Жив народ, пока жива память

Султангулова, В. Жив народ, пока жива память / В. Султангулова ;

фото Б. Яворского. – Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1992. – 13 июня. – С. 1, 2.

 

   На протяжении столе­тий башкиры сражались рука об руку с русскими, охраняя интересы Родины. Вот и в трудном для Рус­ского государства 1812 го­ду встали башкиры на защиту Москвы. В память о тех событиях сохранился в народе праздник на кото­ром вспоминают потомки о тех батырах, кто, проявив доблесть и мужество, до­шел до самого Парижа. На­звали этот праздник в честь места, где прощались вои­ны с родной землей, — «Кунгак байрам».

   7 июня с раннего утра начали съезжаться жители Мелеуза и Мелеузовского района, гости из городов Уфы, Салавата и Стерлита­мака, из Ишимбайского и Кугарчинского районов к подножию горы Кунгак, от­куда намечено было вос­хождение к месту, с которого 180 лет назад началось шествие северных амуров (так называли в годы Отече­ственной войны 1812 года башкирских конников).

На снимках: восхождение на гору;

над горой Кунгак — флаг нашей Республики Башкортостан

   Открыл праздник глава Мелеузовской районной администрации Ш. X. Вахитов. Он поздравил всех собравшихся с юбилеем. Затем суры из Корана прочитал студент медресе «Хусаиния» г. Оренбурга Мансур Хабибуллин.

   Председатель правления Мелеузовской аймачной организации Башкирской на­родной партии Сайфулла Гадеевич Амиров а своем выступлении сказал:

   — Широкое и активное уча­стие башкирских конников а войне 1812 года и в за­граничных походах русской армии в 1813-1814 годах бы­ло подготовлено предше­ствующей историей баш­кирского народа, с середины XVI века находившегося а составе Русского государ­ства.

   В грозные дни, когда чу­жеземные захватчики покушались на целостность и независимость нашей родины, башкиры седлали своих коней, брали оружие, шли сражаться с врагом.

   10 апреля 1798 года пра­вительство издало Указ о введении кантонной систе­мы управления, превратив­шей башкир в военное со­словие. В Указе говорилось: сделать точное исчисление башкирцев, способных нес­ти военную службу, «считая по летам от 20 до 50 лет», разделив их по кантонам.

   8 августа 1812 года, ког­да враг рвался к Москве, русское правительство об­ратилось к башкирскому на­роду с призывом сформи­ровать конно-казачьи пол­ки. С отрогов Уральских гор, из степей Сакмары, с долин Агидели и Ашкада­ра группами и в одиночку собирались башкирские всадники на сборные пунк­ты. Башкирские воины бы­ли обмундированы и воо­ружены за свой счет. Конно-казачьи полки (как и все казачьи) формировались из 500 воинов и 30 офицеров. Каждый башкирский полк имел свое знамя.

   …Многое изменилось с тех пор. Изменилась по­крытая молодой порослью и сама гора Кунгак. И все же… Стоит закрыть на ми­нуту глаза и будто бы ная­ву слышится ржание оседланных башкирских коней, быстрый, певучий говор, плачь детей и, конечно же, нежный, западающий в душу звук курая и тальян­ки.

   Провожала в тот год зем­ля своих славных сынов. 28 конно-казачьих башкирских полков было сформировано в результате дружной под­держки всего населения в дополнение к воевавшим в составе регулярных войск воинам. Кроме того, помимо конников, принимавших участие в боевых действиях, еще 12 тысяч башкир продолжало нести линейную службу на восточных границах.

   Башкиры — жители Юж­ного Урала, опытные и выносливые кавалеристы, при­выкшие ездить не только по степи, но и по горам и лесам, оказались весьма подходящей силой для по­полнения партизанских от­рядов, действующих в то время на всех путях, веду­щих к Москве. Бесстраш­ными и находчивыми партизанами проявили  себя башкирские конники в отря­дах прославленных героев Отечественной войны 1812 года.

   Помнят в народе имена Ихсана и Хусаина Абубакировых, Максюта Масагутова, Мырдаша Муратова (все они из деревни Верхнеташево, которая осталась на дне Нугушского водохранилища), Биккужи Рафикова (д. Иткучуково), Ишбулды Зиянгирова (д. Давлеткулово).

   Это только несколько фа­милий, имена других бесстрашных батыров также надежно хранятся в памяти потомков. Им посвящено се­годняшнее восхождение на пик горы Кунгак, конкурс танцев, игра на курае и кубызе, народная борьба.

   За долгие годы умолчания о празднике привыкли жи­тели близлежащих деревень отмечать этот деть в кругу близких людей, а потому, не дожидаясь, когда орга­низаторы объявят о начале «Кунгак-байрама», устраива­ли они застолья, где наряду с башкирской раздава­лась русская речь (кунак — так называют башкиры своих гостей), слышны были звонкие голоса, выводящие народные песни.

   Честь и хвала народу, спо­собному вопреки всему хранить память о славных делах своих предков…

В. Султангулова.

 

У семейного стола рады всем

На празднике всем нашлось место и пожилым, и совсем юным.

Народные мелодии, исполняемые на мандолине, всегда любимы башкирским народом.

Какой же праздник без пляски!

На ковре соревнуются батыры.

Фото Б. Яворского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *