Все самое интересное о хранителях вечности и древних библиотеках

Библиотечный урок

 

Какие бы общественные сдвиги не двигались,

а их — не сосчитать,

библиотеки выдавали книги…

Борис Слуцкий

 

Ведущая:

Уважаемые библиотекари! Сегодня мы будем демонстрировать свои, как наде­емся, глубокие познания, связанные с историей книги. Мы должны показать, что не только любим книгу, но и знаем её историю. Одна из главных задач не в том, чтобы показать, сколько нам всего известно. Скорее, мы хотели бы продемонстрировать, сколько всего интересного о книгах, их создателях и почитателях вы можете ещё узнать.

Одними из самых древних книг, известных человечеству, являются папирусы.

Древнейшему из них три тысячи лет? А может четыре или пять?

(Пять тысяч лет.)

 

История Хеттского государства, просуществовавшего семь столетий, исполнена как очевидных успехов, так и трагедий. То же можно сказать и про их уникальные библиотеки. В XIII сто­летии до н. э. столица хеттов Хеттусас полностью была уничто­жена пожаром. Часть уникальных фондов пропала навсегда. Что было навсегда утрачено, а что удалось перевести спустя два с половиной тысячелетия?

(Деревянные таблички сгорели, а глиняные (огнестойкие, на семи языках) — сохранились.)

Библиотеки древних хеттов имели каталоги, их библиотекари создали науку о хранении книг. На территории какого современ­ного государства жили хетты?

(На территории Турции.)

 

Четыре тысячи лет назад появилось уникальное литератур­ное произведение — «Сказка потерпевшего кораблекрушение». Написанное в Древнем Египте, оно было переведено на многие языки мира и стало древнейшим в мировой литературе образ­цом особой повести. Какой?

(Приключенческой повести.)

Уже в литературе древних хеттов были «записи недосмотров и глупостей» — своеобразный литературный жанр, известный сегодня каждому. Что это за жанр и кто были, с вашей точки зре­ния, его герои?

(Короткие рассказы юмористического характера, среди героев которых были нечестные чиновники, судьи-бюрократы, полководцы, заботящиеся о докладах царю про победы больше, чем о самих победах.)

Древний Египет подарил человечеству образцы многих лите­ратурных жанров, в том числе вот такого, к примеру:

Благоуханье твоё — благоуханье бальзама.

Кожу твою уподоблю кожице нежного плода.

Жизненной силе зерна жизнь уподоблю твою.

Восходящее солнце — твой лик.

Весёлости полон твой взор…

Что это за жанр?

(Любовная лирика.)

 

Где появилась первая в мире энциклопедия?

(В Древнем Египте, в одном из Домов Жизни (учреждения жре­цов) писец Аменопе создал книгу «Наставление, которое делает человека умным, обучает невежду»).

 

Древним грекам человечество обязано многими достижени­ями. Труд, упорство, изобретательность были положены в основу этих достижений. Какой выдающийся греческий философ обла­дал для своего времени уникальной библиотекой в 40 000 свит­ков? В её создании принимал участие знаменитый ученик и вос­питанник философа. Кому принадлежала библиотека? Кто был самым известным учеником философа?

(Библиотека принадлежала Аристотелю, а помощь учителю в её создании оказывал Александр Македонский.)

Древняя Греция подарила цивилизации уникальные литера­турные достижения, достоинства которых не померкли в тече­ние многих столетий. Жемчужиной древнегреческой культуры называют Александрийскую библиотеку. Город, расположенный в устье Нила, процветал около трёх веков. Храм Муз в Алексан­дрии включал университет, обсерваторию, ботанический сад, зоопарк и библиотеку. Среди фондов были уникальные собра­ния: библиотека Аристотеля, специально сделанный перевод на греческий язык Пятикнижия Ветхого Завета, книги римских, египетских, сирийских, еврейских, индийских авторов (в том числе переводные), многочисленные записки о путешествиях в различные страны мира.

С Александрийской библиотекой связаны имена многих выдающихся деятелей культуры того времени: в том числе, поэта и учёного Каллимаха. Он вошёл в историю как отец библиогра­фии. В чём состоят его заслуги перед человечеством?

(Каллимах составил сводный каталог Александрийской библи­отеки, которая являлась крупнейшим книжным собранием сво­его времени. «Таблицы тех, кто прославился во всех областях зна­ния» — так назывался этот труд. Иногда к названию прилагают продолжение: «и того, что они написали». «Таблицы» составляют 120 томов. Это уникальный вклад в мировую библиографию — книгоописание и сегодня во многом осталось таким же, как во времена древних греков. Даже в современные электронные каталоги вно­сятся почти те же данные, необходимые и достаточные для иден­тификации изданий. Сами «Таблицы» Каллимаха не сохранились до наших дней. Однако этот труд был настолько важен, что о нём остались подробные письменные свидетельства.)

 

С Александрийской библиотекой связана легенда о халифе Омаре как виновнике её гибели. Пришедшие в Египет завоева­тели под его руководством сожгли величайшее собрание книж­ной мудрости. Приводятся аргументы приказа халифа Омара. Что вам о них известно?

(«Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». После приказа полгода (!) 4 000 бань города Александрия отапливались рукописями творений древних.)

 

Но в действительности знаменитую библиотеку уничто­жили значительно ранее арабского нашествия. Она горела во время войны Рима с Пальмирой, но потом в какой-то мере её восстановили. К полному уничтожению привёл Александрий­скую библиотеку религиозный фанатизм, но не мусульманский. Господствующей религией тогда стало христианство, и епископ Александрии Феофил благословил беспощадное уничтожение библиотеки как борьбу с язычниками. Удалось ли спасти что-либо из гигантского собрания Александрийской библиотеки?

(Не уцелело ни одной книги: остались только позднейшие копии.)

В Древней Греции второй после Александрийской библио­теки считалась Пергамская. Она была обширна, богата и разно­образна, но имела специфику, связанную с тем, что в городе Пергаме родился и долгое время жил знаменитый Гален. Попробуйте догадаться, в чём было своеобразие Пергамской библиотеки.

(Гален, будучи не только выдающимся врачом, но и крупнейшим представителем медицинской науки того времени, поспособствовал превращению библиотеки в сокровищницу медицинской литературы.)

 

В Древнем Риме частные библиотеки были очень распростра­нены. Профессиями, связанными с книжным делом, занималось большое количество людей. О каких профессиях идёт речь?

(Поэты, учёные, переводчики, переписчики, переплётчики, книготорговцы — все эти люди прикладывали множество усилий, чтобы книги получили широкое распространение в обществе.)

 

Именно тогда появился афоризм известного оратора Цице­рона. Закончите выражение: «Дом без книг подобен…»

(«Дом без книг подобен телу без души».)

 

Римскому поэту Марциалу принадлежат эти строки:

Будешь смазана ты кедровым маслом,

С двух сторон заблестишь краской почётной,

Шарик будет резной — какая роскошь!

А кругом облекут в нежнейший пурпур,

Оглавленье блеснёт окраской кокка…

Понятно ли вам, о каком шарике идёт речь?

(В Риме, как и в Греции, книги представляли собой папирусные свитки, приклеенные к палке и навёрнутые на неё. Концы палки обычно украшались шариками из металла или слоновой кости.)

Древний Рим может справедливо гордиться, что именно там появилась первая публичная библиотека. Этим мы обязаны Азинию Поллиону, оратору, поэту, историку, критику. В публичном выступлении он произнёс следующую фразу: «Плоды человече­ского разума являются общим достоянием».

В основном римляне читали греческих авторов (чаще всего — на языке оригинала). Но существовали и переводы на латынь «Одис­сеи» Гомера и произведений других знаменитых писателей Греции.

Не удивительно, что в Римской империи библиотеки были при храмах. Но поражает существование библиотек при других распространённых учреждениях, не имеющих, казалось бы, к книгам никакого отношения. О чём идёт речь?

(Библиотеки существовали в некоторых термах. Это делалось для того, чтобы после посещения бани люди имели возможность вести учёные беседы, философские споры, обращаться к произведе­ниям авторов древности.)

 

После падения Римской империи долгие столетия были не самыми благоприятными для развития книжного дела. Но и совсем бесплодным это время назвать нельзя. Некоторые мона­стыри средневековой Европы заслуженно могут считаться сокровищницами книжной культуры. Один из первых монасты­рей Европы «Виварий» благодаря своему основателю Кассиодору Сенатору имел известную библиотеку и первый средневе­ковый скрипторий. Что это такое?

(Можно назвать это подразделение монастыря мастерской по переписке книг. Тут книги создавали, редактировали, исправляли ошибки в текстах, переводили с греческого на латынь, создавали оригинальные произведения, готовили комментарии, в частности, к книгам Библии.)

 

Чтобы почувствовать, каким тяжким трудом достигалось совер­шенство рукописной книги, послушайте приписку, которую сде­лал в то время переписчик к сборнику греческих стихотворений.

«Этот мягкий свинец, определяющий движение моих пальцев, это перо для искусных росчерков, этот ножик, расщепляющий и утончающий его, камень, на котором заостряется тростник, нако­нец, всю сумку с лощилкой, губкой и чернильницей, бывшими ору­диями моего смиренного занятия, я приношу тебе, о Боже, потому что ослабленные возрастом руки и глаза отказываются от работы».

Как вы думаете, о каком свинце идёт речь?

(В то время переписчики использовали для разлиновки листа свинцовые карандаши.)

 

Кассиодору, которого называли «последним римлянином и первым человеком средневековья», принадлежит труд «Руко­водства к изучению божественной и светской литературы» с качественной библиографической составляющей. Когда в воз­расте ста лет он скончался, библиотека этого монастыря на юге Италии была замечательна. Близ Неаполя в монастыре Монте-Кассино тоже была одна из лучших библиотек Европы.

Известны богатые библиотеки аббатств в Ирландии и Фран­ции, в значительной мере благодаря которым сохранились и дошли до нас многие древние источники. Но было бы неспра­ведливым считать, что книжные сокровища Азии были скром­нее европейских. В средневековом Багдаде, например, было два миллиона жителей, двести тысяч домов, сто книжных лавок.

Арабские книги отличались необычайными художествен­ными достоинствами. Они имели высококачественную бумагу (по китайским рецептам), краски, позолоту. Иллюстрации в виде роскошных миниатюр, каллиграфия, особый арабский почерк, заставки, концовки, орнамент на полях, переплёты из дорогой кожи, парчи, шёлка — всё это способствовало тому, что книга имела высокий статус.

Среди халифов было много любителей книги. В книжных собраниях было много переводных произведений. «Илиада» и «Одиссея» Гомера, например, были переведены на сирийский язык. Можно было найти книги не только греков, но и персов, индийцев, естественно арабов. Как вы думаете, какую арабскую книгу, известную уже тогда, сегодня знают во всём мире?

(Сказки «Тысяча и одна ночь».)

Библиотеки в Халифате имелись у многих придворных, библиотеки были в каждой крупной мечети. В средневековом городе Мерве, например, было 12 общественных библиотек. Один исследователь древних книг остроумно заметил, что все знаменитые греки перешли в Европу по арабскому мосту: Ари­стотель, Птолемей, Гиппократ — в латинских переводах с араб­ского. А потом с течением бесчисленных войн библиотеки захва­тывались и уничтожались. Вот почему сегодня каждая древняя книга представляет огромную ценность и интерес.

А знакомство с историей древних библиотек показывает, что именно они на протяжении веков обеспечивали сохранность книжных богатств. От каких угроз спасали они древние книги?

(Среди многочисленных угроз, которые являлись причинами утрат (иногда невосполнимых) книжных памятников, войны, фана­тизм, невысокий уровень образования основной массы населения.)

 

Элита любой страны всегда представляет собой небольшой сегмент населения. История показывает, что библиотекари были людьми, самоотверженно служившими книгам. Именно эти люди собирали, хранили, реставрировали, размножали книги, обеспечивали использование источников заинтересованными лицами. Это было иногда крайне сложно. Приведем несколько красноречивых примеров.

Вот рассуждение одного из современников Папы Григория I:

«К чему вся эта нищета мирских знаний, какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых поэтов — Гомера, Вергилия, Менандра — читающим их? Какую пользу, спрашиваю, принесут христианской семье Саллюстий, Геродот, Ливий, историки-язычники? Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа? В чём полезны нам причудливые измышления Флакка, Солина, Варрона, Плавта, Цицерона?»

Сохранилось письмо Папы Римского одному из епископов, где есть такие слова: «Ты, кажется, учишь грамматике — я не могу повторить этого не краснея. Я печален и вздыхаю. Докажи, что ты не занимаешься вздорными светскими науками, и мы будем прославлять Господа нашего».

Вот фрагмент описания штурма Александрийской библио­теки из очерка А. Штекли «Гипатия, дочь Теона». Писатель вос­производит картину, используя имеющиеся исторические сви­детельства:

«Фанатики, обуреваемые духом разрушения, крушили всё, что попадалось под руку: разбивали статуи, выламывали двери, портили фрески…

В толпе раздались возмущённые голоса. Тогда кто-то из монахов крикнул, что следует немедля уничтожить всю язы­ческую нечисть — книги идолопоклонников. Толпа ринулась к библиотеке. Безумие надо было остановить любой ценой! Гор­стка учёных с оружием в руках защищала подступы к книгохра­нилищу. Некоторые из них проявили чудеса храбрости. Элладий, например, один сразил девятерых. Но всё напрасно. Силы были слишком неравны. Люди, обезумевшие от убийств, ворва­лись в помещение библиотеки. Бесценные книжные богатства, сохранённые и приумноженные трудами многих поколений учё­ных, оказались добычей тёмных, пышущих ненавистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полок, рвали, топ­тали ногами. Рукописи, за которые в своё время отдавали целые состояния, вышвыривались во двор. Там собирали их в кучи и раскладывали костры…»

А вот какие наказания для книг измыслил один из халифов: некоторые работы, содержавшие древние науки, были сожжены, некоторые — брошены в колодцы дворца, некоторые — погре­бены под землёй и камнями…

Сложно чему-либо удивляться, если среди наказаний были самые экзотичные. Например, когда авторы обязаны были съесть собственные сочинения. Такие случаи знала Германия, скандинавские страны. Были варианты, когда автору давали выбирать: быть приговорённым к отсечению головы либо съесть книгу. Сомнительный выбор, надо признаться.

Чаще всего книги приговаривались к сожжению, причём это безобразное зрелище оформлялось как праздничное, как тор­жество закона. Классик мировой литературы Гёте записал свои впечатления от присутствия на таком зрелище. Он обратил вни­мание на то, что присутствующие, как и он сам, стремились поймать взлетевшие на воздух обгорелые листы.

Но всё равно некоторые книги пережили века, обрели поис­тине мировую известность, оказали огромное влияние на миро­вую культуру. Не будь библиотек, их шансы сохраниться были бы ничтожны. А так даже в течение XX века неоднократно всплы­вали книги, не понятно, каким чудом сохранившиеся. Через десять столетий после их выхода в свет были найдены тангутские книги. Тангуты имели собственное государство в районе Тибета ещё в X веке. Уничтожено оно было войсками Чингисхана.

Книги тангутов поразительны: бумажные свитки, книги-гармоники, почти современного вида тома (только текст с одной стороны листа). Значительная часть тангутских книг — печатные. Тиражи (это за несколько столетий до изобретения книгопечата­ния Гуттенбергом) потрясают: от 50 до 100 тысяч экземпляров.

Содержание этих книг тоже изумляет: китайско-тангутский словарь «Жемчужина в руке», историческое сочинение «Сокро­венное сказание», семитомная энциклопедия «Лес категорий», сборник пословиц и поговорок «Море смысла» и др.

У древних книг разных народов мира бывают специфиче­ские особенности. Сохранились, например, в Бирме уникаль­ные книги, связанные с экзотическим для многих других стран материалом. Там слово «сабей» (что значит «литература, пись­менный памятник») первоначально значило: «писать на…» Что эго за материал?

(Пальмовые листья.)

 

Интересно, что организация самых замечательных библиотек, как правило, связана с деятельностью конкретных людей. Одна из лучших библиотек Паганского царства (Бирма) была основана в XI веке Тилуином Маном. Этот царь придерживался точки зрения, что все его подданные равны, не зависимо оттого, к какому народу принадлежат и какую веру исповедуют. Он говорил: «Я хочу, чтобы каждый в нашем государстве был сыт, не боялся будущего, не боялся войны».

Понимаете ли вы, как сохранённые библиотеками древние источники повлияли на дальнейшее развитие человечества?

Давайте вспомним, как начиналась эпоха Возрождения. Рас­цвет культуры не возник на пустом месте, вне связи с достиже­ниями предшественников. Если говорить о науке, тут связь оче­видна. Без «Начал» Эвклида или «Звёздных таблиц» Улугбека последующее развитие науки (геометрии, астрономии) было бы совсем иным.

Но древние книги имели огромное значение и для развития искусства. Без поэмы Лукреция Кара «О природе вещей» не воз­никла бы в известном всем виде лучшая картина Сандро Ботти­челли «Весна». Многих шедевров мировой литературы послед­них двух столетий, например, не существовало, если бы не уда­лось сохранить книги древних греков и римлян.

Подошло к концу наше импровизированное путешествие по древнейшим библиотекам различных стран. На что мы хотели обратить ваше особое внимание?

Библиотеки доказывали в течение самых разных перио­дов развития общества свою значимость. Они существовали (по-разному) и в условиях расцвета, и в условиях упадка, но всегда выполняли важные для общества функции.

 

Профессия библиотекаря имеет славные традиции. Она ухо­дит корнями в глубокую древность, даёт примеры самоотвер­женного служения и высокого профессионализма.

Информационные технологии коренным образом изменили облик современной библиотеки и продолжают его менять, расши­ряя возможности пользователей, предлагая дополнительные услуги. Но нельзя правильно понимать специфику библиотек и адекватно оценивать их роль в обществе, не зная истории их развития.

И последний аспект, на который надо обратить внимание. Библиотека — учреждение, которое содействует использованию различных информационных ресурсов, в том числе преимущественно книжных фондов, и осуществляет под­держку чтения.

Сегодня для значительной части населения книги не пред­ставляют большой ценности, и потому нередко можно увидеть стопки и даже груды книг, бездумно вынесенные к мусорным ящикам. Это, конечно, не груды книг для публичного сожжения или стопки книг, изорванные варварами в клочья при погроме. Но хорошие книги, сваленные у мусорных ящиков только потому, что кому-то не доступно понимание их ценности, — это не свидетельство высокой культуры.

Если в вашем доме есть книги, которые вам не нужны, не спе­шите с ними к мусорным ящикам. Вспомните про учреждения, которые в разные времена назывались по-разному: «дома табли­чек», «приюты мысли», «аптеки для души». Всегда при этом оставались ещё и «книгохранительными палатами». Принесите и отдайте в библиотеку не нужные вам книги — тогда судьба их сложится совсем по-другому. Не стоит забывать, что библиотеки называли ещё и «хранителями вечности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *