А где хранят Вселенную?

Библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса

 

   Многие библиотекари проводят занятия, где знакомят детей со справочной литературой. Предлагаю один из вариантов.

   Организация. Для занятия заранее подбираются словари, делается плакат с необходимыми цитата­ми.

   Команды формируются произвольно. Они предупреждены заранее, что ответ вырабатывает­ся коллективный, и выступают все по очереди. Но обязательное условие — время выполнения задания всегда строго ограничено (2-4 минуты), иначе ничего не успеть.

 

Ход урока

   Сразу же после всеобщего «Здрасте!» вопрос классу: Как вы счи­таете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? Класс слегка ошарашен и растерян. Тем не менее звучит призыв ведуще­го: Время пошло, каково ваше мнение? Ответы будут самые невероятные и замысловатые. А библиотекарь уже вывешивает на доску готовый плакат с текстом и просит кого-то прочитать его вслух: известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном поряд­ке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он вклю­чает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

 

   Вопрос командам. Вы согласны с данным утверждением? Обоснуйте свое мнение. Для подготовки — 3 минуты.

Затем ведущий просит класс напомнить, из каких основных элементов состоят книги, всем ведь это давно известно.

   Следующий вопрос. А какие вы знаете словари? Ведь вы уже ра­ботаете с ними, перечислите, пожалуйста, их. А из каких элемен­тов состоят словари? Как вы думаете, у них есть что-то общее, особенное? (дети потом перечислят — алфавитный порядок, нали­чие словарных статей, например). Замечательные ответы, но это­го мало. Недавно попалось мне на глаза одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово — «лексикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, по­могите мне! Что мне делать? Среди ответов обязательно прозву­чит — «посмотреть в словаре».

   Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным слова­рям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лексикограф». Поскольку с книгой удобнее работать парой, а не командой, каж­дая парта получает словарь. Здесь могут быть: Ожегов С. И. Словарь русского языка, Ушаков Д. Н. Толко­вый словарь русского языка, малый толковый словарь русского языка, школьный словарь иностранных слов, школьный топони­мический словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов и любые другие, имеющиеся в наличии.

   В результате кто-то находит нужную информацию, кто-то нет, так как в некоторых словарях и не может быть этого слова (на­пример, в топонимическом). Все это можно обсудить с классом. А затем вместе сформулировать правильный ответ: лексикограф — это ученый, который занимается составлением словарей. Заодно ребята обнаружили еще и слово «лексикография», т.е. раздел язы­кознания, занимающийся теорией и практикой составления сло­варей. Таким образом дети сами освоили поиск по словарям, на­шли нужную и дополнительную информацию, а также рассказа­ли, как они вели поиск, как работали со своим словарем.

   Следующий вопрос командам. Известны ли вам имена лексико­графов? Назовите их. Сначала — задумчивая пауза одна на всех. А потом все равно кто-то сообразит и скажет: Даль, Ушаков, Оже­гов. Ведь их словари лежат на партах (можно еще оформить выс­тавку). Здесь можно порассуждать над этой информацией или сообщить детям что-то о работе Института русского языка АН РФ, о предполагаемой реформе правописания и т. д.

   А затем следующее задание — у всех на партах есть словари. Объявляется презентация словарей! Команды представляют свой, рассказывают кратко о нем, сообщают, что в нем такого особен­ного и очень необходимого для нас, как и зачем мы можем его использовать. Даются 4 минуты. В резуль­тате можем получить яркие образцы рекламы: «Читай­те и используйте только наш словарь, он вам просто необходим для занятий!»

   Ведущий, благодарит за работу и предлагает вы­полнить еще одно практическое задание. Раз уж вы так хорошо убеждали нас воспользоваться вашими словарями, то и давайте дей­ствовать. Для начала поменяемся словарями с соседней командой для интереса. Ведь и вы и ваши соседи так хорошо рекламировали свое издание! Затем раздаются карточки с заданиями. Необходимо най­ти по словарям толкование слов, их написание и произношение. После выполнения задания, учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска. Его, кстати, можно написать на доске для большей на­глядности или заранее сделать плакат. А все задействованные в работе словари по мере выступлений ставим на выставку на все­общее обозрение, завершая таким образом урок.

   В заключительном слове ведущий благодарит ребят за работу, обобщает итоги занятия и рекомендует желающим почитать до­полнительную литературу по теме прошедшего урока.

Например:

  1. Любителям чтения — о книгах и библиотеках / Сост. В. Валькова — М. : МИРОС, 1993. – Текст : непосредственный.
  2. Порудоминский В. И. Повесть о Толковом словаре. — М. : Книга, 1981. – Текст : непосредственный.
  3. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М. : Просвещение, 1984. – Текст : непосредственный.
  4. Что такое. Кто такой. Т. 3. — М. : Педагогика-Пресс, 1984. — С. 93-94. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *