2 апреля — международный день детской книги
Е. Степанова.
Праздник детской книги для учащихся 1-5-х классов.
Подготовка: дети учат пословицы, загадки, читают сказки.
За неделю до мероприятия в библиотеке вывешивается красочное объявление:
«ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ДРУЗЕЙ КНИГИ В ГОСТИ К БАБЕ-ЯГЕ. ВАС ЖДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ КОНКУРСЫ, ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ, ЗАБАВНЫЕ ШУТКИ И СЮРПРИЗЫ. ПРИХОДИТЕ, БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС».
Оформление: Вместо занавеса можно использовать стеллажи, из-за них появляются все герои праздника. На сцене избушка на фоне леса, рядом с избушкой — пенек. За ним сидит Баба-Яга.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ, БАБА-ЯГА, КИКИМОРА, ЛЕШИЙ, КОЩЕЙЧИК, БАРМАЛЕЙ, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ.
ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте, дорогие ребята. Хотите побывать у Бабы-Яги в гостях? Тогда помогайте нашим героям и вместе с ними вы встретитесь у Бабы-Яги, познакомитесь с ее друзьями и «родственниками».
(Избушка Бабы-Яги, Яга сидит и разговаривает сама с собой.)
БАБА-ЯГА:
Ох, что-то я устала всякие гадости и подлости устраивать, праздника душа просит. А устрою-ка я себе день рождения, гостей позову, подарки мне всякие хорошие подарят. Без подарков никого не пущу в гости.
(Встает, зовет сороку-белобоку. Появляется изображение сороки.)
Ты, сорока, объяви всем, что у меня в воскресенье день рождения, пускай все в гости приходят, да про подарки не забывают. А я пока пойду мухоморов насобираю, змей да лягушек наловлю, буду всякие вкусности готовить.
(Уходит).
(Появляются Леший и Кикимора).
ЛЕШИЙ:
Ты слыхала новость? Эта старая карга решила свой день рождения отметить. Сходить, что ли?
КИКИМОРА: Так ведь подарки надо.
ЛЕШИЙ:
Ой да пенек какой-нибудь подарим, — и все.
КИКИМОРА:
Ты что, она ведь, если осерчает, может и в печке поджарить нет уж, давай добывать хорошие подарки.
ВЕДУЩИЙ:
Если вы хотите получить хорошие подарки, вам помогу, но не просто так. Вы их должны заработать. Проведите для ребят интересные конкурсы. Ребятам — жетоны, а вам призы дам.
КИКИМОРА: Мы согласны, согласны.
ЛЕШИЙ: Предлагаю вам конкурс
«А терем тот высокий, и кто же в нем живет?»
- В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами:
Ель растет перед дворцом…
(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
2 «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике лебяжьего, покрытым золотой парчой… Все ее пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зеленых малахита медного, и что в той палате добра и скарба всякого, есть на чем есть во что переодеться, есть во что посмотреться.
(Дворец лесного, чуда морского. С. Т. Аксаков «Аленькии цветочек»).
3 «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие — нарисованы на куске старого холста.
(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
- «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах, на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодей на коне запрыгнет и поцелует ее».
(Царевна несравненная красота, русская народная сказка «Сивка-Бурка»).
- «Вилла «Курица» — так называется этот старый дом, окруженный запущенным садом. В комнатах стояла мебель, в села утварь».
(Жилище Пеппи. А. Линдгрен. «Пеппи Длинный Чулок»).
- «А где я буду жить? — спросил зверек. — Жить?.. Да хотя бы здесь! — Директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. — Это и будет твой дом!»
(Жилище Чебурашки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).
- «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано «Вход воспрещен», и на другой — «Выход воспрещен».
(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»).
- «И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом —
Лавки, крытые ковром,
Под святыми — стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой…»
(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».)
- «Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные, и в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае — удочка была… Очень им в этом доме понравилось».
(Дом дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. Э. Н. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»).
ВЕДУЩИЙ:
Очень интересно. Мы побывали в жилище стольких сказочных героев, молодец Леший!
КИКИМОРА:
А я тоже молодец, я тоже хочу поиграть с ребятами. Предлагаю конкурс «сказок». Я вам сейчас такую сказочку расскажу, слушать замаетесь. Итак:
Жил да был карась —
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима —
Вот и сказке половина.
Жили-были два гуся —
Вот и сказка вся!
Или:
Жил-был старик,
У старика был колодец,
А в колодце — огурец,
Вот и сказочке конец!
ВЕДУЩИЙ:
Но ведь это же не настоящие сказки! Это сказки- шутки, короткие да веселые.
КИКИМОРА:
А я другие еще знаю:
- Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало —
Эта сказка хороша,
Начинай сначала!
Жила-была бабка…
- Стоит лес, в лесу избушка,
В избушке печь, в печи горшок,
В горшке опара. Начинай сначала!
Стоит лес… или
- Шла я как-то через мост,
На мосту ворона сохнет.
Взяла ворону я за хвост,
Положила ее под мост:
Пусть ворона мокнет.
Шла я как-то через мост,
Под мостом ворона мокнет.
Взяла ворону я за хвост,
Положила ее на мост:
Пусть ворона сохнет.
ВЕДУЩИЙ:
А это докучные сказки. Как вы думаете, почему они называются «докучные»? А вы, ребята, знаете докучные сказки?
(Дети рассказывают.)
КИКИМОРА:
Ну все-все, хватит одно и то же повторять. Надоело! Подарок мне отдавайте, да я пойду в гости.
ВЕДУЩИЙ:
Молодцы. Вот тебе, Леший, подарок, а это тебе, Кикимора, вы их честно заработали.
(Леший и Кикимора кричат «Ура» и уходят).
ВЕДУЩИЙ:
А пока я вам предлагаю конкурс
«Чтение — вот лучшее лечение»,
Эти крылатые слова принадлежат А.С. Пушкину. А мудрость народная выражается прежде всего в пословицах. Вам надо будет вспомнить как можно больше пословиц, посвященных книге, грамоте, учению, мудрости.
- Век живи, век учись.
- Учиться никогда не поздно.
- Ученье — красота, а неученье — простота.
- Не учась грамоте, в попы не ставят.
- Чему смолоду не научился, того и под старость зуать не будешь.
- Ученье — свет, а не ученье — тьма.
- Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
- Сам себе не рад, что грамоте горазд.
- Сперва аз, буки, потом и все науки.
- Азбука — и мудрости ступенька.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Пойти в науку — терпеть муку.
- Кто силен в науке, не знает скуки.
- Ученье лучшее богатство.
- Красна пава перьем, а человек — ученьем.
- Книга книгой, а умом двигай.
- Книга мала, а ума придала.
- С мудрым знаться — ума набраться.
(Звучит музыка. Появляется Кощейчик.)
КОЩЕЙЧИК:
(напевает, затем спрашивает): Где у вас тут хорошие подарки раздают? Мне тоже надо.
ВЕДУЩИЙ:
Их не просто так дают, их заработать надо. Поиграй с ребятами, тогда и получишь подарок.
КОЩЕЙЧИК:
А в какую вам хочется игру поиграть?
ВЕДУЩИЙ:
В интересную, и чтобы про сказки и про сказочных героев.
КОЩЕЙЧИК:
Запросто. Слушайте, я с вами сыграю в игру «Литературный дуэт».
ВЕДУЩИЙ:
Как это?
КОЩЕИЧИК:
Сейчас объясню: я говорю имя литературного героя, а вы называете другого героя из этой же сказки. Например, я скажу — Колобок, а вы ответите — Лиса.
ВЕДУЩИЙ:
Я скажу — Винни Пух, а ты скажешь — Пятачок.
КОЩЕЙЧИК:
Ребята, вы поняли, как будем играть? Я бросаю мяч и говорю слово, а вы кидаете мне мяч обратно и при броске называете героя. Начали:
Примерные дуэты:
Пьеро — Мальвина
Джинн — Аладдин
Князь Гвидон — Царевна Лебедь
Муха Цокотуха — Комар
Волька — старик Хоттабыч
Емеля — царевна Несмеяна
Бармалей — Айболит
Крокодил — Медведь
Бобик — Барбос
Домовенок Кузя — Наташа
Крокодил Гена — Чебурашка
Лев — Собачка
Кай — Герда
Русалочка — Принц
Золушка — Принц
Ежик — Медведь
Карлсон — Малыш
Оловянный солдатик — Балерина
Царевна Лягушка — Иван Царевич
Чук — Гек
Красная Шапочка — Волк
Данила-мастер — Хозяйка медной горы
Братец Лис — братец Кролик
Сестрица Аленушка — братец Иванушка
Ромео — Джульетта
Лиса Алиса — Кот Базилио
Трубочист — Пастушка
Маша — Медведь
Лиса – Журавль
ВЕДУЩИЙ:
Молодец, Кощейчик! Вот и тебе подарок. Нравится?
КОЩЕЙЧИК:
Да! (Уходит, напевая «Тирли-бом-бом»)
(Появляется Бармалей, стреляет из игрушечного пистолета).
ВЕДУЩИЙ:
Ой, кто это?
БАРМАЛЕЙ:
Это я, Бармалей, пришел вас ограбить. Вон сколько я уже награбил.
(Показывает мешок).
ВЕДУЩИЙ:
Зачем нас грабить? Мы тебе и так отдадим подарок, поиграй с ребятами. Или ты ни одной игры не знаешь?
БАРМАЛЕЙ:
Я умею обижать малышей, пугать и грабить.
ВЕДУЩИЙ:
Так не пойдет! Зачем ты это делаешь?
БАРМАЛЕЙ:
Не знаю. Такой я…
ВЕДУЩИЙ:
Злой и нехороший, жадный Бармалей.
БАРМАЛЕЙ:
Думаете, мне нравится, я и сам хотел исправиться, да не знаю как.
ВЕДУЩИЙ:
А мы с ребятами тебе поможем. Что у тебя в мешке?
БАРМАЛЕЙ:
Вещи тех, кого я ограбил.
ВЕДУЩИЙ:
Верни их обратно.
БАРМАЛЕЙ:
Но я забыл, где я взял эти вещи.
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, давайте поможем Бармалею. Назовем, из каких сказок эти предметы.
БАРМАЛЕЙ:
Только не торопитесь, я буду записывать. Называйте громко сказку, из которой этот предмет.
(Участники праздника определяют принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке.)
Предметы могут быть такими:
Зеркало — «Сказка о мертвой царевне».
Игла — «Царевна-Лягушка».
Клубок — (Показывает дорогу многим героям).
Кувшин — «Лиса и Журавль», «Дудочка».
Лук и стрела — «Царевна-Лягушка».
Топор — «Каша из топора».
Перстень — «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка».
Яблоко — «Сказка о мертвой царевне».
Яйцо — «Курочка Ряба», «Царевна-Лягушка».
Зайчик — «Колобок», «Лиса и Заяц», и др.
Конь — «Конек-Горбунок».
Рыба — «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка».
Утка — «Серая шейка», «Хромая уточка», «Царевна-Лягушка».
ВЕДУЩИЙ:
Молодцы, ребята! Аты, Бармалей, поспеши, тебе нужно все вещи вернуть на место. А за то, что ты исправился, вот тебе подарок.
БАРМАЛЕЙ:
Это хорошо!
(Уходит быстро).
ВЕДУЩИЙ:
А чем же мы сейчас займемся? Давайте…
(Звучит громкая музыка, раздаются грохот и шум. Появляется Змей Горыныч).
ГОРЫНЫЧ: Я подарок хочу, пока не дадите, я буду на вас чихать огнем и дымом! Я буду вас кусать за пятки! А-ам!
(Пытается укусить Ведущего.)
ВЕДУЩИЙ:
Погоди, погоди! Зачем же кусаться, поиграй с ребятами — и подарок твой.
