Вечер юмора
ВЕДУЩАЯ:
Добрый вечер, любители сатиры и юмора! Сегодня вы приглашены на литературную игру, посвященную Дню смеха и роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Книга эта — необычная. Необычна и история ее создания.
Прежде всего — кто они: Ильф и Петров?
Оба родились в Одессе, а всем известно, что Одесса — колыбель юмористов. В 1920-е годы одесский библиотекарь Илья Файнзильберг и следователь уголовного розыска Евгений Катаев разными путями оказались в Москве. И тот, и другой стали работать (1923 г.) в газете железнодорожников «Гудок»
(«Гудок» — центральная газета железнодорожников (Москва), основанная в 1917 г. В 1920-е годы сотрудниками «Гудка» были братья Катаевы (Евгений и Валентин), И. Ильф, а также Ю. К. Олеша. М. А. Булгаков и другие выдающиеся литераторы).
Правя рабкоровские заметки, молодые одесситы непрерывно острили и сами начали писать и печатать в сатирических журналах «Смехач» и «Чудак» юмористические рассказы, фельетоны.
Первый сменил длинную фамилию на короткий псевдоним — Ильф, а второй назвался по отчеству, Петровым, чтобы его не путали со старшим братом, Валентином Петровичем Катаевым, работавшим там же, в «Гудке».
(Катаев Валентин Петрович (1897-986) — автор пьесы «Квадратура круга» (1928), романа «Время, вперед!» (1932), тетралогии «Волны Черного моря» (1936-61), повестей для детского чтения («Белеет парус одинокий» — первая часть тетралогии; «Сын полка» (1945)) и лирико-философских мемуарных произведений («Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), «Алмазный мой венец» (1975-77)).
Катаеву-старшему пришла как-то в голову мысль создать «мастерскую советского романа» и открыть набор «негров».
А Я вижу, идея литературной мастерской вас не удивила; однако вам не очень понятно, зачем нужны «негры».
Сейчас я вам объясню. Знаете ли вы писателя Александра Дюма-старшего, или, по-другому, Дюма-отца? Конечно — мушкетеры, королевы, кардиналы и так далее.
(Александр Дюма-старший (1802-70) — известный французский писатель, автор многочисленных приключенческих романов («Три мушкетера» (1844), «Граф Монте-Кристо» (1845-46) и др ). Дюма-сын, то есть Александр Дюма-младший (1824-95) тоже довольно известен; им создан роман «Дама с камелиями» (1848), затем одноименная пьеса (1852), на сюжет которой итальянским композитором написана Дж Верди (1813-1901). опера «Травиата» (1853)).
Так вот, этот романист имел обыкновение нанимать себе писателей-помощников.
(Известно, что Дюма-отец, плодовитый писатель содержал целый отряд анонимных соавторов Среди них: Фелисьен Мальфиль, Поль Мерис, Огюст Вакери, Анри Эскирос, Опост Маке и даже Жерар де Нерваль (1808-55). знаменитый поэт-романтик. В 1845 г. памфлетист Эжен де Мирекур опубликовал брошюру «Фабрика романов Торговый дом Александр Дюма и Ко». В брошюре де Мирекур нападал на Дюма «Он вербует перебежчиков из рядов интеллигенции. продажных литераторов, которые унижают себя, работая, как негры под свист плетки надсмотрщика-мулата». Следует заметить, что де Мирекур, прежде чем выпустить разоблачительную брошюру, выражал желание работать на Дюма и предлагал ему сюжет, который был отвергнут знаменитым романистом).
Он подбрасывал им сюжет и пару идей, они кропали кусочки будущего романа, подбирали исторические документы, расставляли знаки препинания, а Дюма не ставил их имена рядом со своей фамилией. И никому не было дела до тех малоизвестных или совсем безвестных сочинителей, которые работали на знаменитого писателя, как негры на своего хозяина.
Так вот, Катаев-старший решил взять на себя роль мастера- наставника, «Дюма»-пэра (от франц, реге» — отец), а «негритянскую работу возложить на младшего братишку и… еще на кого-нибудь. Предполагалось такое развитие событий: «негры» пишут, «Дюма» редактирует, роман издается под тремя фамилиями, гонорар — на троих.
«Кем-нибудь» оказался репортер Ильф. «Дюма»-пэру не нужно было представлять будущих «негров» друг другу, он просто предложил им сюжет проектируемого романа: немолодой и неопытный проходимец, бывший дворянин, разыскивает стулья, в одном из которых спрятаны бриллианты.
«Негры», хорошо зная друг друга по «Смехачу» и «Чудаку», согласились вместе работать над сюжетом. Заручившись их согласием, советский «Дюма»-пэр уехал на Черное море. Там он не то сочинял пьесу, не то отдыхал под пальмами… Сначала «негры»-соавторы забрасывали его телеграммами, просили советов и указаний, но мастер-наставник отвечал неопределенно, вяло, и телеграммы перестали его беспокоить.
А когда загорелый и отдохнувший «Дюма»-пэр вернулся в Москву, оказалось, что «негры» не только развили и обработали предложенный сюжет, но и ввели в повествование образ великого комбинатора — обаятельного жулика и непревзойденного остроумца Остапа Бендера.
(В романе «Алмазный мой венец» В. П. Катаев рассказывает о прототипе Остапа Бендера).
Потрясенный прочитанным, «Дюма»-пэр поступил справедливо. Он незамедлительно дал «неграм» свободу, то есть исключил себя из числа соавторов.
Впрочем, поставил два условия: пункт «а» и пункт «б». Пункт «б» обошелся «ученикам» не так дешево — они с полученного гонорара подарили «учителю» золотой портсигар, а пункт «а»…
Однако хватит историй. Что было в пункте «а», выяснится по ходу игры, которую давно пора начать. Прежде всего необходимо выбрать жюри, и мы поступим так. Перед вами двенадцать стульев. На каждом из них лежит карточка с вопросом. Двенадцать человек, ответивших на вопросы, станут членами жюри и займут эти стулья. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
- Кто из охотников за драгоценностями разыскал и захватил первый из двенадцати стульев?
(Отец Федор, священник церкви Фрола и Лавра, он же Федор Иоаннович Востриков, на всех этапах духовной и гражданской карьеры остававшийся стяжателем, приобрел этот стул у Паши Эмильевича — сироты из 2-го дома Старсобеса.)
- На какую жертву решился Остап, чтобы завладеть вторым стулом?
(Отказавшись грабить бедную вдову «ради блага концессии», он женился на Грицацуевой и наутро, оставив нежную записку, покинул спящую супругу, унося стул и, кстати, несколько мелких предметов на память о любимой женщине.)
- Каким образом история обретения третьего стула «обогатила» русский язык?
(История третьего стула связана с бессмертным образом Эллочки-людоедки: семнадцать ее «людоедских» высказываний — «хо-хо», «кр-р-расота», «хамишь, парниша» и прочие — пополнили словарь крылатых выражений и активно употреблялись вашими бабушками.)
- Как Остап сумел войти в доверие к инженеру Щукину и забрать четвертый стул?
(Открыл захлопнувшуюся дверь, чем спас голого и намыленного Щукина от позора, а весь дом — от потопа, затем рассказал инженеру душещипательную историю из миргородского быта зимы 1919 г.)
- Каким обстоятельством воспользовался Остап, чтобы изъять пятый стул у Изнуренкова?
(У Авессалома Владимировича, не заплатившего за прокатное пианино, описали мебель; увидев Воробьянинова, вытаскивающего стул, Изнуренков решил, что вывозят описанную мебель; Остапу оставалось только пожурить несознательного гражданина за непочтительное отношение к «казенному курьеру».)
- Под каким предлогом Остап в поисках шестого стула проник в кабинет редактора газеты «Станок»?
