Вокруг «Двенадцати стульев». Вечер юмора


Вечер юмора

ВЕДУЩАЯ:

Добрый вечер, любители сатиры и юмора! Сего­дня вы приглашены на литера­турную игру, посвященную Дню смеха и роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».

Книга эта — необычная. Нео­бычна и история ее создания.

Прежде всего — кто они: Ильф и Петров?

Оба родились в Одессе, а всем известно, что Одесса — колыбель юмористов. В 1920-е годы одесский библиотекарь Илья Файнзильберг и следователь уголовно­го розыска Евгений Катаев раз­ными путями оказались в Моск­ве. И тот, и другой стали работать (1923 г.) в газете железнодорож­ников «Гудок»

(«Гудок» — центральная газета же­лезнодорожников (Москва), основанная в 1917 г. В 1920-е годы сотрудниками «Гудка» были братья Катаевы (Евгений и Валентин), И. Ильф, а также Ю. К. Олеша. М. А. Булгаков и другие выдающиеся литераторы).

 

Правя рабкоровские замет­ки, молодые одесситы непре­рывно острили и сами начали писать и печатать в сатиричес­ких журналах «Смехач» и «Чу­дак» юмористические рассказы, фельетоны.

Первый сменил длинную фамилию на короткий псевдоним — Ильф, а второй назвался по отчеству, Петровым, чтобы его не путали со старшим братом, Валентином Петровичем Катаевым, работавшим там же, в «Гудке».

(Катаев Валентин Петрович (1897-986) — автор пьесы «Квадратура круга» (1928), романа «Время, вперед!» (1932), тетралогии «Волны Черного моря» (1936-61), повестей для детского чтения («Белеет парус одинокий» — первая часть тетралогии; «Сын полка» (1945)) и лирико­-философских мемуарных произведений («Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), «Алмазный мой венец» (1975-77)).

 

Катаеву-старшему пришла как-то в голову мысль создать «мастерскую советского романа» и открыть набор «негров».

А Я вижу, идея литературной мастерской вас не удивила; однако вам не очень понятно, зачем нужны «негры».

Сейчас я вам объясню. Знаете ли вы писателя Александра Дюма-старшего, или, по-друго­му, Дюма-отца? Конечно — мушкетеры, королевы, карди­налы и так далее.

(Александр Дюма-старший (1802-70) — известный французский писатель, ав­тор многочисленных приключенческих ро­манов («Три мушкетера» (1844), «Граф Мон­те-Кристо» (1845-46) и др ). Дюма-сын, то есть Александр Дюма-младший (1824-95) тоже довольно известен; им создан роман «Дама с камелиями» (1848), затем одно­именная пьеса (1852), на сюжет которой ита­льянским композитором написана Дж Вер­ди (1813-1901). опера «Травиата» (1853)).

 

Так вот, этот романист имел обыкновение нанимать себе писателей-по­мощников.

(Известно, что Дюма-отец, плодови­тый писатель содержал целый отряд ано­нимных соавторов Среди них: Фелисьен Мальфиль, Поль Мерис, Огюст Вакери, Анри Эскирос, Опост Маке и даже Жерар де Нерваль (1808-55). знаменитый поэт-роман­тик. В 1845 г. памфлетист Эжен де Мирекур опубликовал брошюру «Фабрика романов Торговый дом Александр Дюма и Ко». В брошюре де Мирекур нападал на Дюма «Он вербует перебежчиков из рядов интеллиген­ции. продажных литераторов, которые уни­жают себя, работая, как негры под свист плетки надсмотрщика-мулата». Следует за­метить, что де Мирекур, прежде чем выпус­тить разоблачительную брошюру, выражал желание работать на Дюма и предлагал ему сюжет, который был отвергнут знаменитым романистом).

 

Он подбрасывал им сюжет и пару идей, они кро­пали кусочки будущего романа, подбирали исторические доку­менты, расставляли знаки пре­пинания, а Дюма не ставил их имена рядом со своей фамилией. И никому не было дела до тех малоизвестных или совсем безвест­ных сочинителей, которые рабо­тали на знаменитого писателя, как негры на своего хозяина.

Так вот, Катаев-старший ре­шил взять на себя роль мастера- наставника, «Дюма»-пэра (от франц, реге» — отец), а «негритянскую работу возложить на младшего братишку и… еще на кого-нибудь. Предполагалось та­кое развитие событий: «негры» пишут, «Дюма» редактирует, ро­ман издается под тремя фамили­ями, гонорар — на троих.

«Кем-нибудь» оказался ре­портер Ильф. «Дюма»-пэру не нужно было представлять буду­щих «негров» друг другу, он просто предложил им сюжет проек­тируемого романа: немолодой и неопытный проходимец, бывший дворянин, разыскивает стулья, в одном из которых спрятаны бриллианты.

«Негры», хорошо зная друг друга по «Смехачу» и «Чудаку», согласились вместе работать над сюжетом. Заручившись их согла­сием, советский «Дюма»-пэр уе­хал на Черное море. Там он не то сочинял пьесу, не то отдыхал под пальмами… Сначала «негры»-соавторы забрасывали его телеграм­мами, просили советов и указа­ний, но мастер-наставник отвечал неопределенно, вяло, и телеграм­мы перестали его беспокоить.

А когда загорелый и отдохнув­ший «Дюма»-пэр вернулся в Москву, оказалось, что «негры» не только развили и обработали предложенный сюжет, но и ввели в повествование образ великого комбинатора — обаятельного жу­лика и непревзойденного остро­умца Остапа Бендера.

(В романе «Алмазный мой венец» В. П. Катаев рассказывает о прототипе Оста­па Бендера).

 

Потрясенный прочитанным, «Дюма»-пэр поступил справедливо. Он незамедлительно дал «неграм» свободу, то есть исклю­чил себя из числа соавторов.

Впрочем, поставил два условия: пункт «а» и пункт «б». Пункт «б» обошелся «ученикам» не так де­шево — они с полученного гоно­рара подарили «учителю» золо­той портсигар, а пункт «а»…

Однако хватит историй. Что было в пункте «а», выяснится по ходу игры, которую давно пора начать. Прежде всего необходимо выбрать жюри, и мы поступим так. Перед вами двенадцать сту­льев. На каждом из них лежит карточка с вопросом. Двенадцать человек, ответивших на вопросы, станут членами жюри и займут эти стулья. «Лед тронулся, госпо­да присяжные заседатели!»

  1. Кто из охотников за драгоцен­ностями разыскал и захватил первый из двенадцати стульев?

(Отец Федор, священник церкви Фрола и Лавра, он же Федор Ио­аннович Востриков, на всех этапах духовной и гражданской карьеры остававшийся стяжателем, приобрел этот стул у Паши Эмильевича — сироты из 2-го дома Старсобеса.)

 

  1. На какую жертву решился Ос­тап, чтобы завладеть вторым сту­лом?

(Отказавшись грабить бедную вдову «ради блага концессии», он женился на Грицацуевой и наут­ро, оставив нежную записку, покинул спящую супругу, унося стул и, кстати, несколько мелких предметов на память о лю­бимой женщине.)

 

  1. Каким образом история обрете­ния третьего стула «обогатила» русский язык?

(История третьего стула свя­зана с бессмертным образом Эллочки-людоедки: семнадцать ее «людоедских» высказываний — «хо-хо», «кр-р-расота», «хамишь, парниша» и прочие — пополнили словарь крылатых выражений и активно употреблялись ваши­ми бабушками.)

 

  1. Как Остап сумел войти в дове­рие к инженеру Щукину и забрать четвертый стул?

(Открыл захлопнувшуюся дверь, чем спас голого и намы­ленного Щукина от позора, а весь дом — от потопа, затем рассказал инженеру душещипа­тельную историю из миргород­ского быта зимы 1919 г.)

 

  1. Каким обстоятельством вос­пользовался Остап, чтобы изъять пятый стул у Изнуренкова?

(У Авессалома Владимировича, не заплатившего за прокатное пианино, описали мебель; увидев Воробьянинова, вытаскивающе­го стул, Изнуренков решил, что вывозят описанную мебель; Ос­тапу оставалось только пожу­рить несознательного гражда­нина за непочтительное отно­шение к «казенному курьеру».)

 

  1. Под каким предлогом Остап в поисках шестого стула проник в кабинет редактора газеты «Ста­нок»?

(Газета опубликовала заметку о столкновении гражданина Бен­дера с извозчичьей лошадью; Ос­тап явился к редактору с требо­ванием печатного опровержения клеветнического высказывания «…отделался легким испугом».)

 

  1. В чем была особенность учреж­дения, в котором оказались сле­дующие четыре стула?

(Театр Колумба, купивший сту­лья в качестве реквизита, был весьма новаторским: классичес­кие пьесы переиначивались «на злобу дня», представление перемежалось танцевальными и ак­робатическими номерами, в спектаклях участвовали шумо­вой оркестр, верблюд и гидрав­лический пресс…)

 

  1. Как и зачем концессионеры проникли на пароход «Скря­бин»?

(На «Скрябине» труппа теат­ра — вместе с реквизитом, в ко­торый входили и злополучные стулья, — отправилась в агита­ционный рейс вниз по Волге В по­следний момент хватились ху­дожника, выяснилось, что он забо­лел, и Остап оказался на борту, пообещав «исполнение художест­венных надписей, плакатов и окончание транспаранта», при­чем Киса был взят в качестве «мальчика, ассистента».)

 

  1. Что было найдено в восьмом стуле и почему не удалось осмот­реть еще три?

(В восьмом стуле была медная пластинка с надписью: «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партию мебели 1865 г. Санктъ-Петербургъ»; ос­тальные три стула продолжи­ли плавание на пароходе, в то время как Остап и Киса, позорно высаженные на берег за малоху­дожественное исполнение агитационного транспаранта, ис­кали способ догнать их.)

 

  1. Какое обстоятельство поме­шало концессионерам, добрав­шимся до Пятигорска, изъять из театра три оставшихся там стула?

(«Измученный нарзаном» мон­тер Мечников сперва принес только два стула, потому что на третьем «звуковое оформле­ние играло в карты», а потом и вовсе потерял способность к вы­полнению обещаний.)

 

  1. Что произошло в Ялте ранней осенью 1927 года, когда Остап и Киса добрались до одиннадцато­го стула?

(После очередного просмотра спектакля «Женитьба» концес­сионеры остались в театре, чтобы под покровом ночной темноты исследовать стул, и в 12 часов 14 минут на Крымском полуострове произошло землетрясение, так что Остапа и Кису едва не завалило обломками рухнувшего театрального зда­ния и гидравлического пресса.)

 

  1. Кто же нашел драгоценности и как он ими распорядился?

(Бриллианты и жемчуга были найдены сторожем Клуба желез­нодорожников. На вырученные средства железнодорожники возвели новое здание клуба: «…паровое отопление, шашки с часами, буфет, театр, в кало­шах не пускают!..»)

 

ВЕДУЩАЯ:

Вот и заняты две­надцать стульев, предназначав­шихся для членов жюри. Эти до­стойные люди будут оценивать каждый конкурс, а в конце игры подведут итоги и объявят победи­теля.

 

Участникам игры пора раз­делиться на две команды.

(Жела­ющие участвовать в игре состав­ляют две команды.)

 

Руководить командами должны, конечно же, концессионеры! (Обращаясь к од­ной команде.) Пожалуйста, реши­те, кто из вас сыграет роль Остапа Бендера.

 

(К другой команде.) А вам предстоит избрать предводителя дворянства, то есть господина Во­робьянинова.

 

(Команды совеща­ются и выбирают капитанов.)

 

Господа концессионеры, прошу вас выйти вперед! (Остап и Киса выступают вперед.) Вот они — эти великие люди! Впрочем, внешность так обманчива… Я, пожалуй, не уверена, что вы — ве­ликий комбинатор, а вы — гигант мысли… Пусть те, кто выбрал вас в капитаны, удостоверят ваши личности. Это будет своеобразная разминка перед игрой –

 

 конкурс «Удостоверение личности».

 

(К иг­рокам.) Господа! Вспомните, где, при каких обстоятельствах вы ви­дели этих людей, о чем с ними го­ворили… Жюри будет награждать вас одним баллом за каждое удач­ное свидетельство.

 

(Представители одной команды удостоверяют личность Остапа Бендера, а другой — Ипполита Матвеевича. Реплики могут быть примерно следующего содержания: «Помню, я у этого молодого чело­века астролябию купил!» или «Да это барин мой, он мне медаль обе­щал, а после за границу уехал».)

 

ВЕДУЩАЯ:

Однако, господа концессионеры, вас многие по­мнят. Теперь я почти верю, что передо мной Остап Бендер и гос­подин Воробьянинов. Чтобы раз­веялись последние сомнения, я попрошу капитанов выполнить одну мою просьбу… Всем извест­но, что человека, даже после дол­гих лет разлуки, легко узнать по его любимым выражениям. По­этому капитанам предлагается

 

конкурс «Слово не воробей».

 

Ус­лышав из капитанских уст знаме­нитые слова, я поверю им, а жю­ри оценит артистизм по пяти­балльной системе.

(Капитаны произносят знамени­тые фразы, например «Лед тро­нулся, господа присяжные заседа­тели!» (Остап), «Же не манж па сис жур, подайте что-нибудь быв­шему члену Государственной ду­мы» (Киса).)

 

ВЕДУЩАЯ:

Никаких сомне­ний! Перед нами товарищ Бендер и господин Воробьянинов. Про­шу вас одеться соответственно образу и вернуться к своим ко­мандам.

(Остап надевает фуражку и шарф, а Воробьянинов — пенсне и шляпу.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Вот теперь начи­нается большая игра! Перед ее началом приятно было бы услы­шать торжественный марш в ис­полнении духового оркестра. Но раз духового оркестра нет, при­дется обойтись собственными силами. Давайте проведем музыкальный конкурс имени Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Принесите инстру­менты!

(Командам выдаются музыкаль­ные инструменты: свистульки, кастрюльные крышки, банки и бу­тылки, бухгалтерские счеты и прочее.)

 

ВЕДУЩАЯ: 

Музыкальные инструменты в ваших руках! Те­перь вам предстоит исполнить небольшую оркестровую пьесу — только что сочиненную или из классического репертуара. Музы­кальный конкурс имени Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда будет оцениваться по десятибалльной системе. На со­чинение дается три минуты.

(Музыканты сочиняют, а затем исполняют оркестровые произведения.)

 

ВЕДУЩАЯ:    

   Какие звуки! Звучит так же за­жигательно, как негрская пляска «Антилопа у исто­ков Замбези». Вдохнов­ленные музыкой, вы пре­красно справитесь с дру­гими заданиями. Сейчас каждой команде предсто­ит ответить на шесть во­просов (не задумываясь и кратко). Поэтому

 

кон­курс называется «Пара слов».

 

За каждый пра­вильный ответ — один балл.

 

  1. Кому и почему посвя­щен роман «Двенадцать стульев»?

(Валентину Петрови­чу Катаеву: это и было вторым условием «Дюма»-пэра, освобождаю­щего «негров».)

 

  1. Как отец Федор узнал о сокровищах мадам Пе­туховой?

(Он ее исповедовал.)

 

  1. Чем промышляла Еле­на Станиславовна —

бывшая пассия Ипполита Матве­евича?

(Гаданием.)

 

  1. Чего не знает статистика?

(Сколько в стране стульев.)

 

  1. Чье имя на самом деле носило общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Швар­ца?

(Товарища Семашко.)

 

  1. В чем состояли «идейные» рас­хождения между супругами Кала­човыми?

(Лизе не нравилось вегетариан­ство.)

 

  1. Какие проникновенные слова нашла Эллочка, расставаясь с му­жем?

(«Поедешь в таксо? Кр-расота!»)

 

  1. На кого был похож кот Изну­ренкова?

(«Правда, он похож на попугая? Лев! Лев!»)

 

  1. Чем был травмирован Остап во время кражи стула в редакции га­зеты «Станок»?

(Гигантской «самопадающей ручкой с пером N° 86».)

 

  1. Какую шахматную фигуру умыкнул с доски Остап, играя с одноглазым?

(Черную ладью.)

 

  1. Какие растения в саду инжене­ра Брунса подверглись опасному воздействию отца Федора?

(Араукария и драцена, непра­вильно именуемая пальмой.)

 

  1. Что произошло с отцом Федо­ром при переходе через Кресто­вый перевал?

(Его укусил орел.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Молодцы. Вы отвечали коротко и ясно. А вот помните ли вы, какую блестя­щую речь произнес Остап во время заседания «Союза меча и орала»? Берите пример с велико­го комбинатора! Сейчас вам предстоит похожее испытание.

 

Объявляется «Конкурс ораторов».

 

Кстати, «ора­тор» и «орало» — не однокоренные сло­ва. Задание такое: каждая команда со­чиняет для своего капитана речь, а капитаны — Остап и Воробьянинов — вдохновенно и убе­дительно произносят то, что составлено для них референтами (консультантами, составителями). Речь должна быть образной и вырази­тельной, а при со­ставлении ее необ­ходимо использо­вать слова: стоны, дети, цветы, улица, бутерброды, проле­тарии, взносы, сек­рет. Высшая оценка «Конкурса ораторов» — десять баллов. На сочи­нение текста — пять минут.

 

(Играющие выполняют задание. Остап и Воробьянинов по очереди произносят речи.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Браво, товарищ Бендер! Браво, господин Воробь­янинов! Ваше красноречие пре­взошло все ожидания. Поблаго­дарите своих соратников. Следу­ющий конкурс будет посвящен благородному искусству живопи­си.

 

Он называется «Вы умеете ри­совать, Киса?»

(Игрокам выдаются краски и лис­ты ватмана.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Сейчас игроки каждой команды коллективно нарисуют портрет одного из пер­сонажей романа, а соперники по­пытаются узнать, кто изображен на рисунке. На создание шедевра отводится три минуты; высшая оценка — десять баллов.

(Художники рисуют портреты и представляют их на суд соперни­ков и жюри.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Великолепно! Ка­кая экспрессия! Кажется, портре­ты сейчас заговорят! Возможно, даже стихами. Кстати, вы читали стихи Никифора Ляпис-Трубецкого? Не правда ли, редкий талант? А как свеж и могуч образ Гаврилы! Но, может быть, вы попробуете вступить в состязание с прослав­ленным стихотворцем? Тогда объ­является

 

поэтический Конкурс имени Ляписа.

 

Сюжет стихотворе­ния выбирайте сами, а героем его непременно сделайте бессмертно­го Гаврилу. Первая строка начина­ется словами «Служил Гаврила…»

Пять минут на выполнение зада­ния; оценка — десять баллов.

(Команды сочиняют и декламиру­ют стихи про Гаврилу.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Прекрасно! Сра­зу видно: вы привыкли иметь де­ло с литературой! Поэтому вы не откажетесь участвовать в

 

 Кон­курсе имени культурной девуш­ки Фимы Собак.

 

Вопросы будут заданы всем играющим. Кто пер­вым поднимет руку, тот и полу­чит право говорить. За правиль­ный и полный ответ команда от­вечающего получит два балла, за неполный — один балл, за непра­вильный — ноль баллов. Если кто-то будет нарушать ход игры, перебивать отвечающих, мешать соперникам, жюри вправе оштрафовать команду-нарушителя на два балла.

  1. Попытайтесь воспроизвести полное имя и, по возможности, вспомнить автобиографическую характеристику Остапа Бендера.

(«Известный теплотехник и ис­требитель Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей».)

 

  1. Что вам известно о родителях великого комбинатора?

(Папа — турецкоподданный, а мама «была графиней и жила не­трудовыми доходами».)

 

  1. Чем прославился завхоз Альхен?

(Застенчивостью и вороватостью, а также пристрастием к дверным механизмам.)

 

  1. Как мадам Грицацуева называ­ла своего молодого мужа?

(«Товарищ Бендер», потому что отчества так и не узнала, а также «Суслик».)

 

  1. Что помешало успешному уча­стию Ипполита Матвеевича в аукционе?

(Краткое увлечение Елизаветой Петровной Калачовой и растра­та концессионных денег.)

 

  1. Насколько Фима Собак была образованнее Эллочки?

(«Мадемуазель Собак слыла куль­турной девушкой: в ее лексиконе было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллоч­ке даже не могло присниться…»)

 

  1. Какие шакалы водятся на Кав­казе, что такое пеньюар и как ра­ботает домкрат?

(«Шакалы на Кавказе не ядови­тые, пеньюар — это бальное платье, а домкрат, как правило, стремительно падает…» — по словам Ляпис-Трубецкого, разу­меется.)

 

  1. Какие персонажи, не предус­мотренные Гоголем, были введе­ны Ник. Сестриным в спектакль «Женитьба»?

(Танцующие дамочки в черных картонных шляпах, отряд военных в форме гостиничных швей­царов, верблюд, негры в цилинд­рах, яичница на сковороде.)

 

  1. Какое развитие игры наблюда­ли васюковские любители шах­мат после того, как гроссмейстер тридцать раз дебютировал однообразными е2 — е4?

(«На третьем ходу» выяс­нилось, что гроссмей­стер играет «восемнад­цать испанских партий», а в остальных двенадцати черные применили хо­тя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора».)

 

  1. Чем занимался Остап в Пятигорске у Провала? (Продавал билеты на ос­мотр достопримеча­тельности, причем рас­сказал группе милиционеров-экскурсантов о необходимос­ти «капитального ремонта Провала, чтоб не слишком про­валился».)

 

  1. Чем отец Федор мотивировал свое страстное желание приобре­сти мебельный гарнитур у инже­нера Брунса?

(Эти стулья «бесконечно дороги его жене, умирающей сейчас в Воронеже», и отец Федор явился к инженеру «не корысти ради, а токмо во исполнение воли боль­ной жены».)

 

  1. Что делал отец Федор на ска­ле?

(В течение десяти дней призы­вал птиц к публичному покая­нию, что является проповедью лютеранства; служил местной достопримечательностью, ис­полнял стихи и оперные арии, а один раз ему даже удалось побе­седовать с царицей Тамарой.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Отличные отве­ты! Надеюсь, жюри оценило их по достоинству. Теперь команды могут немного отдохнуть.

 

 Игра с  болельщиками.

 

Болельщики, внимание! Вспомните, пожалуй­ста, разной степени обидности, имена, эпитеты, почетные звания и прозвища, которыми великий комбинатор награждал своего спутника. За каждый верный от­вет — один балл. Заработанные баллы вы вправе подарить люби­мой команде. Итак,

 

Воробьяни­нов — это…

(Уездный предводи­тель дворянства; барон-изгнан­ник; Конрад Карлович Михельсон; либер фатер; мощный старик; ги­гант мысли, отец русской демо­кратии и особа, приближенная к императору; товарищ фельдмар­шал; папаша; душа общества; дамский любимец; Киса; Кисочка; дорогуша; пьянчуга; Воробьяников; идиот вы паршивый; друже; дра­жайший; дорогой товарищ предво­дитель; администратор; предсе­датель; мой старый друг; старая калоша и даже… Ипполит Матве­евич!)

 

ВЕДУЩАЯ:

Спасибо, дорогие болельщики! Как знать — быть может, заработанные вами баллы существенно повлияют на итог иг­ры.

 

А теперь возвращаемся к игро­кам.

Ипполит Матвеевич, ваша команда отдохнула? Товарищ Бендер, вы готовы? На этот раз каж­дой команде достанется всего один вопрос, но ответ надо будет хорошенько обдумать и обосно­вать, опираясь на прочитанный вами текст, и — немного вообра­жения.

 

 Конкурс называется «Мыслительный процесс»:

 

 на раз­мышление — целых четыре мину­ты; высшая оценка — пять баллов.

 

  1. Сколько раз в жизни Остап Бендер играл в шахматы?

(В главе «Междупланетный шах­матный конгресс» сказано, что «великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни»; есть основания предполагать, что второй раз оказался последним, так как больше нигде не го­ворится об участии товарища Бендера в шахматных партиях.)

 

  1. Какими языками, по-вашему, владел Ипполит Матвеевич Воробьянинов?

(Отчасти французским и немец­ким, что он успешно демонстрировал в Пятигорске; во Владикав­казе Остап предложил ему доба­вить к заклинанию «несколько итальянских фраз» но из это­го, похоже, ничего не вышло; кро­ме того, как воспитанник «старорежимной» классической гимназии, Киса, вероятно, изучал греческий и латынь.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Мне нравится ход ваших мыслей. Будто вы учились с логике у шахматистов или посещали классическую гимназию. Кстати, о классиках: кто из них самый известный? Конечно, Пушкин. Авторы романа «Двенадцать стульев» не избежали «Звездной болезни». Так что мы вправе объявить

 

 конкурс «С Пушкиным на дружеской ноге».

 

Вам будут предложены цитаты из романа «Двенадцать стульев», а вы объясните, какого эффекта добились Ильф и Петров с помощью Пушкина. На совещание командам отводится по три минуты; высшая оценка — семь баллов.

 

  1. «И вот всю ночь безумец бедный, куда б стопы ни обращал, не мог найти улицы имени Плеханова».

(Отсылка к поэме «Медный всадник». Как известно, после наводне­ния несчастный Евгений не сумел найти дом своей невесты. То же было суждено и Остапу: вознаме­рившись навестить Грицацуеву, он так и не смог отыскать ее ули­цу. Ильф и Петров обыгрывают строки из поэмы:

«И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всад­ник Медный

С тяжелым топотом скакал».

Комизм ситуации усиливается тем, что Остап в данной ситуации не «бедный», а довольно состоятельный, не «бе­зумец», а совершенно здравомысля­щий, не бежит куда попало, а ве­дет поиски и не убегает от всад­ника, а сам едет на извозчике.)

 

  1. «Чертог вдовы Грицацуевой сиял».

(Фраза восходит к первым строкам сочинения поэта-импровизатора из «Египетских ночей»:

 «Чертог сиял. Гремели хором

Певцы при звуке флейт и лир.

Царица голосом и взором

Свой пышный оживляла пир».

Картина пира прекрасной и величественной Клеопатры, окруженной н поклонниками, забавно соотносится с изображением свадебного ужина Грицацуевой-Бендер, которая наутро будет коварно покинута бессовестным обольстителем. Пародийно сопоставляются «торговые» интересы обеих героинь: вдова содержит лавочку, а Клеопатра предлагает поклонникам купить блаженство ценою жизни. Тонкая игра слов заключается в характеристике вдовы: «знойная жен­щина — мечта поэта», — ведь и «знойную» Клеопатру воспевает поэт-импровизатор.)

 

 

                     

ВЕДУЩАЯ:

«Двенадцать стульев» — роман очень озорной. Авторы его умело и ехидно «прошлись» не только по классику, но — и по современникам, в том чис­ле — по друзьям и знакомым. Сейчас вам предстоит внести свой вклад в освещение пробле­мы прототипов и прообразов. Думаю, и вам, и болельщикам будет интересен

 

 конкурс «На что намекает…»

 

Убедительный ответ оценивается в три балла; на обсуждение — одна минута.

 

  1. Какие жизненные впечатления Ильфа и Петрова нашли отражение в истории с газетой «Станок»?

  (Трудовые будни редакции газеты «Гудок».)

 

  1. Кого мы отчасти узнаем в обра­зе инженера Брунса, отдыхающе­го под пальмами?..

(В. П. Катаева — «Дюма»-пэра, который отдыхал под пальма­ми, пока Ильф и Петров труди­лись над романом.)

 

ВЕДУЩАЯ:

Спасибо. Вы не­плохо справились с заданием. Сейчас жюри займется подведе­нием итогов игры, а я тем време­нем добавлю кое-что к освеще­нию проблемы прототипов.

 

(Жюри занимается подсчетом баллов.)

 

Известный вам Вален­тин Петрович Катаев, помимо прочего, написал роман «Алмаз­ный мой венец» (1975-77). В этой книге он вспоминает о сво­их друзьях и близких, о литера­турной жизни 1920-х годов, в том числе — о работе в «Гудке» и создании романа «Двенадцать стульев». Не хотите ли узнать о том человеке, которого считают прототипом Остапа Бендера?

(Опираясь на сведения, предостав­ленные В. П. Катаевым, Ведущая рассказывает о прототипе.)

 

А теперь, наверное, жюри уже готово вынести вердикт. Кто будет объявлять результаты?

(Выходит один из членов жюри.)

 

Надеюсь, вы помните, что во время игры некоторые болельщики заработали кое-какие баллы и мечтают пода­рить их своим любимым коман­дам? Господа болельщики, кто из вас хочет поддержать команду гос­подина Воробьянинова? Подними­те руки! Уважаемый председатель счетной комиссии, подсчитайте! А кто отдаст свои баллы команде то­варища Бендера? Господин пред­седатель, приплюсуйте!

 

Господа, игра закончена. Сейчас мы узна­ем, кому достанется приз. Как вы думаете, где должен быть спрятан приз? Правильно: под одним из двенадцати стульев!

 

(Господин председатель счетной комиссии оглашает результаты подсчетов. Команду-победителя награждают.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *