Степанова, И. «Сбылась мечта идиота!» С. / И. Степанова.
— Текст : непосредственный
// Русская мысль. — 2000. — 9 августа. — С. 4.
25 июля 2000 года в Санкт-Петербурге отметили 100-летие знаменитого литературного героя — Остапа Бендера.
Конечно, столетие литературного героя следовало бы отсчитывать от даты его литературного рождения (1928), но организаторам видно, не терпелось, и они подсчитали его «реальный» возраст.
В центре Петербурга, на Итальянской улице, был открыт памятник: великий комбинатор опирается на знаменитый стул мадам Грицацуевой. Двухметровую скульптуру Остапа (работа Альберта Чаркина) отлили бронзолитейщики завода «Монументскульптура».
Юбилей отмечали широко и весело. Как заметил на церемонии открытия артист Александр Ширвиндт, «в нашей стране принято ставить памятники жуликам. И эту традицию ломать нельзя!» Впрочем, бессмертный Остап олицетворяет собой прежде всего свободу — от государства, от формальностей и скуки. Он артист и фантазер, и только потом — авантюрист.
Въедливые читатели Ильфа и Петрова ворчали: мол, Остап родился в Одессе, причем здесь Петербург? Очень даже «при чем». Во-первых, сын турецко-подданного впервые появился в романе, направляясь в Старгород с северо-запада. Во-вторых, как-то Паниковский назвал его невским франтом. В-третьих, Остап какое-то время жил в Питере. В романе есть такие строки: «Посреди Старопанской площади стоял бюстик поэту Жуковскому, на цоколе которого были выбиты слова: «Поэзия есть бог в святых мечтах земли». Такой памятник до сих пор стоит у Адмиралтейства. А вот цитата из «Золотого теленка»: «Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель. «Храм спаса на картошке», — негромко сказал пешеход». Вне всяких сомнений, речь идет о питерском храме Спаса-на-крови: в 20-е годы там было овощехранилище.
Все эти и прочие подробности нерасторжимой связи великого комбинатора с великим городом доказал Анатолий Котов, четыре года назад открывший на углу Большой Посадской улицы и Певческого переулка народный музей известного литературного героя. Он создал его в бывшей дворницкой на собственные средства, но платы за вход не требует. Хотя желающих примерить фуражку «сына лейтенанта Шмидта», попилить гирю, увидеть «ключ от квартиры, где деньги лежат», автомобильные очки Адама Козлевича, пенсне Кисы Воробьянинова, кошелек, украденный Балагановым, или открытку с видом Провала в 1927 г. — хоть отбавляй.
И. Степанова.
Санкт-Петербург