ГОРЫНЫЧ:
Ну ладно, считайте, что спаслись. Слушайте, я вас «компотом» из сказок угощать буду. Итак…
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет, козлятки запрут избушку, и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь, и просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Отвечает ему Золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Испекла баба колобок, а он снес яичко, да не простое, а золотое. А Баба-Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке никого нет. Как закричит она гусям: «Кто ложился на мою самую большую кровать?». А дед посадил репку, выросла она большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потя- нет… и вытянул… цветочек аленький. А он как закричит:
«Несет меня лиса,
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!»
И пошел журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует: «Сестрица Аленушка, я пить хочу!» — «А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой» — и вытянул репку. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел он в топкое болото. Смотрит, сидит там серый волк, хвост опустил в прорубь и приговаривает: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая». А лиса ему: «Славная песенка! Да только беда, голубчик, что я стара — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой еще разочек». А Емеля смеется, схватил щуку в руку и говорит: «Вот уха будет сладка!». А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
ГОРЫНЫЧ:
А теперь скажите мне, какие сказки вы из этого «компота» выловили?
(«Волк и козлята», «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Репка», «Аленький цветочек» А. Т. Аксакова, «Петушок — золотой гребешок», «Лиса и журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Царевна лягушка», «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «По щучьему велению»).
ВЕДУЩИЙ:
Молодцы, ребята! А тебе, Горыныч, спасибо за интересные «угощения». Вот тебе подарок.
(Горыныч, пыхая: «Пых, пых, пых», — уходит).
ВЕДУЩИЙ:
А мы, ребята, заглянем в гости к Бабе-Яге, что-то ее давно не видно и не слышно.
(Приходит Баба-Яга, садится и напевает).
БАБА-ЯГА:
Мне служат вороны и змеи,
Лягушки, черные коты,
Я с ними говорить умею,
Мои слова не так просты.
Бываю зла, летаю в ступе,
Но иногда могу помочь.
И белый день мне недоступен,
Ночь нравится, люблю я ночь.
ВЕДУЩИЙ:
Скажи нам, бабушка, а почему тебя зовут «яга»?
БАБА-ЯГА:
А потому, милая, что я из племени ягов.
ВЕДУЩИЙ:
А почему твой дом стоит на курьих ножках?
БАБА-ЯГА:
Да это люди придумали! А на самом деле — все глухие места в лесу назывались курьями, но это было давным-давно. Стоит на курьях, значит, очень далеко, в глухом месте, на болотах. Потом позабыли, что означало это слово, вот по сходству звучания и получилось, что избушка стоит на курьих ногах, а раз стоит, то и поворачиваться умеет, ноги-то для ходьбы предназначены. Ну да заболталась я с вами, а я ведь сегодня аменинница, так хоть вот загадки ребятам позагадываю про своих родственников, а они меня повеселят, все их отгадают.
Конкурс «Родственные души»
- Живет он, как правило, в лесной глуши, в буреломе или заросшем дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами.
(Леший).
- Обычно он плавает у самого дна реки и проверяет, не утонул ли кто, много ли рыбы в его владениях. Он редко выходит из воды.
(Водяной).
- Они живут в озере. Днем прячутся в глубине, а ночью выходят на берег. Увидишь их издали — беги прочь. Не то их руки защекочут, утянут на дно озера. (Русалки).
- Дух этот живет в каждом доме. Селится, как правило, за печкой.
(Домовой).
- Днем она прячется, а выходит только ночью. Говорят, в нее превращается девочка, которую слишком часто ругают. Бесы забирают ее к себе на болото и там растят. А когда она подрастает, то может остаться на болоте или поселиться в избушке.
(Кикимора).
БАБА-ЯГА:
Молодцы, голубчики, порадовали бабусеньку, потешили ягусеньку, устроили праздник в день рождения. А теперь мне пора, гости вот-вот придут, принарядиться надо, прихорошиться… аменинница я все же…
(Выходят герои, поют «Каравай»).
ВЕДУЩИЙ:
До свидания, Баба-Яга, будь здорова, гриппом не заболей, живи долго-долго. Желаем тебе весело отметить свой день рождения.
(Баба-Яга машет рукой).
ВЕДУЩИЙ:
Ну, вот и все. Закончился наш праздник. Мы очень рады, что вы побывали в гостях у Бабы-Яги. Спасибо всем. До новых встреч!