В Харькове на платформе железнодорожного вокзала стоит памятник отцу Федору.
Плутоватый батюшка — вылитый Пуговкин из комедии Гайдая.
Бендером чуть не стал Высоцкий
Первая экранизация романа Ильфа и Петрова вышла на экраны в разгар «золотого десятилетия Гайдая» — так окрестили период с 1965 по 1975 год. В конце шестидесятых режиссер поставил крест на троице Вицин-Моргунов-Никулин и приступил к поискам положительного героя. На смену отвязным Трусу, Балбесу и Бывалому пришли комсомолец Шурик и сознательный Семен Семеныч Горбунков. А после «Бриллиантовой» Гайдай взялся за Остапа Бендера.
— Леонид Иович очень любил «Двенадцать стульев» и всегда хотел экранизировать роман, — рассказала «Собеседнику» актриса и вдова режиссера Нина Гребешкова. — Чиновники долго противились этому — в книге усмотрели «поверхностное освещение советской действительности». В конце концов экранизацию разрешили Георгию Данелии, который уступил ее Лене.
Известный писатель-сатирик Владлен Бахнов и Леонид Гайдай написали сценарий. В павильонах «Мосфильма» уже строили декорации, съемочная группа колесила по стране и плавала на корабле по Волге, выбирая натуру, а имя актера, которому суждено было воплотить Бендера на экране, все еще оставалось неизвестным. Кинопробы прошли добрая сотня звезд. На роль великого комбинатора претендовали Евстигнеев, Михалков, Басов, Высоцкий, Мишулин, Мкртчян, Борисов, Баталов, Козаков, Гафт. По мнению Владлена Бахнова, лучшим был Козаков, но режиссера смутил недобрый, по его выражению, взгляд актера. В конце концов утвердили Александра Белявского. Но тарелка, в первый съемочный день брошенная ассистентом на пол, не разбилась — для киношников нет приметы хуже. И дурные предчувствия сбылись. Первые кадры с Белявским Гайдай забраковал, и поиски центрального персонажа возобновились. Следующим был Высоцкий. Режиссер уже готов был утвердить его, но потенциальный Бендер запил. И тогда вспомнили про 44-летнего Арчила Гомиашвили, случайно найденного на гастролях. Ему не нужно было вживаться в образ — уроженец Грузии выступал со спектаклем по «Золотому теленку», где играл Бендера, Фунта и даже Зоею. Это и решило дело.
Сам Гомиашвили даже не надеялся получить роль. «Я ведь лысый с девятнадцати лет», — сетовал он позже. Представитель Минкульта, увидев очередного великого комбинатора на съемочной площадке, поинтересовался, почему роль Остапа играет грузин. Объяснили: Бендар — сын турецкоподданного, а его мать кормилась нетрудовыми доходами. «Значит, была проституткой», — резюмировал чиновник.
Юрий Никулин очень хотел сыграть Кису Воробьянинова, но режиссер уже дал слово Сергею Филиппову. Таким образом, народным любимцам — Никулину, Вицину и Крамарову достались второстепенные роли, главную же получил неизвестный массовому зрителю актер. «При виде Гомиашвили на экране все единодушно сказали: «Он!» — вспоминал художник фильма Евгений Куманьков.
Крачковская падала вниз головой, а Пуговкин заработал радикулит
«Стулья» стали «визитной карточкой» для Натальи Крачковской и Игоря Ясуловича, сыгравшего инженера Щукина, «Мечту поэта» Крачковскую на съемочную площадку привел ее муж — звукооператор, который работал вместе с Гайдаем. В то время она еще училась во ВГИКе. Предложение играть Грицацуеву — «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» — поначалу смутило Крачковскую, но желание работать с Гайдаем все же победило.
Самой сложной и опасной для актрисы оказалась погоня за Бендером по шатким лестницам редакции, построенной в павильонах «Мосфильма».
Когда я выбежала из тени на свет, Гомиашвили меня буквально спас, схватив за руку, — рассказала нам Крачковская. — Я носилась по лестницам ровно две недели. Меня предупредили, что сцена с беготней опасна, но дублершу похожей комплекции найти было сложно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрас. «Голова поместится — остальное нас не волнует!» — предупредил режиссер. Я прыгаю, спрашиваю: получилось? Говорят: получилось, только у нас камеру заело. Надо переснять.
Затем Крачковской пришлось сидеть на перилах, болтая ногами и приговаривая: «Суслик! Петушок мой!», в то время как ей на ноги падал «мостик» с чугунной рейкой.
— Леонид Иович не был тираном, но один-единственный эпизод мог снимать долго и кропотливо, терпеливо объясняя актеру, что от него требуется, — продолжает актриса. — После выхода фильма в одной рецензии написали о «блестящем исполнении мадам Грицацуевой Нонной Мордюковой». Считаю, после «Двенадцати стульев» я стала актрисой Гайдая.
Благополучно уцелевшая после акробатических трюков Крачковская снялась в его следующих комедиях — «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!»
Актером знаменитого комедиографа считает себя и Михаил Пуговкин. На роль отца Федора его утвердили сразу. Но, будучи верующим человеком, играть священнослужителя актер опасался. Тогда он пошел к своей мудрой маме и спросил, не грешно ли играть батюшку, который ищет бриллианты. На что она ответила: «Перекрестись и играй!» Кстати, ряса и крест отца Федора были взяты в церкви напрокат.
Рубка гарнитура генеральши Поповой стоила Пуговкину здоровья. Чтобы снять эту сцену, киношники целый месяц ждали шторма. И когда волны наконец разбушевались, актер в тоненькой рубашечке принялся яростно ломать мебель. Снимали с утра до вечера — новенькое дерево с трудом поддавалось топору. После работы Пуговкин сел играть с коллегами в карты. А вот встать уже не смог — прихватил жестокий радикулит. Гомиашвили повезло больше — ему пришлось лишь вспарывать обшивку, а не ломать дерево. На Кавказе туристам до сих пор показывают скалу, на которой сидел отец Федор.
Игорь Ясулович полдня провел совершенно голым, если не считать хлопьев мыльной пены, которой щедро покрыли его тело. До «Стульев» Ясулович работал с Гайдаем в «Бриллиантовой руке».
— Режиссер позвонил мне и предложил роль мужа! Эллочки-людоедки, — рассказывает Игорь Николаевич. — Инженер Щукин — хрестоматийный персонаж, и, видимо, Гайдаю требовался худосочный актер, так он вызывал| больше сочувствия у зрителей. Сцену с затоплением снимали весь день — сначала на лестнице в старом корпусе «Мосфильма», затем в павильоне, где была построена квартира Щукиных. К счастью, стояла жара, светили софиты, и я не простудился.
Актеры из кожи вон лезли, но Гайдай заводил их фразой: «Все это, конечно, хорошо, но не смешно». В «Двенадцати стульях» Гайдай в первый и последний раз появился на экране, сыграв Коробейникова. А в сцене свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа режиссер капал пипеткой воду в рюмку. На экране же это выглядело, будто счастливая вдовушка роняет крупные слезы во время застолья.
Когда Гайдай завершал картину, бухгалтерия «Мосфильма» насчитывала ему огромные суммы за перерасход пленки — режиссер не жалел ничего на проработку каждого кадра. Все затраты оправдались и в случае с «Двенадцатью стульями» — в 1971 году комедию посмотрели почти 40 миллионов зрителей.
Арчил Гомиашвили, сыгравший Бендера в фильме Гайдая, ныне — преуспевающий бизнесмен, владелец клуба и ресторана «Золотой Остап». Название точное — после фильма актер не только прилично заработал, но и перебрался в бывшую квартиру дочери Сталина Светланы Аллилуевой в «доме на набережной». У обаятельного «сына турецкоподданного» и Арчила Гомиашвили немало общего. Например, в юности актер был хулиганом и имел неприятности с законом.
— Когда фильм озвучивали, я серьезно заболел, слег с высокой температурой. Сроки поджимали, и Гайдай пригласил вместо меня Юрия Саранцева. В итоге огромный кусок фильма — шахматный турнир в Нью-Васюках идет с чужим голосом. Озвучили они его за сутки, но результат! Я был страшно возмущен, когда это увидел.
Во время съемок вам было 44 года, а Бендеру по тексту — всего 28. Гайдая не смутил ваш возраст?
— Но вас он не смутил, когда вы фильм смотрели? Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до «Двенадцати стульев» женился на девушке, которая была младше меня на 24 года.
— А это правда, что Белявского сняли с роли из-за приметы?
— Белявский оказался в тени Сергея Филиппова. Тот играл так ярко и рельефно, что главным в картине стал Киса, а не Бендер. К тому же Филиппов был прекрасным актером со сложным характером. А я сразу нашел с ним общий язык. За время съемок Филиппов ни разу не притронулся к спиртному, хотя был пьющим человеком.
— Говорят, что на личность Бендера у вас с Гайдаем были совершенно разные взгляды?
— Да. Я хотел играть его совсем иначе. Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу — как в «Золотом теленке». Он на три головы выше Кисы Воро бьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: «Киса, мы одни, никто нас не любит». Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак – и зритель снова смеется. На тайком решении настоял Гайдай.
Режиссер не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Я честно сказал Гайдаю: «Если б знал, что ты сделаешь такое говно, не стал бы у тебя сниматься». Правда, он мне тут же ответил: «Если б знал, что ты говно артист, я бы тебя не пригласил».
Конечно, шлейф этого фильма тянется за мной до сих пор. Был прекрасный актер — Борис Бабочкин. Вы, конечно, в театре его не видели, а я помню. Но народ знает его только как Чапаева. Более того, если я встречу на улице настоящего Василия Ивановича, его не узнаю, потому что для меня Чапаев — это Бабочкин. То же самое произошло и со мной.
— Что общего между вами и Бендером?
— Вы лучше спросите, в чем разница! Я — трудяга, и все, что имею — только моя заслуга. Аферистом, в отличие от Бендера, никогда не был.
…Гомиашвили и Гайдай все же помирились, хотя больше никогда не работали вместе. Внешне благополучный Гомиашвили считает, что его творческая жизнь в столице не сложилась. Он много играл в театрах Тбилиси, Еревана, работал в Ленкоме, сыграл Брошку в «Казаках», Сталина в киноэпопее «Война» и фильме «Сталинград», но для зрителей навсегда остался беззаботным молодым Бендером в белой фуражке и клетчатом пиджаке.
Надежда Келлер.
Цитатник
А 100 рублей не могут спасти отца русской демократии?
Ближе к телу, как говорил Мопассан.
Ваше политическое кредо? — Всегда!
И дикий же народ… Да. Дети гор.
Киса! Я давно хотел вас спрость как художник художника: вы рисовать умеете?
Мсье, же не манж па сис жур.
Прототип Бендера умер в 1979-м
Прототипом великого комбинатора называют Осина Беньяминовича Шора. Он родился в Одессе в 1899 году (день рождения Бендера — 25 июля 1900 года). В 16 лет Шор поступил в Политехнический институт в Петрограде, но вскоре вернулся в Одессу. До родного города студент добирался два года, по дороге попадая в различные происшествия. Вернувшись, Осип хорошо изучил уголовный мир Одессы, устроился на работу в угро и подружился с Ильфом и Петровым. Карьера одесского опера закончилась, когда бандиты зверски убили его брата. Дальнейшая жизнь прототипа Бендера была ничем не примечательна. В 1979 году он скончался от рака. В книгу вошло несколько событий из жизни Шора — о пожарном инспекторе, художнике на пароходе и женитьбе на толстой вдове. Правда, Шор прожил с ней целых два месяца — пока у нее не кончились мешки с мукой. Ему также приписывают слова: «У меня с советской властью возникли серьезные разногласия — она хочет строить социализм, а я не хочу».