(Газета опубликовала заметку о столкновении гражданина Бендера с извозчичьей лошадью; Остап явился к редактору с требованием печатного опровержения клеветнического высказывания «…отделался легким испугом».)
- В чем была особенность учреждения, в котором оказались следующие четыре стула?
(Театр Колумба, купивший стулья в качестве реквизита, был весьма новаторским: классические пьесы переиначивались «на злобу дня», представление перемежалось танцевальными и акробатическими номерами, в спектаклях участвовали шумовой оркестр, верблюд и гидравлический пресс…)
- Как и зачем концессионеры проникли на пароход «Скрябин»?
(На «Скрябине» труппа театра — вместе с реквизитом, в который входили и злополучные стулья, — отправилась в агитационный рейс вниз по Волге В последний момент хватились художника, выяснилось, что он заболел, и Остап оказался на борту, пообещав «исполнение художественных надписей, плакатов и окончание транспаранта», причем Киса был взят в качестве «мальчика, ассистента».)
- Что было найдено в восьмом стуле и почему не удалось осмотреть еще три?
(В восьмом стуле была медная пластинка с надписью: «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партию мебели 1865 г. Санктъ-Петербургъ»; остальные три стула продолжили плавание на пароходе, в то время как Остап и Киса, позорно высаженные на берег за малохудожественное исполнение агитационного транспаранта, искали способ догнать их.)
- Какое обстоятельство помешало концессионерам, добравшимся до Пятигорска, изъять из театра три оставшихся там стула?
(«Измученный нарзаном» монтер Мечников сперва принес только два стула, потому что на третьем «звуковое оформление играло в карты», а потом и вовсе потерял способность к выполнению обещаний.)
- Что произошло в Ялте ранней осенью 1927 года, когда Остап и Киса добрались до одиннадцатого стула?
(После очередного просмотра спектакля «Женитьба» концессионеры остались в театре, чтобы под покровом ночной темноты исследовать стул, и в 12 часов 14 минут на Крымском полуострове произошло землетрясение, так что Остапа и Кису едва не завалило обломками рухнувшего театрального здания и гидравлического пресса.)
- Кто же нашел драгоценности и как он ими распорядился?
(Бриллианты и жемчуга были найдены сторожем Клуба железнодорожников. На вырученные средства железнодорожники возвели новое здание клуба: «…паровое отопление, шашки с часами, буфет, театр, в калошах не пускают!..»)
ВЕДУЩАЯ:
Вот и заняты двенадцать стульев, предназначавшихся для членов жюри. Эти достойные люди будут оценивать каждый конкурс, а в конце игры подведут итоги и объявят победителя.
Участникам игры пора разделиться на две команды.
(Желающие участвовать в игре составляют две команды.)
Руководить командами должны, конечно же, концессионеры! (Обращаясь к одной команде.) Пожалуйста, решите, кто из вас сыграет роль Остапа Бендера.
(К другой команде.) А вам предстоит избрать предводителя дворянства, то есть господина Воробьянинова.
(Команды совещаются и выбирают капитанов.)
Господа концессионеры, прошу вас выйти вперед! (Остап и Киса выступают вперед.) Вот они — эти великие люди! Впрочем, внешность так обманчива… Я, пожалуй, не уверена, что вы — великий комбинатор, а вы — гигант мысли… Пусть те, кто выбрал вас в капитаны, удостоверят ваши личности. Это будет своеобразная разминка перед игрой –
конкурс «Удостоверение личности».
(К игрокам.) Господа! Вспомните, где, при каких обстоятельствах вы видели этих людей, о чем с ними говорили… Жюри будет награждать вас одним баллом за каждое удачное свидетельство.
(Представители одной команды удостоверяют личность Остапа Бендера, а другой — Ипполита Матвеевича. Реплики могут быть примерно следующего содержания: «Помню, я у этого молодого человека астролябию купил!» или «Да это барин мой, он мне медаль обещал, а после за границу уехал».)
ВЕДУЩАЯ:
Однако, господа концессионеры, вас многие помнят. Теперь я почти верю, что передо мной Остап Бендер и господин Воробьянинов. Чтобы развеялись последние сомнения, я попрошу капитанов выполнить одну мою просьбу… Всем известно, что человека, даже после долгих лет разлуки, легко узнать по его любимым выражениям. Поэтому капитанам предлагается
конкурс «Слово не воробей».
Услышав из капитанских уст знаменитые слова, я поверю им, а жюри оценит артистизм по пятибалльной системе.
(Капитаны произносят знаменитые фразы, например «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» (Остап), «Же не манж па сис жур, подайте что-нибудь бывшему члену Государственной думы» (Киса).)
ВЕДУЩАЯ:
Никаких сомнений! Перед нами товарищ Бендер и господин Воробьянинов. Прошу вас одеться соответственно образу и вернуться к своим командам.
(Остап надевает фуражку и шарф, а Воробьянинов — пенсне и шляпу.)
ВЕДУЩАЯ:
Вот теперь начинается большая игра! Перед ее началом приятно было бы услышать торжественный марш в исполнении духового оркестра. Но раз духового оркестра нет, придется обойтись собственными силами. Давайте проведем музыкальный конкурс имени Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Принесите инструменты!
(Командам выдаются музыкальные инструменты: свистульки, кастрюльные крышки, банки и бутылки, бухгалтерские счеты и прочее.)
ВЕДУЩАЯ:
Музыкальные инструменты в ваших руках! Теперь вам предстоит исполнить небольшую оркестровую пьесу — только что сочиненную или из классического репертуара. Музыкальный конкурс имени Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда будет оцениваться по десятибалльной системе. На сочинение дается три минуты.
(Музыканты сочиняют, а затем исполняют оркестровые произведения.)
ВЕДУЩАЯ:
Какие звуки! Звучит так же зажигательно, как негрская пляска «Антилопа у истоков Замбези». Вдохновленные музыкой, вы прекрасно справитесь с другими заданиями. Сейчас каждой команде предстоит ответить на шесть вопросов (не задумываясь и кратко). Поэтому
конкурс называется «Пара слов».
За каждый правильный ответ — один балл.
- Кому и почему посвящен роман «Двенадцать стульев»?
(Валентину Петровичу Катаеву: это и было вторым условием «Дюма»-пэра, освобождающего «негров».)
- Как отец Федор узнал о сокровищах мадам Петуховой?
(Он ее исповедовал.)
- Чем промышляла Елена Станиславовна —
бывшая пассия Ипполита Матвеевича?
(Гаданием.)
- Чего не знает статистика?
(Сколько в стране стульев.)
- Чье имя на самом деле носило общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца?
(Товарища Семашко.)
- В чем состояли «идейные» расхождения между супругами Калачовыми?
(Лизе не нравилось вегетарианство.)
- Какие проникновенные слова нашла Эллочка, расставаясь с мужем?
(«Поедешь в таксо? Кр-расота!»)
- На кого был похож кот Изнуренкова?
(«Правда, он похож на попугая? Лев! Лев!»)
- Чем был травмирован Остап во время кражи стула в редакции газеты «Станок»?
(Гигантской «самопадающей ручкой с пером N° 86».)
- Какую шахматную фигуру умыкнул с доски Остап, играя с одноглазым?
(Черную ладью.)
- Какие растения в саду инженера Брунса подверглись опасному воздействию отца Федора?
(Араукария и драцена, неправильно именуемая пальмой.)
- Что произошло с отцом Федором при переходе через Крестовый перевал?
(Его укусил орел.)
ВЕДУЩАЯ:
Молодцы. Вы отвечали коротко и ясно. А вот помните ли вы, какую блестящую речь произнес Остап во время заседания «Союза меча и орала»? Берите пример с великого комбинатора! Сейчас вам предстоит похожее испытание.
Объявляется «Конкурс ораторов».
Кстати, «оратор» и «орало» — не однокоренные слова. Задание такое: каждая команда сочиняет для своего капитана речь, а капитаны — Остап и Воробьянинов — вдохновенно и убедительно произносят то, что составлено для них референтами (консультантами, составителями). Речь должна быть образной и выразительной, а при составлении ее необходимо использовать слова: стоны, дети, цветы, улица, бутерброды, пролетарии, взносы, секрет. Высшая оценка «Конкурса ораторов» — десять баллов. На сочинение текста — пять минут.
(Играющие выполняют задание. Остап и Воробьянинов по очереди произносят речи.)
ВЕДУЩАЯ:
Браво, товарищ Бендер! Браво, господин Воробьянинов! Ваше красноречие превзошло все ожидания. Поблагодарите своих соратников. Следующий конкурс будет посвящен благородному искусству живописи.
Он называется «Вы умеете рисовать, Киса?»
(Игрокам выдаются краски и листы ватмана.)
ВЕДУЩАЯ:
Сейчас игроки каждой команды коллективно нарисуют портрет одного из персонажей романа, а соперники попытаются узнать, кто изображен на рисунке. На создание шедевра отводится три минуты; высшая оценка — десять баллов.
(Художники рисуют портреты и представляют их на суд соперников и жюри.)
ВЕДУЩАЯ:
Великолепно! Какая экспрессия! Кажется, портреты сейчас заговорят! Возможно, даже стихами. Кстати, вы читали стихи Никифора Ляпис-Трубецкого? Не правда ли, редкий талант? А как свеж и могуч образ Гаврилы! Но, может быть, вы попробуете вступить в состязание с прославленным стихотворцем? Тогда объявляется
поэтический Конкурс имени Ляписа.
Сюжет стихотворения выбирайте сами, а героем его непременно сделайте бессмертного Гаврилу. Первая строка начинается словами «Служил Гаврила…»
Пять минут на выполнение задания; оценка — десять баллов.
(Команды сочиняют и декламируют стихи про Гаврилу.)
ВЕДУЩАЯ:
Прекрасно! Сразу видно: вы привыкли иметь дело с литературой! Поэтому вы не откажетесь участвовать в
Конкурсе имени культурной девушки Фимы Собак.
Вопросы будут заданы всем играющим. Кто первым поднимет руку, тот и получит право говорить. За правильный и полный ответ команда отвечающего получит два балла, за неполный — один балл, за неправильный — ноль баллов. Если кто-то будет нарушать ход игры, перебивать отвечающих, мешать соперникам, жюри вправе оштрафовать команду-нарушителя на два балла.
- Попытайтесь воспроизвести полное имя и, по возможности, вспомнить автобиографическую характеристику Остапа Бендера.
(«Известный теплотехник и истребитель Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей».)
- Что вам известно о родителях великого комбинатора?
(Папа — турецкоподданный, а мама «была графиней и жила нетрудовыми доходами».)
- Чем прославился завхоз Альхен?
(Застенчивостью и вороватостью, а также пристрастием к дверным механизмам.)
- Как мадам Грицацуева называла своего молодого мужа?
(«Товарищ Бендер», потому что отчества так и не узнала, а также «Суслик».)
- Что помешало успешному участию Ипполита Матвеевича в аукционе?
(Краткое увлечение Елизаветой Петровной Калачовой и растрата концессионных денег.)
- Насколько Фима Собак была образованнее Эллочки?
(«Мадемуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее лексиконе было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться…»)
- Какие шакалы водятся на Кавказе, что такое пеньюар и как работает домкрат?
(«Шакалы на Кавказе не ядовитые, пеньюар — это бальное платье, а домкрат, как правило, стремительно падает…» — по словам Ляпис-Трубецкого, разумеется.)
- Какие персонажи, не предусмотренные Гоголем, были введены Ник. Сестриным в спектакль «Женитьба»?
(Танцующие дамочки в черных картонных шляпах, отряд военных в форме гостиничных швейцаров, верблюд, негры в цилиндрах, яичница на сковороде.)
- Какое развитие игры наблюдали васюковские любители шахмат после того, как гроссмейстер тридцать раз дебютировал однообразными е2 — е4?
(«На третьем ходу» выяснилось, что гроссмейстер играет «восемнадцать испанских партий», а в остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора».)
- Чем занимался Остап в Пятигорске у Провала? (Продавал билеты на осмотр достопримечательности, причем рассказал группе милиционеров-экскурсантов о необходимости «капитального ремонта Провала, чтоб не слишком провалился».)
- Чем отец Федор мотивировал свое страстное желание приобрести мебельный гарнитур у инженера Брунса?
(Эти стулья «бесконечно дороги его жене, умирающей сейчас в Воронеже», и отец Федор явился к инженеру «не корысти ради, а токмо во исполнение воли больной жены».)
- Что делал отец Федор на скале?
(В течение десяти дней призывал птиц к публичному покаянию, что является проповедью лютеранства; служил местной достопримечательностью, исполнял стихи и оперные арии, а один раз ему даже удалось побеседовать с царицей Тамарой.)
ВЕДУЩАЯ:
Отличные ответы! Надеюсь, жюри оценило их по достоинству. Теперь команды могут немного отдохнуть.
Игра с болельщиками.
Болельщики, внимание! Вспомните, пожалуйста, разной степени обидности, имена, эпитеты, почетные звания и прозвища, которыми великий комбинатор награждал своего спутника. За каждый верный ответ — один балл. Заработанные баллы вы вправе подарить любимой команде. Итак,
Воробьянинов — это…
(Уездный предводитель дворянства; барон-изгнанник; Конрад Карлович Михельсон; либер фатер; мощный старик; гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору; товарищ фельдмаршал; папаша; душа общества; дамский любимец; Киса; Кисочка; дорогуша; пьянчуга; Воробьяников; идиот вы паршивый; друже; дражайший; дорогой товарищ предводитель; администратор; председатель; мой старый друг; старая калоша и даже… Ипполит Матвеевич!)
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо, дорогие болельщики! Как знать — быть может, заработанные вами баллы существенно повлияют на итог игры.
А теперь возвращаемся к игрокам.
Ипполит Матвеевич, ваша команда отдохнула? Товарищ Бендер, вы готовы? На этот раз каждой команде достанется всего один вопрос, но ответ надо будет хорошенько обдумать и обосновать, опираясь на прочитанный вами текст, и — немного воображения.
Конкурс называется «Мыслительный процесс»:
на размышление — целых четыре минуты; высшая оценка — пять баллов.
- Сколько раз в жизни Остап Бендер играл в шахматы?
(В главе «Междупланетный шахматный конгресс» сказано, что «великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни»; есть основания предполагать, что второй раз оказался последним, так как больше нигде не говорится об участии товарища Бендера в шахматных партиях.)
- Какими языками, по-вашему, владел Ипполит Матвеевич Воробьянинов?
(Отчасти французским и немецким, что он успешно демонстрировал в Пятигорске; во Владикавказе Остап предложил ему добавить к заклинанию «несколько итальянских фраз» но из этого, похоже, ничего не вышло; кроме того, как воспитанник «старорежимной» классической гимназии, Киса, вероятно, изучал греческий и латынь.)
ВЕДУЩАЯ:
Мне нравится ход ваших мыслей. Будто вы учились с логике у шахматистов или посещали классическую гимназию. Кстати, о классиках: кто из них самый известный? Конечно, Пушкин. Авторы романа «Двенадцать стульев» не избежали «Звездной болезни». Так что мы вправе объявить
конкурс «С Пушкиным на дружеской ноге».
Вам будут предложены цитаты из романа «Двенадцать стульев», а вы объясните, какого эффекта добились Ильф и Петров с помощью Пушкина. На совещание командам отводится по три минуты; высшая оценка — семь баллов.
- «И вот всю ночь безумец бедный, куда б стопы ни обращал, не мог найти улицы имени Плеханова».
(Отсылка к поэме «Медный всадник». Как известно, после наводнения несчастный Евгений не сумел найти дом своей невесты. То же было суждено и Остапу: вознамерившись навестить Грицацуеву, он так и не смог отыскать ее улицу. Ильф и Петров обыгрывают строки из поэмы:
«И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал».
Комизм ситуации усиливается тем, что Остап в данной ситуации не «бедный», а довольно состоятельный, не «безумец», а совершенно здравомыслящий, не бежит куда попало, а ведет поиски и не убегает от всадника, а сам едет на извозчике.)
- «Чертог вдовы Грицацуевой сиял».
(Фраза восходит к первым строкам сочинения поэта-импровизатора из «Египетских ночей»:
«Чертог сиял. Гремели хором
Певцы при звуке флейт и лир.
Царица голосом и взором
Свой пышный оживляла пир».
Картина пира прекрасной и величественной Клеопатры, окруженной н поклонниками, забавно соотносится с изображением свадебного ужина Грицацуевой-Бендер, которая наутро будет коварно покинута бессовестным обольстителем. Пародийно сопоставляются «торговые» интересы обеих героинь: вдова содержит лавочку, а Клеопатра предлагает поклонникам купить блаженство ценою жизни. Тонкая игра слов заключается в характеристике вдовы: «знойная женщина — мечта поэта», — ведь и «знойную» Клеопатру воспевает поэт-импровизатор.)
ВЕДУЩАЯ:
«Двенадцать стульев» — роман очень озорной. Авторы его умело и ехидно «прошлись» не только по классику, но — и по современникам, в том числе — по друзьям и знакомым. Сейчас вам предстоит внести свой вклад в освещение проблемы прототипов и прообразов. Думаю, и вам, и болельщикам будет интересен
конкурс «На что намекает…»
Убедительный ответ оценивается в три балла; на обсуждение — одна минута.
- Какие жизненные впечатления Ильфа и Петрова нашли отражение в истории с газетой «Станок»?
(Трудовые будни редакции газеты «Гудок».)
- Кого мы отчасти узнаем в образе инженера Брунса, отдыхающего под пальмами?..
(В. П. Катаева — «Дюма»-пэра, который отдыхал под пальмами, пока Ильф и Петров трудились над романом.)
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо. Вы неплохо справились с заданием. Сейчас жюри займется подведением итогов игры, а я тем временем добавлю кое-что к освещению проблемы прототипов.
(Жюри занимается подсчетом баллов.)
Известный вам Валентин Петрович Катаев, помимо прочего, написал роман «Алмазный мой венец» (1975-77). В этой книге он вспоминает о своих друзьях и близких, о литературной жизни 1920-х годов, в том числе — о работе в «Гудке» и создании романа «Двенадцать стульев». Не хотите ли узнать о том человеке, которого считают прототипом Остапа Бендера?
(Опираясь на сведения, предоставленные В. П. Катаевым, Ведущая рассказывает о прототипе.)
А теперь, наверное, жюри уже готово вынести вердикт. Кто будет объявлять результаты?
(Выходит один из членов жюри.)
Надеюсь, вы помните, что во время игры некоторые болельщики заработали кое-какие баллы и мечтают подарить их своим любимым командам? Господа болельщики, кто из вас хочет поддержать команду господина Воробьянинова? Поднимите руки! Уважаемый председатель счетной комиссии, подсчитайте! А кто отдаст свои баллы команде товарища Бендера? Господин председатель, приплюсуйте!
Господа, игра закончена. Сейчас мы узнаем, кому достанется приз. Как вы думаете, где должен быть спрятан приз? Правильно: под одним из двенадцати стульев!
(Господин председатель счетной комиссии оглашает результаты подсчетов. Команду-победителя награждают.)