Усердней с каждым днем гляжу в словарь…

Усердней с каждым днем гляжу в словарь…

Библиографическая игра

для учащихся 7-9 классов

 

Рекомендации организаторам игры

Оптимальное количество участников игры – 12 или 16. Четыре человека составляют команду. У каждой команды на столе дол­жен быть экземпляр «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (четырехтомник), чтобы каждый участник игры имел возможность работать непосредственно с книгой.

Вопросы и задания составлены так, что каждый игрок работает над собственным вопросом со своим томом словаря. Последний – пятый – вопрос требует совместного поиска по всем четырем то­мам, а иногда и творческой работы (что-то нарисовать, подобрать, показать на карте и т. п.). Это совместное задание выполняется после того, как все четыре игрока одной команды закончили по­иск ответа на свой вопрос.

Учтите, что многие вопросы составлены «коварно»: не всегда ключевое слово присутствует в них в том же виде, что и в словар­ной статье. На всякий случай мы даем (в скобках после вопросов и заданий) указание на словарные статьи, содержащие ответ на вопрос. Но эта информация – не для игроков!

На поиск ответов и выполнение заданий отводится по 10 ми­нут, на ответы и комментарии – по 10-15 минут. Лучше, если очередность командных ответов будет произвольной – чтобы ко­манды не знали, кому за кем будет предоставлено слово.

Когда игроки отвечают на вопросы, библиограф комментирует и уточняет ответы, стараясь, по возможности, со­общить ребятам какие-нибудь интересные сведения из истории словаря, из творческой биографии Даля и т. п. Библиограф дол­жен быть хорошо подготовлен, чтобы его реплики и замечания производили впечатление экспромта, были корректны и не нару­шали темпа игры.

Желательно, чтобы в игровом зале, помимо ведущего, нахо­дился консультант, который давал бы командам советы в слу­чае каких-либо затруднений, помогал сориентироваться в сло­варе. (Особое внимание рекомендуем обратить на порядок букв в дореволюционном алфавите и на принципы старой орфогра­фии!)

В оформлении любой викторины важен элемент наглядности, поэтому многие вопросы и задания сопровождаются «предмет­ным рядом». Это игральные карты и кости, овощи и хлебобулоч­ные изделия, рисунки или фигурки для раскраски, репродукции картин и фотографии, план города с обозначениями улиц; в игре «участвует» даже вид из окна: один из вопросов связан с погодой текущего дня.

Вопросы, связанные с топонимикой Москвы, вы можете заме­нить на задания, характеризующие особенности топонимики ва­шего города, деревни (названия близлежащих районов, населенных пунктов и т. п.).

Вопросы и задания игры связаны с верованиями, обрядами и обычаями, а также мифологией славян, с крестьянским бытом, историей нашего народа… Информация, заложенная в вопросах, в какой-то мере характеризует и сам словарь. Ведь именно Даль составляет глубокие и выразительные толкования тех или иных понятий, приводит в качестве примеров фольклорные материалы (пословицы, загадки, песни), фиксирует подробности обрядов, дотошно перечисляет приметы мифологических персонажей (ле­ший, ведьма, Баба-яга), характеризует диалектные особенности носителей языка…

Поиск ответов предполагает вдумчивое, медленное, коммен­тированное чтение (чтение с дословным разъяснением текста). В ходе игры перед читателями постепенно раскрываются информа­ционные возможности и культурно-историческая ценность уни­кальной книги – «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

Оценивать ответы игроков вы можете по любой привычной вам системе. Рекомендуем отмечать не только правильные, пол­ные ответы, но и нестандартные, остроумные высказывания. Мож­но ввести и нетрадиционные способы поощрения игроков – на­пример, вручить пряник или блюдечко с медом за ответы на соответствующие вопросы.

Вопросы и задания данной игры можно использовать не толь­ко для командной игры, но и для индивидуальных занятий с чи­тателями.

 

Первый тур

 

Команда 1

  1. Братья бывают разные. При помощи словаря выясните, кто такие молочный брат, крестовый брат, привенчанный брат, одно­утробный брат, названый брат. (Братъ.)
  2. Дайте описание лешего. (Лесъ.)
  3. Когда поют первые, вторые и третьи петухи? (Петь; Первый.)
  4. Когда водят хороводы весенние, а когда осенние? Как раз­влекались деревенские парни и девки между осенними и весен­ними хороводами? (Хороводь.)
  5. На столах у вас нераскрашенные фигурки лошадей. Раскрасьте их так, чтобы перед нами оказались вороная, буланая, каурая, саврасая, изабеловая лошади. (Воронь; Буланый; Каурый; Савра­сый; Изабеловый; Масть.)

Команда 2

  1. Правила этикета предписывали по-разному обращаться к разным лицам. К кому следовало обращаться так: ваше высоко­благородие, ваше высокопревосходительство, ваше высокородие, ваше высокопреосвященство, ваше высокопреподобие, ваше высокостепенство? (Высокий.)
  2. Чем отличаются мед-самоток, мед сотовый, мед пропуск­ной? С каких растений получают мед красный, крупитчатый, бе­лый? Что за мед – подкурной? Яровой? (Медъ.)
  3. У православных есть нелегкий, но мудрый обычай – справ­лять поминки. Когда бывают поминальные дни? Что можно рас­сказать об этой традиции? (Поминать.)
  4. В финале оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» берендеи поют: «Свет и сила – бог …» Как зовут этого бога? Как он выглядит, какими качествами обладает? (Ярый.)
  5. Нарисуйте баку, прусака и арахниду. (Бака; Прусакъ; Арахниды.)

Команда 3

  1. Раз в году ведьмам приходится плохо. Когда и почему? (Ведать.)
  2. Многие фенологические наблюдения связаны с поведением домашних животных. Посмотрите на фотографии. Какие погод­ные явления «прогнозирует» кошка? (Кошка.)
  3. Пеший – тот, кто не едет верхом или в повозке, а идет пеш­ком. В таком случае, что такое пешая фасоль, пешая саранча, пе­ший день? А бывает ли пешая… конница? (Пеший.)
  4. Что означает выражение «чин править»? Опишите чин поез­да к невесте и из дома невесты. (Чинить.)
  5. Перед вами обыкновенные игральные карты. Почти такими же играли во времена Даля. Но масти могли именоваться не так, как нам привычно. Какие масти назывались «боти», «клуши», «жлуди», «копыта»? Есть ли среди предложенных карт «холоп»? (Боти; Жлуди; Клуша; Копыто; Холопъ.)

Команда 4

  1.  Каждому корабельщику необходимо знать, откуда ветер дует. В разных местностях один и тот же, например, северный ветер именовался по-разному. Как называли северный ветер на Белом озере, на Онеге, на Ильмене, на Псковском озере, на Селигере, на Байкале, на Дунае? (Ветеръ.)
  2. Начертите примерный план избы. Почему изба бывает «не пряхой»? (Изба.)
  3. Где расположен пуп Земли? (Пупъ.)
  4. Опишите Бабу-ягу. Из чего сделана ее знаменитая ступа? Что может случиться с тем, кто увидит ягу? (Яга.)
  5. Посмотрите в окно. Можно ли отнести к сегодняшней пого­де определения «хижа», «вёдро», «сеногной», «сиверко», «марно»? (Ведро; Мара; Сиверъ; Сено; Хижа.)

 

Второй тур

 Команда 1

  1.  В какие дни можно гадать? (Гадать.)
  2. Охотники различают три разновидности бурых медведей. Какие? (Медведь.)
  3. Знаменитый Козьма Прутков был, как известно, директором Пробирной палатки. А зачем существовало такое учреждение – Пробирная палата? (Проба.)
  4. «Возьми себе шубу, да не было б шуму». Эти слова А. С. Пуш­кин вложил в уста Стеньки Разина. Какой эпизод биографии атамана лег в основу песни? (Шуба.)
  5. В Москве есть местности со странными названиями: Ста­рый Гай, Разгуляй, Хамовники, Остоженка. Объясните эти назва­ния; найдите эти места на карте современной Москвы. (Гай; Остожье; Разгуливать; Хамъ.)

Команда 2

  1.  Обидны ли прозвища: всячинник, бобыня, вяжихвостка? (Всякий; Бобыня; Вязать.)
  2. Как называются отдельные дни Масленицы? (Масло.)
  3. Некоторых домашних животных окликают привычными сло­вами: «кис-кис» или «цып-цып-цып». А кого кличут «пацю-пацю- пацю»? Как еще можно позвать этих животных? (Пацю-Пацю.)
  4. Рассмотрите репродукции картин. (Предлагаются репродук­ции). Перед вами несколько фасонов шляп. Как эти шляпы назы­ваются? (Шляпа.)
  5. На карте Москвы есть Басманная и Мытная улицы, Бутыр­ская застава, Немецкая слобода. Покажите их. Каково происхож­дение этих названий? (Басманъ; Бутырить; Мытить; Немой.)

Команда 3

  1.  Где пролегает батыева дорога? Как еще её называют? (Батыева дорога.)
  2. Перед вами морковь, картофель, лук и капуста. Жители раз­ных губерний имели свои названия для этих овощей. Где (в каких местностях) и о чем мы могли бы услышать следующие высказы­вания? – Баркан богатый уродился. – А щи-то, щи!.. – Цыбуля важна! – Бараболя не шибка… (Морковь; Картофель; Лукъ; Щи.)
  3. Какие подразделения входят в пехотные, конные и казачьи полки? (Полкъ.)
  4. Прокомментируйте фразу: «В восемнадцать лет жениться, чтобы на тягло садиться». (Тянуть.)
  5. Прочитайте фрагменты литературных произведений:«Чер­ная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не лю­бить?» С. А. Есенин  

  «В обычных условиях у поморов было три-четыре выти в день». Б. В. Шергин

В одинаковом ли значении употребляют С. А. Есенин  и Б. В. Шергин одно и то же слово? (Выть.)

 

Команда 4

  1.  Продемонстрируйте старинную игру «без соли соль». (Безъ-Соли-Соль.)
  2. Копейка – единица русского денежного счета. Сколько ко­пеек составляют гривну? Что больше – деньга или копейка? Сколь­ко в копейке полушек? (Копейка.)
  3. Какие бывают пряники? (Пряный.)
  4. Теткой (или тетей) мы обычно называем сестру кого-то из родителей. Кого можно назвать «теткой малой» и «теткой вели­кой»? Что за тетка, которая бьет? (Тетка.)
  5. Прокомментируйте высказывание: «С почтой три упряжки ушло». (Почта; Упрягать.)

 

Третий тур

 

Команда 1

  1.  Когда начинается бабье лето? (Баба.)
  2. Что такое крестильная каша? Как ее готовят? Кто ее ест? (Крестъ; Каша.)
  3. На улице нас окружают вывески: «Бакалея», «Аптека», «Га­лантерея». Все это слова тем или иным путем заимствованы из чужих языков – турецкого, греческого, французского. А откуда пришло слово «прачечная»? (Прать; Прачка.)
  4. Покажите, что значит «стоять фертом». (Фертъ.)
  5. Не всегда удается понять, как произошла та или иная фами­лия. Однако попытайтесь найти в словаре сведения, проливаю­щие свет на происхождение ваших фамилий.

Команда 2

  1.  Объясните следующие выражения: «жить по глаголу»; «он на глаголь лезет»; «смотреть глаголем»; «аз-алашки, буки-букаш­ки, веди-валяшки, глаголь-голяшки». (Глаголь.)
  2. У игроков в кости существовала своя манера счета очков на костях. Сыграйте в кости, вслух называя выпадающие вам очки. (Кость.)
  3. Есть шуточная традиция – во время сильного мороза вспо­минать и перечислять своих плешивых знакомых. Сколько пле­шивых надо перечислить и зачем? (Плешь.)
  4. Перед вами поднос с выпечкой. Какие из предложенных изделий наши предки назвали бы «хлебом»? (Хлебъ.)
  5. У семинаристов была шуточная присказка, связанная с от­ношением их к учебе в теплые месяцы года. Попытайтесь ее вос­становить.

Апрель — учись, учись да…

Май — …

Июнь — учись, учись, да…

Июль – собирай книги …

( Май.)

 

Команда 3

  1.  Ярослав галицкий был прозван Осмомыслом. Что означает это прозвище? (Восемь.)
  2. Когда отмечаются «Иван долгий», «Иван сухой,» «Иван-купала», «Иван-бражник»? Что за день – «Иван-постный»? Отмеча­ется ли «Иван-великий»? (Иванъ.)
  3. Все ли пальцы называются перстами? Как называется каж­дый палец на руке? (Персть.)
  4. Кто из верующих считает «своим» шестиконечный крест, кто – восьмиконечный? Четырехконечный? (Шесть; Четыре.)
  5. В дореволюционных изданиях часто встречаются следующие сокращения: М.г.; Гг.; С.; св.; д.; в. Расшифруйте эти сокраще­ния. (В; Г; Д; М; С.)

Команда 4

  1. В летописи сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья? (Вуй.)
  2. Что такое лошадиный день? Когда и как отмечается лошадиный праздник? Кто называется водяной лошадью? (Ло­шадь.)
  3.       Как звали первопроповедника земли Русской? Кто считают­ся первоверховными апостолами? (Первый.)
  4. Прокомментируйте строку из оды М. В. Ломоносова: «Тогда великий град Петров // В едину стогну уместился». (Стогна.)
  5.    5. В русских народных сказках встречаются замечательные пер­сонажи – например, Кощей, Кот Баюн, Змей Горыныч, Чудо-юдо. С помощью словаря объясните, что это за существа. (Кащей; Баить; Змий; Гора; Чудо.)

 

Литература

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. / В. И. Даль. – Любое издание.
  2. Бессараб М. Я. Владимир Даль : книга о доблестном граждани­не России и великом борце за русский язык / М. Я. Бессараб. – М. : Современник, 1972. — 288 с. – (Б-ка «Любителям русской словесности»). – Текст : непосредственный.
  3. Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… : повесть о В. И. Дале / М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. – М. : Дет. лит., 1969. — 224 с. – (Школьная б-ка). – Текст : непосредственный.
  4. Порудоминский В. И. Про Владимира Ивановича Даля и его словарь : рассказы / В. И. Порудоминский. – М.: Дет. лит., 1979. – 32 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *