Султангулова, В. Жив народ, пока жива память / В. Султангулова ;
фото Б. Яворского. – Текст : непосредственный
// Путь Октября. – 1992. – 13 июня. – С. 1, 2.
На протяжении столетий башкиры сражались рука об руку с русскими, охраняя интересы Родины. Вот и в трудном для Русского государства 1812 году встали башкиры на защиту Москвы. В память о тех событиях сохранился в народе праздник на котором вспоминают потомки о тех батырах, кто, проявив доблесть и мужество, дошел до самого Парижа. Назвали этот праздник в честь места, где прощались воины с родной землей, — «Кунгак байрам».
7 июня с раннего утра начали съезжаться жители Мелеуза и Мелеузовского района, гости из городов Уфы, Салавата и Стерлитамака, из Ишимбайского и Кугарчинского районов к подножию горы Кунгак, откуда намечено было восхождение к месту, с которого 180 лет назад началось шествие северных амуров (так называли в годы Отечественной войны 1812 года башкирских конников).
На снимках: восхождение на гору;
над горой Кунгак — флаг нашей Республики Башкортостан
Открыл праздник глава Мелеузовской районной администрации Ш. X. Вахитов. Он поздравил всех собравшихся с юбилеем. Затем суры из Корана прочитал студент медресе «Хусаиния» г. Оренбурга Мансур Хабибуллин.
Председатель правления Мелеузовской аймачной организации Башкирской народной партии Сайфулла Гадеевич Амиров а своем выступлении сказал:
— Широкое и активное участие башкирских конников а войне 1812 года и в заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах было подготовлено предшествующей историей башкирского народа, с середины XVI века находившегося а составе Русского государства.
В грозные дни, когда чужеземные захватчики покушались на целостность и независимость нашей родины, башкиры седлали своих коней, брали оружие, шли сражаться с врагом.
10 апреля 1798 года правительство издало Указ о введении кантонной системы управления, превратившей башкир в военное сословие. В Указе говорилось: сделать точное исчисление башкирцев, способных нести военную службу, «считая по летам от 20 до 50 лет», разделив их по кантонам.
8 августа 1812 года, когда враг рвался к Москве, русское правительство обратилось к башкирскому народу с призывом сформировать конно-казачьи полки. С отрогов Уральских гор, из степей Сакмары, с долин Агидели и Ашкадара группами и в одиночку собирались башкирские всадники на сборные пункты. Башкирские воины были обмундированы и вооружены за свой счет. Конно-казачьи полки (как и все казачьи) формировались из 500 воинов и 30 офицеров. Каждый башкирский полк имел свое знамя.
…Многое изменилось с тех пор. Изменилась покрытая молодой порослью и сама гора Кунгак. И все же… Стоит закрыть на минуту глаза и будто бы наяву слышится ржание оседланных башкирских коней, быстрый, певучий говор, плачь детей и, конечно же, нежный, западающий в душу звук курая и тальянки.
Провожала в тот год земля своих славных сынов. 28 конно-казачьих башкирских полков было сформировано в результате дружной поддержки всего населения в дополнение к воевавшим в составе регулярных войск воинам. Кроме того, помимо конников, принимавших участие в боевых действиях, еще 12 тысяч башкир продолжало нести линейную службу на восточных границах.
Башкиры — жители Южного Урала, опытные и выносливые кавалеристы, привыкшие ездить не только по степи, но и по горам и лесам, оказались весьма подходящей силой для пополнения партизанских отрядов, действующих в то время на всех путях, ведущих к Москве. Бесстрашными и находчивыми партизанами проявили себя башкирские конники в отрядах прославленных героев Отечественной войны 1812 года.
Помнят в народе имена Ихсана и Хусаина Абубакировых, Максюта Масагутова, Мырдаша Муратова (все они из деревни Верхнеташево, которая осталась на дне Нугушского водохранилища), Биккужи Рафикова (д. Иткучуково), Ишбулды Зиянгирова (д. Давлеткулово).
Это только несколько фамилий, имена других бесстрашных батыров также надежно хранятся в памяти потомков. Им посвящено сегодняшнее восхождение на пик горы Кунгак, конкурс танцев, игра на курае и кубызе, народная борьба.
За долгие годы умолчания о празднике привыкли жители близлежащих деревень отмечать этот деть в кругу близких людей, а потому, не дожидаясь, когда организаторы объявят о начале «Кунгак-байрама», устраивали они застолья, где наряду с башкирской раздавалась русская речь (кунак — так называют башкиры своих гостей), слышны были звонкие голоса, выводящие народные песни.
Честь и хвала народу, способному вопреки всему хранить память о славных делах своих предков…
В. Султангулова.
У семейного стола рады всем
На празднике всем нашлось место и пожилым, и совсем юным.
Народные мелодии, исполняемые на мандолине, всегда любимы башкирским народом.
Какой же праздник без пляски!
На ковре соревнуются батыры.
Фото Б. Яворского.