Дороги, которые мы выбираем

Пильнов, М. Дороги, которые мы выбираем / М. Пильнов.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1998. – 23 июня. —  С. 2.

 

  Жизнь — это не только серые будни, случа­ются в них и праздники. Даже такое непростое время, в котором мы сегодня живем. Подтверждением тому состоявшийся у нас в Мелеузе VI республиканский фестиваль киновидеофильмов «Земля и люди». На суд зрителей и жюри было пред­ставлено 60 работ. Наша газета подробно освещала это культурное событие, ознакомив читателей и с его итогами.

   Событие это неординарное, хотя бы уже потому, что с момента последнего смотра прошло во­семь лет. Вот почему хотелось бы поговорить о нем более подробно. Во-первых в отличие от прошлых смотров, а нынешнем принимали участие предста­вители трех номинаций: Государственной телерадиокомпании «Башкортостан», городских телеканалов и мы, кинолюбители народных студий. Естественно, и оценивались работы по степени профессионализма людей, причастных к этому виду искусства.

   Не вдаваясь в подробный анализ всех картин, остановлюсь лишь на тех, которые «стенокардийным» всплеском прошлись по твоему сердцу. Оговорюсь сразу, что очередность демонстрации фильмов, ис­ключая ГТРК, осуществлялась по жребию, исходя из чего и была со­ставлена программа. А посему на вспыхнувшем телеэкране первым по­явился фильм кинорежиссера из Татарстана Вади­ма Дросина «Полет с острова смерти». В основе картины — трагический рассказ Героя Советского Со­юза летчика Михаила Девятаева, сумевшего с се­мью товарищами, обреченными на верную гибель, бежать из фашистского концлагеря на вражеском транспортном самолете с затерявшегося в океане острова, с которого немцы запускали свои смерто­носные ФАУ. Суть такова. Воспользовавшись обе­денным перерывом немецких летчиков — дело происходило на аэродроме, который обслуживали со­ветские военнопленные — обессиленные от недо­едания узники с трудом запустили и подняли само­лет в воздух (и то лишь со второго захода) и пре­следуемые фашистами, нырнув в спасительные облака, сумели при полном баке заправки добраться до родных берегов. Ну, а дальше… А дальше (вот уж поистине мир огромен и уродлив) вместо радостных объятий со своими, экипаж был переправ­лен в новый, но уже свой, «родной» концлагерь, из которого удалось выбраться лишь спустя четыре года. Фильм, естественно, был признан одним из лучших. Нам, свидетелям и участникам той страш­ной войны, тема, затронутая автором фильма, была особенно дорога, тем более что прозвучала она на смотре еще раз лишь у мечетлинских кинолю­бителей в их работе «Высокие Татры». Знать, вре­мя безжалостно одинаково стирает и сажу, и позолоту, коль столь значимое в уходящем веке самое трагическое событие так быстро предается забве­нию.

   Порадовал жюри своей неординарностью и фильм благоварского кинолюбителя Аниса Габдрах­манова сумевшего остро и правдиво отразить слов­но в зеркале время, в которое загнала нас новая вла­сть, фильм, дохнувший на нас некрасовской деревней Терпигорево из пяти дворов, огороженных ветром и покрытых небом, так и назван: «Время, смилуйся над нами». Героиня фильма — самая молодая из старух, наделенная Божьим даром сочинять «на ходу» стихи, находит в этом занятии на краю жизни единственное себе утешение, изливая в нем свою безрадостную судьбу, а если быть совсем точным — обкраденную старость и… любовь к земле, на которой она роди­лась и уже приглянула место для вечного покоя за углом дома, у милой березки. Ее стихотворная исповедь — это надмогильный гимн, крик души.

   С ней в искусстве стихосложения как бы перекликается и фильм кинолюбительницы из Учалов Л. Суюндюковой «Баба Надя из Скрябинки», с той лишь разницей, что ее героиня с оптимистическим настро­ем, у которой каждый шаг одет в строку четверости­шья или в куплет задиристой частушки о деревне, о речке, омывающей края огородов, о жителях, кото­рых она, наделив рифмой, перечисляет словно сол­дат на вечерней поверке. Если в деревне погас свет, на другой день местному электрику персональное «поздравление» либо частушкой, либо колючими строчками четверостишия. Пилорама криво пилит — тот же «пламенный привет». Слушая ее разносторон­ние лирические произведения, соседи, держась за животы, на бабу Надю нисколько не в обиде, а на­оборот, ждут от нее описания своих портретов в но­вых «виршах».

   Из профессиональных работ болью по сердцу прошелся фильм кинорежиссера ГТРК Г. Халилова «Дороги, которые нас выбирают». Возвратился после службы домой солдат, пожил в родной деревне два месяца (Старый Сибай Баймакского района) и собрал­ся бежать «куда глаза глядят». В совхозе, где он ус­пел поработать, деньги за труд, как и по всей стране, годами не платят, зато пьют все повально. Станешь отказываться — грозят, недалеко и до беды. Вот и ре­шил парень податься за призрачным счастьем в Си­бирь. Только где она, та «синяя птица»?

   Мир у твоего окна очень сложен и противоречив. И все-таки большая часть работ была пронизана оп­тимизмом и надеждой на лучшее будущее. Очень по­нравились все три фильма Ирины Старковой из Туймазов, с которых прослеживается любовь автора к своему городу, людям, живущих в нем. Старейший кинолюбитель из Уфы, ветеран воины и лю­бительского кино Юрий Андреевич Бельский (нас таких в республике осталось трое) в содружестве с Аликом Валеевым показали замечательный фильм о курорте Янгантау. Яркостью красок по­корили фильмы телерадиоканала г. Салавата — автора В. Стаханова о природе, об увлеченности ребят из Дворца культуры, трудном поединке спортсменов, вернувшихся из Канады.

   Мы, мелеузовские киношники, тоже вроде «не ударили в грязь лицом» — фильм нашей студии «По следам «Зернышка»» был единственным, встречен после показа дружными аплодисмен­тами. Благо каждый си­дящий в зале в этой ки­ноисповеди увидел как бы сам себя. Фильм сту­дии «Сатурн» «Братья» так же стал лауреатом смотра.

   Не вдаваясь в дальнейшее перечисление достоинств и недостатков представленных на суд жюри фильмов (некоторые из них просто снимали с просмотра), хотелось бы остановиться еще на одной отли­чительной черте этого фестиваля. В былые времена после вот таких просмотров и разборов каждой любительской киноленты, мы уходили из зала «с мокрой рубахой на спине» и душевной клятвой больше не брать в руки кинокамеру. И это при том, что в этих же руках у нас были дипломы, Почетные грамоты и даже ценные подарки, вро­де тех же магнитофонов, кинопроекторов, кино­камер… А так как та система была очень щедра на бесплатный труд (вспомните хотя бы о десят­ке ваших общественных поручений), то тебе в качестве личного подарка вручалась копеечная безделушка или символический предмет, вроде отлитого из олова пионера с приподнятой в салюте рукой, которым, как метко заметил один наш коллега — хорошо колоть грецкие орехи.

   На этом смотре все авторы фильмов-лауреа­тов были поощрены кто цветным телевизором, кто видеомагнитофоном, кто музыкальным центром, другими ценными подарками. Автор этих строк тоже не был обойден вниманием и мне хочется просто от души поблагодарить руководство администрации города и района за оценку моего многолетнего труда и заверить, что самые интересные фильмы нашей студии еще впереди. Еще бы я хотел выразить также признательность ди­ректору АТП «Башавтотранс» К. К. Маматказину и слесарям, вернувшим молодость нашей «старушке-полуторке, ставшей визитной карточкой всех четырех фестивалей, состоявшихся на на­шей мелеузовской земле.

М. Пильнов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *