А. А. Луначавский читает Ильфа и Петровав журнале «Чудак»
Мини-факт
О силе печатного слова сказано много. Вот отличный ильфопетровский пример. Помните, Остап много раз заявляет: «Командовать парадом буду я!» Оказывается, эти слова писатели взяли из приказов, которые отдавали командующие парадами… И (может быть, вот она, сила печатного слова!) — с тех пор в подобных случаях пишется: «Командовать парадом приказано мне»…
Знаете ли вы, что…
…в 1933 году варшавская фирма «Патриа-фильм» выпустила польско-чешскую кинокомедию «12 стульев», представляющую весьма вольную переделку романа И. Ильфа и Е. Петрова. Оставив основную сюжетную канву, авторы фильма перенесли действие в Польшу и Чехию, соответственно заменив имена всех действующих лиц (например, Бендер стал Владиславом Клепкой, Воробьянинов — Фердинандом Шуплаткой и т. д).
Вероятно, это и дало основание Евг. Петрову написать на одной из рекламных афишек фильма: «Польский фильм по нашему роману. Еще не видел. Говорят, мура. Е. Петров. 11.11.1934 г».
Евгений Петров.
Неизвестное об известных
Всем знакомы «Записные книжки» Ильи Ильфа. А что же Евгений Петров? Неужели он не вел каких-то заметок, не записывал случайные реплики и занятные словосочетания, не строил планы будущих произведений? Оказывается, вел, записывал, строил. В архиве писателей мы обнаружили один такой блокнот. Вот некоторые выписки. :
О собаках
Собаке, хватающей за икру: — Адель, так делать не модель.
(Слова старика Розанова)
Вчера усмотрена была собака, на хребте которой красовалась надпись «Коля».
А суп неважный, плохой. Второго тоже мало дали. В молоко мухи налетели. Собачье проклятое мешает спать. Организм требует жиров.
(Дневник Кости Рябцева)
Мои штаны лопнули 15 июня на Адской лесенке в Ботаническом саду. Лопались они с тяжелым и печальным гулом.
Красненький бантичек
Повестушечка для деточек первенькой ступенечки
Мальчик Сереженька всегда труждался. Дети трудящихся любят труждаться. Потом он вырос и сделался кассиром советского учреждения. И труждался до тех пор, пока несделал растраточку. Одним словом, украл денежки. Тут-то дорогому мальчику и закатили полагающееся — посадили в домик с решеточкой.
Писатель Петечка.
Илья Ильф.
Евгений Степанович Мышакин из Льгова — Евг. Петрову: «У меня возникла такая мысль: перебравшись на нашу сторону, Остап попадает в одно селение, где имеется колхоз. Начинает в колхозе работать, сперва чтобы добыть себе пищу, но потом осознает свое неправильное прошлое, втягивается в работу. Работает ударно. Его избирают председателем колхоза, и тут начинается встреча с «детьми» лейтенанта Шмидта. Все они так или иначе идут за Остапом, конечно, после упорной борьбы Бендера с их взглядами на труд».
Читатели многое понимают раньше и точнее критиков. Вот несколько строк из письма Надежды Алексеевны Цапковой из Краснодара, которое она прислала писателям вскоре после выхода их романов: «Я глубоко уверена в том, что эти две вещи оценят со временем по их достоинству (мне кажется, что, несмотря на их популярность, они еще ждут своей истинной оценки)… «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» хороши еще и тем, что это первое в русской литературе сатирическое произведение, написанное без малейшей горечи, без знаменитого «смеха сквозь слезы»… Я уже не буду говорить о таких характерных фигурах, которые скоро станут нарицательными, как людоедка-Эллочка, монархист Хворобьев, бухгалтер Берлага, Васисуалий Лоханкин или камергер Митрич».