Андреево поле

Габдуллина, Л. Андреево поле / Л. Габдуллина ; фото Б. Яворского.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1989. – 10 октября. – С. 1.

 

     Дом тракториста Виктора Тарасова деревне Самаро-Ивановка мы нашли сразу. Не новый, но доброт­ный и даже красивый, ухожены и надворные построй­ки, во всем чувствуется хорошая хозяйская рука. Когда-то Тарасов жил в Салавате, имел квартиру, но, как говорится потянуло на землю, да и родители, живущие в деревне, немолоды, тяжело им стало хо­зяйство вести, вот и обменялись они с сыном жильем. Стал Виктор трактористом. Сейчас у него семья, под­растают трое сыновей. Старший из них, четырнадцати­летний Андрей в этом году самостоятельно работал на тракторе.

   Когда директор совхоза «Араслановский» М. Ш. Вахитов назвал фамилию самого молодого тракторис­та, работавшего этим ле­том в совхозе, то вообра­жение нарисовало невысокого паренька, коренас­того, с напускным выражением невозмутимости и со­лидности. Но высокий, худенький Андрей, с тонкими чертами лица, разрушил стереотипы юного сельско­го механизатора. Не очень-то хорошо представлялся этот паренек (больше по­хожий на ученика музыкаль­ной школы) за рычагами трактора. Но такой неоспо­римый факт, как поле в 240 гектаров, вспаханное Андреем, не мог оставить никаких сомнений. Андрей выполнил все операции земледельца – сеял, па­хал. Где с подсказкой отца, где дойдя своим умом. Ан­дреево поле лежит перед самым домом, дожидаясь весны. Из окон видны были огоньки от светящихся фар работающего поздно вече­ром трактора. Мать все беспокоилась за Андрея, другие мальчишки отдыха­ют все лето, а их пашет… «Ничего, – говорил отец, – работа не испортит парня», – и лишь следил, чтобы он и впрямь не надорвался, не перетрудился. Отец по­ступал разумно, в крайность не впадал. Осенью Андрей, как взрослый, принес до­мой получку – 400 руб­лей. «Дите деньги зара­ботало», – сказала мать. И все же не хочется, ей, чтобы сын как «этот сатана ходил, весь в мазуте!». А «этот сатана», то есть отец, стоит с улыбкой во весь рот: «Не велика беда – грязная одежда. Отмоется». А сын вырос таким, каким представлял в мечтах – толковым, работящим. И мать соглашается, да и как ей не понять их тягу к техни­ке, когда сама научилась водить машину, участвовала в конкурсе по вождению легкового автомобиля.

   В этом году у Андрея в жизни произошло это небольшое событие – стал самостоятельно рабо­тать на своем тракторе, закрывая свой наряд. Но, если честно, то водил трак­тор, пахал и сеял, он уже не первый год. Да только нет таких законов, чтобы подростки трудились. Вы видели список разрешен­ных видов работ для под­ростков? Кроме прополки сорняков и некоторых дру­гих видов, подросткам ни­чем заниматься нельзя. У Тарасова – старшего на это свое мнение:

   – Ходят лбы-малолетки без дела, никуда их не бе­рут, боятся ответственности за их жизни. И в школе та же история. На уроках труда, или как их сейчас на­зывают ОПТ, «общественно- полезный труд», что они делают? А если бы ребят заинтересовать, поставить им в школьной мастерской несложные станки, дать им пруток и поручить точить болты и гайки, которых не хватает, да еще оплачивать их труд, разве это плохо? Есть в нашей школе станки, да толку нету. А токарный станок во дворе ржавеет. Помню, я в школе учился, так нас учили делать нуж­ные вещи, не для галочки в журнале, а для школы, для себя. Я матери кухонный стол смастерил: до сих пор стоит! Вот мальчишки про­ходят до армии, а после армии в деревню их на аркане не затащишь. А то еще поручат ребятишкам какую-нибудь работу, а платить не станут, или запла­тят им по 20 копеек за день, как нашему Димке, они с дружками солому убирали почти месяц. Толь­ко руки отбивают. А жела­ние у пацанов к работе вначале всегда бывает, вот только никому они не нуж­ны, не хотят с ними каните­литься. Вот и мои гово­рят: «Давай, пап, землю в аренду возьмем, сами все делать будем». Даже Дима, ему девять лет, он в пя­том классе учится, – и то просит об аренде. (Что ка­сается девятилетнего пятиклассника, то никакой ошиб­ки тут нет. Отдали в школу Димку так рано, так как не с кем было оставить. Сейчас, поняв, что он «не догулял» в малышах, Дима бузит, говорит, что учиться не будет, а уйдет в прицеп­щики.

   Но заключать арендные соглашения Тара­совы не торопятся. Их главный аргумент – нет техники. Трактору, на ко­тором они сейчас работа­ют, шесть лет. Скоро спи­сывать, но этого может не произойти, так как тракто­ров не хватает. Кстати, с гусеничного все и началось: когда получил его отец, Андрей не отходил от него. Крепили, подтягивали вмес­те узлы, обкатывали. Зна­комый до последнего бол­тика трактор стал чуть ли не родным. Тогда я пред­лагаю Тарасовым проиг­рать такой вариант: они по­лучают участок земли, са­мую необходимую технику и полную самостоятельность своих действий. Сможете? Конечно, сможем, улыбается отец. И принимая игру, на­чинает прикидывать: «Так, 200-300 га земли нам с па­цанами хватит; свеклу, нет не потянем, опыту не хва­тает, я ею почти не зани­мался, зерновые можно взять…» Андрей заявляет: «Минеральные удобрения не будем брать, да? Луч­ше – навоз. Только его правильно надо раски­дать. А то вон сколько его гниет». «Правильно, сын, вон в Америке, говорят, продукция, выращенная без применения химии, дающая даже более низкий уро­жай, приносит прибыли больше. Самостоятельность – это, конечно, хорошо. Я вот в этом году впервые сеял хорошо. А то прош­лые годы как посев – так скандал до потолка. То се­мена плохие, то сеяльщи­ков нет, то еще что. Все шумят, а толку мало. Нет самостоятельности, нет от­ветственности. А может, не надо ни арендных звеньев, ни бригад, а только привести в порядок систему оплаты труда: за­работал – получи».

   С высказываниями отца согласен и Андрей. Эти проблемы понятны и ему, он с ними сталкивается каждый день, хотя ему все­го четырнадцать. Тут пришло время задать ему традицион­ный в этих случаях вопрос: «Кем ты хочешь стать?». Готова услышать: «Тракто­ристом, механизатором…». Но нет, механизатором Ан­дрей не хочет быть. Не хотел бы этого и отец, тем более мать. Отец советует поступать в сельскохозяй­ственный вуз или техникум, а сын мечтает стать воен­ным! Через год он будет поступать в Суворовское училище. Возможно, и по­ступит: учится Андрей без троек, занимается физкультурой и любимый предмет у него – физкультура.

   А жаль. Хороший по­лучился бы из него специа­лист сельского хозяйства – механик, инженер. Но вид­но, в нашем селе так не­много того, что удержало бы Андрея и других тол­ковых ребят и девчонок, понимающих, любящих зем­лю, но тем не менее поки­дающих ее…

Л. Габдуллина.

На снимке: Андрей и его отец Виктор Тарасовы.

Фото Б. Яворского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *