Песни деда Алёши

Писяев, К. Песни деда Алёши / К. Писяев. – Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1992. – 1 февраля. – С. 2.

 

   Житель Зиргана Алексей Григорьевич был доброжелательным, трудолюбивым человеком, за­ботливым семьянином. В раздумье о нем и о его со­седях хочется сохранить память о трудовой и ду­ховной жизни многих односельчан, чтобы лучшие черты ее переходили из поколения в поколение. Но как и чем увековечить то, что было?

   Известно — лучше все­го это выразят слова и ме­лодии песен, которые раз­давались в их избах а ушедшие годы. Они были как бы венцом трудовых будней, продолжали установившиеся от предков обычаи и обряды.

   Шли чередом праздни­ки, встречи, проводы и они не обходились без ве­селых и грустных, лихих и протяжных песен. Особен­но песенным был южный конец многонационального села Зирган, где жили главным образом мордва. О тех песенниках, кто по­гиб за Родину в Отечест­венную войну, часто вспо­минали потом.

   Признанная запевала Ев­докия Григорьевна (сестра Алексея Григорьевича), ко­торая несмотря на то, что была малограмотной, знала множество песен, не раз говорила молодым:

   — В осенние и зимние вечера собирались бывало в какой-нибудь избе и пе­ли песни.

   — Наверное, после вы­пивки? — спрашивали привыкшие к песням только во время застолья,

   — Нет. Просто песни любили…

   А время тогда было не простое — жили при мно­гих нехватках. Пели же обычно мужчины и женщи­ны среднего возраста с сильными голосами. В мо­тив песен вкладывали всю силу их лирического, дра­матического, трагического содержания. Вдохновение и мощь исполнения, прояв­ление природного дарова­ния — это часы духовной жизни, творчества.

   Так почему же я начал воспоминание с Алексея Григорьевича? Дело в том, что вся его жизнь была наиболее типичной для мно­гих тружеников села. Жил честно, скромно, содержал в полном порядке свое хозяйство, и при этом добросовестно работал в кол­хозе. Жил, как многие порядочные рабочие люди, а потому фамилию его называть не буду.

***

   Вообще-то в Зиргане по вечерам на первый план выходила гармонь. Были гармонисты (имена их записаны в летопись се­ла), умевшие с особенным мастерством играть, непременный только в Зиргане, наигрыш «Извозчик». Что это? Почему звуки его, раздававшиеся на улицах села в тишине вечера или ночи, волновали всех?

   Все было в «Извозчике» — это и деревенский вальс, и сопровождение беско­нечных частушек с плав­ным танцем, и веселый марш. Для молодых его звуки были призывом за околицу на «точки» к встрече с друзьями. Для пожилых – звуки «Извоз­чика» оживляли воспоми­нания о прошедших днях юности.

   «Извозчик»! Почему та­кое название? Заглянем в историю. Зирган возник в позапрошлом веке вместе с другими извозчичьими остановками на большой ка­зенной дороге Уфа-Орен­бург. Жители деревни (потом села), занимаясь сель­ским хозяйством, одно­временно участвовали в из­возе на гужевом транспор­те, гоняли ямщину, содер­жали почтово-пассажир­ских лошадей. Поэтому-то с давних пор народные песни о ямщиках, далекой степной дороге, об особо трудном деле извозчиков стали как бы профессиональными для коронных зирганцев, дали соответст­вующее название, залихват­скому наигрышу.

***

   Но в основе всех дел и забот все же было земледелие. Наверное, поэтому-то и любили осо­бенно песню «Отец мой был природный пахарь и я работал вместе с ним…». Еще пелись «Когда я на почте служил ямщиком…», «Степь да степь кругом…».

   Деревенский хор пел и «Ой, да ты не стой, не стой на горе крутой…». Тот, кто по-настоящему не равноду­шен к мотиву этой песни, чувствует поднимающийся в душе подъем и в то же время какую-то грусть. То же и в песне: «При лужке, лужке, луж­ке при широком поле, при знакомом табуне конь гу­лял на воле».

   Пели песни и на мордов­ском языке. Особенно пес­ню об утке, самоотверженно защищающей своих, утят от хищников.

   Не обходилось и без незатейливой по содержа­нию «Шумел камыш, деревья гнулись…» В связи с этой песней вспоминается, как в годы Великой Оте­чественной войны шла ро­та в поход. На привал — отдых расположились на поляне. Бойцы сидели, лежали на траве, и вдруг двое хорошими голосами запели «Шумел камыш, деревья гнулись и ночка темная была…» Все затих­ли, вслушиваясь в эти по­нятные для людей любой национальности слова, которые будто бы вызвали встречу со своей родной, стороной. Закончилась пес­ня и раздалась команда: «Рота! Стройся!». Сколь­ко же еще времени, шагая, солдаты находились под впечатлением этой «домашней» песни?

***

   Надо сказать еще и о том, как каждый год, до войны, приезжал из Москвы в Зирган младший брат Алексея Григорьевича — Федор. Приезжал хотя бы на несколько дней, что­бы повидать мать, братьев, сестёр, племянников и племянниц, всех своих мно­гочисленных родственников, пожить с ними, поговорить о том, что наболе­ло.

   Энергичный, общительный он вносил в сельскую обыденность веяние боль­шой столичной жизни. Все были рады этому. Для Фе­дора Григорьевича же это были счастливые дни пе­реживания сельского бы­та, обычаев, и надо ду­мать, особенно душевными были часы, когда за столом дружно запевалось: «Отец мой был природный пахарь и я работал вмес­то с ним…»

   С печи слезала основа­тельница семьи Елена Ва­сильевна, садилась рядом с сыновьями и дочерьми и запевала свою любимую «Во субботу день ненаст­ный, нельзя в поле работать, ни боронить, ни па­хать…»

   Федор, окончив военно-инженерную академию, был в то время ее сотрудником. Он был гордостью простой крестьянской семьи, по су­ществу, олицетворением движения каждого челове­ка вперед, к свету, к культуре. Но в его оценке своей личной жизни слышалась печаль расставания.

   После гибели Федора на фронте его сын Генна­дий стал сценаристом, ав­тором популярной у мос­ковской молодежи песни «Я шагаю по Москве», считавшейся в шестидесятые годы чуть ли не гимном столицы.

***

   Песни так же, как и обычаи и обряды составляли активную нравст­венную основу жителей се­ла. К сожалению, стала забываться песня, которую как бы предчувствуя это, с особым чувством пела Ев­докия Григорьевна; «Звёзды мои, звездочки, полно вам блистать, полно вам прошедшее мне напоми­нать…»

   Время расставляет все на свои места. В Зиргане давно уже проводятся в Доме культуры самодея­тельные. концерты, в ко­торых звучат песни на язы­ках всех национальностей, проживающих в поселке. Само собой должны были бы возрождаться песни и в семьях, в которых пере­давались из поколения в поколение.

***

   Дети Алексея Григорье­вича выросли и воспи­таны такими же трудолю­бивыми и порядочными людьми. Они знают, и помнят старинные песни, и все так же, как когда-то при отце, при встречах по­ют их. А вот внуки почти не знают старинных песен. Приезжают в большую из­бу деда Алеши с новыми мелодиями песен, среди которых немало и хоро­ших. И все же теперь, как правило, на весь день включается телевизор, взявший в полон как ма­лых, так и старых. Хотя в этом не их вина…

   Нет, давно нет лихого с переборами — наигрыша «Извозчик», и если есть иногда подражание ему, то это не то, каким он был. Однако хочется верить, что однажды зазвучит в до­ме деда Алеши, в домах его соседей песня — «У

зори, у зореньки много ярких звезд, а у темной но­ченьки им и счету нет…».

К. Писяев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *