Библиотечный урок
Какие бы общественные сдвиги не двигались,
а их — не сосчитать,
библиотеки выдавали книги…
Борис Слуцкий
Ведущая:
Уважаемые библиотекари! Сегодня мы будем демонстрировать свои, как надеемся, глубокие познания, связанные с историей книги. Мы должны показать, что не только любим книгу, но и знаем её историю. Одна из главных задач не в том, чтобы показать, сколько нам всего известно. Скорее, мы хотели бы продемонстрировать, сколько всего интересного о книгах, их создателях и почитателях вы можете ещё узнать.
Одними из самых древних книг, известных человечеству, являются папирусы.
Древнейшему из них три тысячи лет? А может четыре или пять?
(Пять тысяч лет.)
История Хеттского государства, просуществовавшего семь столетий, исполнена как очевидных успехов, так и трагедий. То же можно сказать и про их уникальные библиотеки. В XIII столетии до н. э. столица хеттов Хеттусас полностью была уничтожена пожаром. Часть уникальных фондов пропала навсегда. Что было навсегда утрачено, а что удалось перевести спустя два с половиной тысячелетия?
(Деревянные таблички сгорели, а глиняные (огнестойкие, на семи языках) — сохранились.)
Библиотеки древних хеттов имели каталоги, их библиотекари создали науку о хранении книг. На территории какого современного государства жили хетты?
(На территории Турции.)
Четыре тысячи лет назад появилось уникальное литературное произведение — «Сказка потерпевшего кораблекрушение». Написанное в Древнем Египте, оно было переведено на многие языки мира и стало древнейшим в мировой литературе образцом особой повести. Какой?
(Приключенческой повести.)
Уже в литературе древних хеттов были «записи недосмотров и глупостей» — своеобразный литературный жанр, известный сегодня каждому. Что это за жанр и кто были, с вашей точки зрения, его герои?
(Короткие рассказы юмористического характера, среди героев которых были нечестные чиновники, судьи-бюрократы, полководцы, заботящиеся о докладах царю про победы больше, чем о самих победах.)
Древний Египет подарил человечеству образцы многих литературных жанров, в том числе вот такого, к примеру:
Благоуханье твоё — благоуханье бальзама.
Кожу твою уподоблю кожице нежного плода.
Жизненной силе зерна жизнь уподоблю твою.
Восходящее солнце — твой лик.
Весёлости полон твой взор…
Что это за жанр?
(Любовная лирика.)
Где появилась первая в мире энциклопедия?
(В Древнем Египте, в одном из Домов Жизни (учреждения жрецов) писец Аменопе создал книгу «Наставление, которое делает человека умным, обучает невежду»).
Древним грекам человечество обязано многими достижениями. Труд, упорство, изобретательность были положены в основу этих достижений. Какой выдающийся греческий философ обладал для своего времени уникальной библиотекой в 40 000 свитков? В её создании принимал участие знаменитый ученик и воспитанник философа. Кому принадлежала библиотека? Кто был самым известным учеником философа?
(Библиотека принадлежала Аристотелю, а помощь учителю в её создании оказывал Александр Македонский.)
Древняя Греция подарила цивилизации уникальные литературные достижения, достоинства которых не померкли в течение многих столетий. Жемчужиной древнегреческой культуры называют Александрийскую библиотеку. Город, расположенный в устье Нила, процветал около трёх веков. Храм Муз в Александрии включал университет, обсерваторию, ботанический сад, зоопарк и библиотеку. Среди фондов были уникальные собрания: библиотека Аристотеля, специально сделанный перевод на греческий язык Пятикнижия Ветхого Завета, книги римских, египетских, сирийских, еврейских, индийских авторов (в том числе переводные), многочисленные записки о путешествиях в различные страны мира.
С Александрийской библиотекой связаны имена многих выдающихся деятелей культуры того времени: в том числе, поэта и учёного Каллимаха. Он вошёл в историю как отец библиографии. В чём состоят его заслуги перед человечеством?
(Каллимах составил сводный каталог Александрийской библиотеки, которая являлась крупнейшим книжным собранием своего времени. «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания» — так назывался этот труд. Иногда к названию прилагают продолжение: «и того, что они написали». «Таблицы» составляют 120 томов. Это уникальный вклад в мировую библиографию — книгоописание и сегодня во многом осталось таким же, как во времена древних греков. Даже в современные электронные каталоги вносятся почти те же данные, необходимые и достаточные для идентификации изданий. Сами «Таблицы» Каллимаха не сохранились до наших дней. Однако этот труд был настолько важен, что о нём остались подробные письменные свидетельства.)
С Александрийской библиотекой связана легенда о халифе Омаре как виновнике её гибели. Пришедшие в Египет завоеватели под его руководством сожгли величайшее собрание книжной мудрости. Приводятся аргументы приказа халифа Омара. Что вам о них известно?
(«Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». После приказа полгода (!) 4 000 бань города Александрия отапливались рукописями творений древних.)
Но в действительности знаменитую библиотеку уничтожили значительно ранее арабского нашествия. Она горела во время войны Рима с Пальмирой, но потом в какой-то мере её восстановили. К полному уничтожению привёл Александрийскую библиотеку религиозный фанатизм, но не мусульманский. Господствующей религией тогда стало христианство, и епископ Александрии Феофил благословил беспощадное уничтожение библиотеки как борьбу с язычниками. Удалось ли спасти что-либо из гигантского собрания Александрийской библиотеки?
(Не уцелело ни одной книги: остались только позднейшие копии.)
В Древней Греции второй после Александрийской библиотеки считалась Пергамская. Она была обширна, богата и разнообразна, но имела специфику, связанную с тем, что в городе Пергаме родился и долгое время жил знаменитый Гален. Попробуйте догадаться, в чём было своеобразие Пергамской библиотеки.
(Гален, будучи не только выдающимся врачом, но и крупнейшим представителем медицинской науки того времени, поспособствовал превращению библиотеки в сокровищницу медицинской литературы.)
В Древнем Риме частные библиотеки были очень распространены. Профессиями, связанными с книжным делом, занималось большое количество людей. О каких профессиях идёт речь?
(Поэты, учёные, переводчики, переписчики, переплётчики, книготорговцы — все эти люди прикладывали множество усилий, чтобы книги получили широкое распространение в обществе.)
Именно тогда появился афоризм известного оратора Цицерона. Закончите выражение: «Дом без книг подобен…»
(«Дом без книг подобен телу без души».)
Римскому поэту Марциалу принадлежат эти строки:
Будешь смазана ты кедровым маслом,
С двух сторон заблестишь краской почётной,
Шарик будет резной — какая роскошь!
А кругом облекут в нежнейший пурпур,
Оглавленье блеснёт окраской кокка…
Понятно ли вам, о каком шарике идёт речь?
(В Риме, как и в Греции, книги представляли собой папирусные свитки, приклеенные к палке и навёрнутые на неё. Концы палки обычно украшались шариками из металла или слоновой кости.)
Древний Рим может справедливо гордиться, что именно там появилась первая публичная библиотека. Этим мы обязаны Азинию Поллиону, оратору, поэту, историку, критику. В публичном выступлении он произнёс следующую фразу: «Плоды человеческого разума являются общим достоянием».
В основном римляне читали греческих авторов (чаще всего — на языке оригинала). Но существовали и переводы на латынь «Одиссеи» Гомера и произведений других знаменитых писателей Греции.
Не удивительно, что в Римской империи библиотеки были при храмах. Но поражает существование библиотек при других распространённых учреждениях, не имеющих, казалось бы, к книгам никакого отношения. О чём идёт речь?
(Библиотеки существовали в некоторых термах. Это делалось для того, чтобы после посещения бани люди имели возможность вести учёные беседы, философские споры, обращаться к произведениям авторов древности.)
После падения Римской империи долгие столетия были не самыми благоприятными для развития книжного дела. Но и совсем бесплодным это время назвать нельзя. Некоторые монастыри средневековой Европы заслуженно могут считаться сокровищницами книжной культуры. Один из первых монастырей Европы «Виварий» благодаря своему основателю Кассиодору Сенатору имел известную библиотеку и первый средневековый скрипторий. Что это такое?
(Можно назвать это подразделение монастыря мастерской по переписке книг. Тут книги создавали, редактировали, исправляли ошибки в текстах, переводили с греческого на латынь, создавали оригинальные произведения, готовили комментарии, в частности, к книгам Библии.)
Чтобы почувствовать, каким тяжким трудом достигалось совершенство рукописной книги, послушайте приписку, которую сделал в то время переписчик к сборнику греческих стихотворений.
«Этот мягкий свинец, определяющий движение моих пальцев, это перо для искусных росчерков, этот ножик, расщепляющий и утончающий его, камень, на котором заостряется тростник, наконец, всю сумку с лощилкой, губкой и чернильницей, бывшими орудиями моего смиренного занятия, я приношу тебе, о Боже, потому что ослабленные возрастом руки и глаза отказываются от работы».
Как вы думаете, о каком свинце идёт речь?
(В то время переписчики использовали для разлиновки листа свинцовые карандаши.)
Кассиодору, которого называли «последним римлянином и первым человеком средневековья», принадлежит труд «Руководства к изучению божественной и светской литературы» с качественной библиографической составляющей. Когда в возрасте ста лет он скончался, библиотека этого монастыря на юге Италии была замечательна. Близ Неаполя в монастыре Монте-Кассино тоже была одна из лучших библиотек Европы.
Известны богатые библиотеки аббатств в Ирландии и Франции, в значительной мере благодаря которым сохранились и дошли до нас многие древние источники. Но было бы несправедливым считать, что книжные сокровища Азии были скромнее европейских. В средневековом Багдаде, например, было два миллиона жителей, двести тысяч домов, сто книжных лавок.
Арабские книги отличались необычайными художественными достоинствами. Они имели высококачественную бумагу (по китайским рецептам), краски, позолоту. Иллюстрации в виде роскошных миниатюр, каллиграфия, особый арабский почерк, заставки, концовки, орнамент на полях, переплёты из дорогой кожи, парчи, шёлка — всё это способствовало тому, что книга имела высокий статус.
Среди халифов было много любителей книги. В книжных собраниях было много переводных произведений. «Илиада» и «Одиссея» Гомера, например, были переведены на сирийский язык. Можно было найти книги не только греков, но и персов, индийцев, естественно арабов. Как вы думаете, какую арабскую книгу, известную уже тогда, сегодня знают во всём мире?
(Сказки «Тысяча и одна ночь».)
Библиотеки в Халифате имелись у многих придворных, библиотеки были в каждой крупной мечети. В средневековом городе Мерве, например, было 12 общественных библиотек. Один исследователь древних книг остроумно заметил, что все знаменитые греки перешли в Европу по арабскому мосту: Аристотель, Птолемей, Гиппократ — в латинских переводах с арабского. А потом с течением бесчисленных войн библиотеки захватывались и уничтожались. Вот почему сегодня каждая древняя книга представляет огромную ценность и интерес.
А знакомство с историей древних библиотек показывает, что именно они на протяжении веков обеспечивали сохранность книжных богатств. От каких угроз спасали они древние книги?
(Среди многочисленных угроз, которые являлись причинами утрат (иногда невосполнимых) книжных памятников, войны, фанатизм, невысокий уровень образования основной массы населения.)
Элита любой страны всегда представляет собой небольшой сегмент населения. История показывает, что библиотекари были людьми, самоотверженно служившими книгам. Именно эти люди собирали, хранили, реставрировали, размножали книги, обеспечивали использование источников заинтересованными лицами. Это было иногда крайне сложно. Приведем несколько красноречивых примеров.
Вот рассуждение одного из современников Папы Григория I:
«К чему вся эта нищета мирских знаний, какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых поэтов — Гомера, Вергилия, Менандра — читающим их? Какую пользу, спрашиваю, принесут христианской семье Саллюстий, Геродот, Ливий, историки-язычники? Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа? В чём полезны нам причудливые измышления Флакка, Солина, Варрона, Плавта, Цицерона?»
Сохранилось письмо Папы Римского одному из епископов, где есть такие слова: «Ты, кажется, учишь грамматике — я не могу повторить этого не краснея. Я печален и вздыхаю. Докажи, что ты не занимаешься вздорными светскими науками, и мы будем прославлять Господа нашего».
Вот фрагмент описания штурма Александрийской библиотеки из очерка А. Штекли «Гипатия, дочь Теона». Писатель воспроизводит картину, используя имеющиеся исторические свидетельства:
«Фанатики, обуреваемые духом разрушения, крушили всё, что попадалось под руку: разбивали статуи, выламывали двери, портили фрески…
В толпе раздались возмущённые голоса. Тогда кто-то из монахов крикнул, что следует немедля уничтожить всю языческую нечисть — книги идолопоклонников. Толпа ринулась к библиотеке. Безумие надо было остановить любой ценой! Горстка учёных с оружием в руках защищала подступы к книгохранилищу. Некоторые из них проявили чудеса храбрости. Элладий, например, один сразил девятерых. Но всё напрасно. Силы были слишком неравны. Люди, обезумевшие от убийств, ворвались в помещение библиотеки. Бесценные книжные богатства, сохранённые и приумноженные трудами многих поколений учёных, оказались добычей тёмных, пышущих ненавистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полок, рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в своё время отдавали целые состояния, вышвыривались во двор. Там собирали их в кучи и раскладывали костры…»
А вот какие наказания для книг измыслил один из халифов: некоторые работы, содержавшие древние науки, были сожжены, некоторые — брошены в колодцы дворца, некоторые — погребены под землёй и камнями…
Сложно чему-либо удивляться, если среди наказаний были самые экзотичные. Например, когда авторы обязаны были съесть собственные сочинения. Такие случаи знала Германия, скандинавские страны. Были варианты, когда автору давали выбирать: быть приговорённым к отсечению головы либо съесть книгу. Сомнительный выбор, надо признаться.
Чаще всего книги приговаривались к сожжению, причём это безобразное зрелище оформлялось как праздничное, как торжество закона. Классик мировой литературы Гёте записал свои впечатления от присутствия на таком зрелище. Он обратил внимание на то, что присутствующие, как и он сам, стремились поймать взлетевшие на воздух обгорелые листы.
Но всё равно некоторые книги пережили века, обрели поистине мировую известность, оказали огромное влияние на мировую культуру. Не будь библиотек, их шансы сохраниться были бы ничтожны. А так даже в течение XX века неоднократно всплывали книги, не понятно, каким чудом сохранившиеся. Через десять столетий после их выхода в свет были найдены тангутские книги. Тангуты имели собственное государство в районе Тибета ещё в X веке. Уничтожено оно было войсками Чингисхана.
Книги тангутов поразительны: бумажные свитки, книги-гармоники, почти современного вида тома (только текст с одной стороны листа). Значительная часть тангутских книг — печатные. Тиражи (это за несколько столетий до изобретения книгопечатания Гуттенбергом) потрясают: от 50 до 100 тысяч экземпляров.
Содержание этих книг тоже изумляет: китайско-тангутский словарь «Жемчужина в руке», историческое сочинение «Сокровенное сказание», семитомная энциклопедия «Лес категорий», сборник пословиц и поговорок «Море смысла» и др.
У древних книг разных народов мира бывают специфические особенности. Сохранились, например, в Бирме уникальные книги, связанные с экзотическим для многих других стран материалом. Там слово «сабей» (что значит «литература, письменный памятник») первоначально значило: «писать на…» Что эго за материал?
(Пальмовые листья.)
Интересно, что организация самых замечательных библиотек, как правило, связана с деятельностью конкретных людей. Одна из лучших библиотек Паганского царства (Бирма) была основана в XI веке Тилуином Маном. Этот царь придерживался точки зрения, что все его подданные равны, не зависимо оттого, к какому народу принадлежат и какую веру исповедуют. Он говорил: «Я хочу, чтобы каждый в нашем государстве был сыт, не боялся будущего, не боялся войны».
Понимаете ли вы, как сохранённые библиотеками древние источники повлияли на дальнейшее развитие человечества?
Давайте вспомним, как начиналась эпоха Возрождения. Расцвет культуры не возник на пустом месте, вне связи с достижениями предшественников. Если говорить о науке, тут связь очевидна. Без «Начал» Эвклида или «Звёздных таблиц» Улугбека последующее развитие науки (геометрии, астрономии) было бы совсем иным.
Но древние книги имели огромное значение и для развития искусства. Без поэмы Лукреция Кара «О природе вещей» не возникла бы в известном всем виде лучшая картина Сандро Боттичелли «Весна». Многих шедевров мировой литературы последних двух столетий, например, не существовало, если бы не удалось сохранить книги древних греков и римлян.
Подошло к концу наше импровизированное путешествие по древнейшим библиотекам различных стран. На что мы хотели обратить ваше особое внимание?
Библиотеки доказывали в течение самых разных периодов развития общества свою значимость. Они существовали (по-разному) и в условиях расцвета, и в условиях упадка, но всегда выполняли важные для общества функции.
Профессия библиотекаря имеет славные традиции. Она уходит корнями в глубокую древность, даёт примеры самоотверженного служения и высокого профессионализма.
Информационные технологии коренным образом изменили облик современной библиотеки и продолжают его менять, расширяя возможности пользователей, предлагая дополнительные услуги. Но нельзя правильно понимать специфику библиотек и адекватно оценивать их роль в обществе, не зная истории их развития.
И последний аспект, на который надо обратить внимание. Библиотека — учреждение, которое содействует использованию различных информационных ресурсов, в том числе преимущественно книжных фондов, и осуществляет поддержку чтения.
Сегодня для значительной части населения книги не представляют большой ценности, и потому нередко можно увидеть стопки и даже груды книг, бездумно вынесенные к мусорным ящикам. Это, конечно, не груды книг для публичного сожжения или стопки книг, изорванные варварами в клочья при погроме. Но хорошие книги, сваленные у мусорных ящиков только потому, что кому-то не доступно понимание их ценности, — это не свидетельство высокой культуры.
Если в вашем доме есть книги, которые вам не нужны, не спешите с ними к мусорным ящикам. Вспомните про учреждения, которые в разные времена назывались по-разному: «дома табличек», «приюты мысли», «аптеки для души». Всегда при этом оставались ещё и «книгохранительными палатами». Принесите и отдайте в библиотеку не нужные вам книги — тогда судьба их сложится совсем по-другому. Не стоит забывать, что библиотеки называли ещё и «хранителями вечности».