Библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса
Многие библиотекари проводят занятия, где знакомят детей со справочной литературой. Предлагаю один из вариантов.
Организация. Для занятия заранее подбираются словари, делается плакат с необходимыми цитатами.
Команды формируются произвольно. Они предупреждены заранее, что ответ вырабатывается коллективный, и выступают все по очереди. Но обязательное условие — время выполнения задания всегда строго ограничено (2-4 минуты), иначе ничего не успеть.
Ход урока
Сразу же после всеобщего «Здрасте!» вопрос классу: Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? Класс слегка ошарашен и растерян. Тем не менее звучит призыв ведущего: Время пошло, каково ваше мнение? Ответы будут самые невероятные и замысловатые. А библиотекарь уже вывешивает на доску готовый плакат с текстом и просит кого-то прочитать его вслух: известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Вопрос командам. Вы согласны с данным утверждением? Обоснуйте свое мнение. Для подготовки — 3 минуты.
Затем ведущий просит класс напомнить, из каких основных элементов состоят книги, всем ведь это давно известно.
Следующий вопрос. А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их. А из каких элементов состоят словари? Как вы думаете, у них есть что-то общее, особенное? (дети потом перечислят — алфавитный порядок, наличие словарных статей, например). Замечательные ответы, но этого мало. Недавно попалось мне на глаза одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово — «лексикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, помогите мне! Что мне делать? Среди ответов обязательно прозвучит — «посмотреть в словаре».
Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лексикограф». Поскольку с книгой удобнее работать парой, а не командой, каждая парта получает словарь. Здесь могут быть: Ожегов С. И. Словарь русского языка, Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка, малый толковый словарь русского языка, школьный словарь иностранных слов, школьный топонимический словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов и любые другие, имеющиеся в наличии.
В результате кто-то находит нужную информацию, кто-то нет, так как в некоторых словарях и не может быть этого слова (например, в топонимическом). Все это можно обсудить с классом. А затем вместе сформулировать правильный ответ: лексикограф — это ученый, который занимается составлением словарей. Заодно ребята обнаружили еще и слово «лексикография», т.е. раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей. Таким образом дети сами освоили поиск по словарям, нашли нужную и дополнительную информацию, а также рассказали, как они вели поиск, как работали со своим словарем.
Следующий вопрос командам. Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Сначала — задумчивая пауза одна на всех. А потом все равно кто-то сообразит и скажет: Даль, Ушаков, Ожегов. Ведь их словари лежат на партах (можно еще оформить выставку). Здесь можно порассуждать над этой информацией или сообщить детям что-то о работе Института русского языка АН РФ, о предполагаемой реформе правописания и т. д.
А затем следующее задание — у всех на партах есть словари. Объявляется презентация словарей! Команды представляют свой, рассказывают кратко о нем, сообщают, что в нем такого особенного и очень необходимого для нас, как и зачем мы можем его использовать. Даются 4 минуты. В результате можем получить яркие образцы рекламы: «Читайте и используйте только наш словарь, он вам просто необходим для занятий!»
Ведущий, благодарит за работу и предлагает выполнить еще одно практическое задание. Раз уж вы так хорошо убеждали нас воспользоваться вашими словарями, то и давайте действовать. Для начала поменяемся словарями с соседней командой для интереса. Ведь и вы и ваши соседи так хорошо рекламировали свое издание! Затем раздаются карточки с заданиями. Необходимо найти по словарям толкование слов, их написание и произношение. После выполнения задания, учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска. Его, кстати, можно написать на доске для большей наглядности или заранее сделать плакат. А все задействованные в работе словари по мере выступлений ставим на выставку на всеобщее обозрение, завершая таким образом урок.
В заключительном слове ведущий благодарит ребят за работу, обобщает итоги занятия и рекомендует желающим почитать дополнительную литературу по теме прошедшего урока.
Например:
- Любителям чтения — о книгах и библиотеках / Сост. В. Валькова — М. : МИРОС, 1993. – Текст : непосредственный.
- Порудоминский В. И. Повесть о Толковом словаре. — М. : Книга, 1981. – Текст : непосредственный.
- Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М. : Просвещение, 1984. – Текст : непосредственный.
- Что такое. Кто такой. Т. 3. — М. : Педагогика-Пресс, 1984. — С. 93-94. – Текст : непосредственный.