «на чашку чая»?

 

Предложенные книги:

  1. Мир животных. Пресмыкающиеся, птицы, рыбы, насеко­мые. — Минск: Миринда, Родиола-плюс, 2000. – 416 с. – (Дет­ская энциклопедия в вопросах и ответах).
  2. Народности: Энциклопедия для детей / Пер. с фр. В. Румян­цева. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 124 с. – (Серия «Моя пер­вая энциклопедия LAROUSSE»). 
  3. Керрод Р. Космическое пространство: Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001. – 96 с. 
  4. Пчелов Е. В., Чумаков В Т. Правители России от Юрия Дол­горукого до наших дней. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: «Грантъ», 2000. – 296 с. 
  5. Калашников В. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2002. – 48с. 
  6. Бондаренко Э.О. Ваш друг – этикет. – Калининград: Кн. изд-во, 1996. – 255 с.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Но ведь хорошая книга не только просвещает и развивает ум, она обогащает вашу душу, облагораживает чувства и нравы. Читая книги, человек учится быть самим собой, быть тер­пимым и бескорыстным, понимает, какое чудо – обыкновенная человеческая жизнь.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Да и не только человеческая. Любая зверюшка нуждается в сочувствии, ласке, заботе. И этому тоже учит книга.

Что ты тискаешь утёнка?

Он малыш — а ты большой,

Ишь, задравши головёнку,

Рвётся прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку:

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать.

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притянешь – и капут.

                              Саша Чёрный

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Книги, повествующие о любви к окружаю­щей среде и всему живому в ней, способствуют укреплению жиз­нелюбия, добра, благотворно влияют на душевное состояние че­ловека.

 

   2-й ВЕДУЩИЙ: А что вы чувствуете, читая такие строки…

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури гоДубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозйой

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень, тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

                          И. А. Бунин. Листопад.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Как красиво! Так и хочется взять кисть и кра­ски и нарисовать всё это великолепие!

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Значит, можно сказать, что книги помогают научиться рисовать? Как думаете, ребята?

(Выслушиваются ответы детей).

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Что ж, давайте предложим ребятам выступить в роли художников-иллюстраторов. Начать предлагаю с простого – нарисовать иллюстрации к сказкам.

(Приглашаются по пять участников от каж­дой команды. Команде выдаётся лист бумаги с за­главием книги и началом рисунка (например, шляпа и галстук Незнайки или борода и плеть Карабаса). Участники по очереди с закрытыми глазами дори­совывают иллюстрацию, не общаясь между собой, потом объясняют, что нарисовали).

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Да… Здорово! А какую тайну вы ещё нам раскроете?

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Знаете ли вы, что книги умеют… лечить людей? Древняя восточная мудрость гласит: «Болеющий и страдаю­щий пусть берёт в помощь книгу – в мире нет лекарства её сильнее». Книги и чтение

стали считаться терапевтическими средствами по крайней мере в конце Средневековья. В XVIII в. в Англии, Франции, Германии, Шотландии врачи начали предписывать чтение в качестве тера­пии. А в Х1Х-ХХ вв. в Англии, Германии, США врачи-практики приступили к исследованиям воздействия книг и чтения на паци­ентов.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Особенно ярко воздействие книг на выздо­ровление больного проявилось в годы войны. Возможно, впервые со времён древних Фив очень многие люди поняли, что книги действительно могут быть лекарством для души и, следовательно, тела.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

… Давно мы из дома.

Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся.

Я знаю. Я верю.

И время такое придёт:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

Читая такие строки, раненые солдаты обрета­ли мужество и уверенность в своих силах, веру в себя и в победу, желание жить и любить. И именно это было главным лекарством.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Но иногда книги сами нуждаются в лечении. Ведь бывает и так:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты – как мочала.

На листах – каракули,

Книжки горько плакали.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

От Скворцова Гришки

Убежали книжки.

Просят помощи у нас.

Будем их лечить сейчас.

(Участникам выдаются «больные» книги, клей, бумага, ножницы, скотч. Ребята подклеивают книги, стараясь сделать это как можно акку­ратней).

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

А к остальным гостям у меня есть несколько вопросов. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья». А где не нужно – молчите.

– Помнит кто из вас, друзья,

Что без книг прожить нельзя?

– Кто читал так много книг,

Что не помнит, что же в них?

– Кто так много книжек брал,

Что сдавать их забывал?

– Знает кто из вас, друзья,

Что книги пачкать, рвать нельзя?

– Есть ли среди вас такой,

Кто от книг бежит стрелой?

– А есть ли среди вас таков,

Кто день и ночь читать готов?

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

А наши «доктора» уже вылечили «больных». Посмотрите, как повеселели книжки! Спасибо вам огромное за за­боту.

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Ну, а теперь подведём итоги. Победитель по­лучает приз и аплодисменты!

Будьте с книгами, ребята, неразлучны,

Ведь чудес у книги — до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

В книге на любой странице

Оживают чудеса.

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

 

1-й ВЕДУЩИЙ:

Но, читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки –

Замечательные книжки –

Замечательную жизнь!

 

2-й ВЕДУЩИЙ:

До новых встреч в таинственной и чудесной стране КНИГА!

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Выпускной!.. / ред.-сост. Л. И. Жук. – Красико-Принт, 2000.
  2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  3. Детская Энциклопедия: Книга от Адо Я / авт.-сост. Ю. Гуллер. – М.: АО Аргументы и факты, 1996. – № 8.
  4. Ельцова-Стрелкова В. Вместе с таблеткой – доброе слово // Библиотека. – 2002. – № 5. – С. 77-78.
  5. Зайцева И. Н. Сказка о хитром гноме и волшебном троне // Педсовет. – 2002. – № 9. – С. 3-5.
  6. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки / Ред. Е. Селеменива. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2003. – Вып. 3.
  7. Литературный коктейль / ред-сост. Л. И. Жук. – Красико-Принт, 2002.
  8. На балу у Золушки / ред.-сост. Л. И. Жук. – Красико-Принт, 2001.
  9. Немировский Е. Л. Путешествие к истории русского книгопечатания: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Сентябрь уж наступил / ред.-сост. Л И. Жук. – Красико-Принт, 1998.
  11. Читаем, учимся, играем: Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 1999-2003 гг.
  12. Я познаю мир: Детская энциклопедия : Культура / авт.-сост. Н. В. Чудако­ва; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ACT, 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *