Файзуллина, С. Один день из жизни скорой помощи
/ С. Файзуллина ; фото автора. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2019. – 18 июня. – С. 4.
Их часто критикуют и мало благодарят. Их обзывают, на них кидаются с кулаками и блокируют в квартирах. Им бывает страшно, но они продолжают идти. Они — энтузиасты и считают свой служебный автомобиль самым лучшим, потому что он помогает им спасать жизни. Их самый большой страх — не успеть помочь, а самая большая радость — спасение пациента. Знакомьтесь: сотрудники скорой помощи Мелеузовской ЦРБ.
Отделение скорой помощи
Знакомиться с работой «скоропомощников» я пришла вечером, в шесть часов. Время пересменки. В двухэтажном здании ежесуточно работают и живут четыре бригады скорой помощи. Здесь и диспетчерская, и комната отдыха персонала. Последняя напомнила палату в пионерском лагере: кушетка, тумбочки, шкафы для одежды, стол с чайником и чашками, холодильник. Кто-то наспех перекусывает, кто-то сменил рабочую спецформу на гражданскую одежду… У одних впереди 12 часов борьбы за чьи-то жизни, другие собираются домой. В курс дела ввела диспетчер Назима Агзамова.
— Отделение скорой помощи обслуживает всё население города и района. В смену на выезде работают шесть бригад — четыре в городе, по одной — в сёлах Зирган и Нугуш. Звонки от населения принимает один диспетчер. Всё стандартно и согласно нормативам на 90 тыс. населения. Но ничего, справляемся, — говорит, улыбаясь, Назима Хусайновна.
У специалистов скорой помощи очень много «бумажной» работы.
В приёмном покое — фельдшер Юлия Журавлёва
Вызов
Фельдшер и водитель — таков состав каждой линейной бригады скорой помощи. Приподнимаю сумку с медицинскими препаратами. Килограммов семь-восемь. С такой ношей фельдшер ходит на 15-20 вызовов за смену, нередко на пятые этажи.
В 18.04 мы выезжаем на первый вызов. У порога нас встречает встревоженная женщина, у сына боли в районе живота уже второй день. Пробовала давать таблетки, не помогает. Спокойная, доброжелательная фельдшер Юлия Журавлёва осматривает подростка и принимает решение везти мальчика в приёмный покой. Дети – категория особая. Через несколько минут мы на месте. Пока фельдшер в приёмном покое заполняет бумаги и дожидается дежурного педиатра, успеваем поговорить с водителем Мусой Сафаргалиевым.
— Работа у нас, конечно, сложная, и всякое бывает. Но мы — люди привычные, не первый год работаем. Был у меня случай. Вызов к многоэтажкам, проезд узкий, умудрился припарковаться у подъезда. Юля схватила оборудование и убежала в подъезд. Серьёзный вызов был. И тут подъезжает человек на дорогом автомобиле, просит меня освободить «его парковочное место». — рассказывает Муса Абдрахманович, качая головой. — С агрессией сталкиваемся часто. Поэтому я просто отъехал, смог встать только в конце дома. Иногда угрожают проколоть колёса, не уступают дорогу и не пропускают на заправках, бывает и матом кроют, и на фельдшера с кулаками кидаются. Но и хорошего тоже много в нашей работе. Народ у нас отзывчивый, благодарный.
А теперь ещё и машина новая, с необходимым оборудованием. Работать на ней одно удовольствие.
Работать на новеньких машинах скорой медицинской помощи —
одно удовольствие
Коллектив
В «скорой» случайных людей не бывает. Именно потому, что нужно брать на себя ответственность за чужую жизнь и быстро принимать решения без дополнительных консультаций и аппаратов. Работают здесь два врача — С. Е. Лемехов (заведующий отделением), 3. В. Валитова и 30 фельдшеров.
— Мы — разновидность первичного звена помощи, принимаем и доставляем больных «с передовой». У нас нет никаких обследований и аппаратов (томография, рентген) для этого, мы не можем приглашать специалистов на консультации, в отличие от стационаров. Поэтому работа сложная, диагностировать нужно самим и брать на себя ответственность. Сюда, если пришли, то затягивает, — уверена фельдшер «скорой» Юлия Журавлёва.
Диспетчерская
В ожидании очередного вызова я снова в диспетчерской. Дежурство, по словам Гульнары Авдонкиной и Назимы Агзамовой, выдалось, на удивление, спокойным. Такое бывает редко, и всё с лихвой окупится в ночную смену. В среднем за смену поступает 60-80 вызовов. А всего же звонков и не сосчитать, не каждое телефонное обращение требует срочного выезда. Часто люди спрашивают, как поступить, какое лекарство принять, к какому доктору идти. Случается, что и балуются, отвлекая от серьёзной работы.
В отделении скорой помощи есть строгий алгоритм принятия звонков — в первую очередь диспетчер обязан узнать адрес предполагаемого больного, а уже затем выслушать жалобы и задать уточняющие вопросы. Логика вполне ясная. Самое главное — принять решение о категории вызова. Экстренные — связаны с опасностью для жизни пациента, вторая категория — это обострение хронических заболеваний, третья — включает поликлинические случаи — высокая температура и сильная головная боль. На неотложный вызов бригада направится только после выполнения экстренных вызовов. Звонки записываются и фиксируются в одной системе. И если случается что-то серьёзное, об этом знают все службы спасения.
…Звонок об экстренной помощи раздаётся в диспетчерской уже в 19.12. На трассе Уфа-Оренбург, недалеко от поворота на деревню Сабашево, — ДТП. По словам очевидцев, мотоцикл съехал в кювет, двое пострадавших. Диспетчер срочно связывается с Зирганской бригадой скорой помощи, и экипаж направляется к месту происшествия. Однако уже через несколько минут звонок от бригады: «На месте аварии никого нет». Снова уточняющие звонки очевидцам, в ГИБДД и в «скорую» г. Салавата. Пострадавшие поспешно покинули место ДТП.
— Что ж, бывает и такое, — говорит Гульнара Авдонкина. — Все службы выезжают на место вызова, а виновников аварии и след простыл…
«Сердце» скорой помощи — диспетчерская.
На звонок отвечает Назима Агзамова
И снова вызов
На следующий вызов я отправляюсь уже с другой бригадой медиков — с фельдшером Лидией Прокудиной и водителем Резяпом Мехликовым. Частный сектор, калитку нам открывает пожилой мужчина. Пациентка — его жена, жалобы на низкое давление. Лидия Александровна выслушивает больную, опытным взглядом подмечая нюансы, которые невидимы обычным людям. Психология — значительная часть работы медиков скорой помощи, и вряд ли она прописана у них в должностных инструкциях. Наверное, поэтому спокойствие и уравновешенность профессионала люди часто путают с безразличием. Дальнейший осмотр скорее призван успокоить супругов, фельдшер измеряет давление и пульс, делает инъекцию. Прощаемся и уезжаем в отделении «скорой».
Фельдшер Лидия Прокудина на очередном вызове
Фельдшер Лидия Прокудина на очередном вызове
Вместо послесловия
Ближе к десяти часам вечера чувствую усталость и собираюсь уходить домой. На прощание задаю фельдшеру Юлии Журавлёвой только один вопрос: смогла бы она оставить работу в «скорой» и перейти в стационар?
— Нет, я нашла себя здесь. Стационар и «скорая» оказывают экстренную помощь, только в стационаре у тебя есть коллеги, более спокойная ситуация, больной лежит на койке. В «скорой» же все вопросы решаешь самостоятельно. Немногие идут сюда трудиться, но и правильно, так как такая работа не для всех. Много факторов здесь: не все больные аккуратно лежат, иногда и вовсе приходится пациентов доставлять с улицы, — отвечает фельдшер. — Работа в «скорой» — это призвание, она для тех, кто не боится брать на себя ответственность и принимать сложные решения. И если — честно, здесь ты сразу видишь результат своих трудов и осознаёшь, что именно ты оказалась первой и сумела правильно всё сделать, то есть спасти человека. Это бесценное чувство.
Светлана Файзуллина.